Richard Varey

Ричард Вэри,
эксперт новозеландского портала Witchdoctor,
открывает для себя кабели марки Supra.

 

«Jenving удалось сделать продукты, которые позволяют получить те самые аудиообразы, что изначально были заложены в стерео. Забудьте о сказках. Вы можете сами услышать, что всё сделано правильно»!

Генеральная уборка в стиле Supra приносит чистое удовольствие!

Это именно то, чего не хватало моей системе. Всё началось несколько недель назад, когда я заметил на Trade Me несколько лотов. Там снова было это название, только на этот раз доступное непосредственно в Новой Зеландии. И, так как ранее я не использовал продукты шведской компании, то решил не упускать шанса. Благодаря новозеландскому дистрибьютору Марку Полглейзу я обнаружил, что продукция Supra доступна и в Новой Зеландии, хотя производится в Швеции. Если соотношение цены и качества соответствует обещаниям, тогда их вполне доступная продукция могла бы улучшить качество воспроизведения моей системы.

Концепция Jenving проста и убедительна. Просто – технология «без чёрной магии», основанная на многолетних исследованиях, и конструкция, созданная на собственном производстве. Соответствующие высоким стандартам измерения и прослушивания, что постоянно отслеживается сертифицированным персоналом.

 

Первое впечатление: однозначно, продукты с фирменными технологиями, приятным дизайном, подробными описаниями характеристик. И всё это – по привлекательным ценам. Во главе угла – качество звучания, а дизайн и добротность впечатляюще высоки: нет сомнения, что они оправдают ожидания.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Уже ушедший от нас Томми Йенвинг, основатель бренда Supra Cables, когда-то дал журналу TNT-Audio пространное интервью относительно ключевых технических моментов. Компания Jenving Technology появилась в Швеции в 1976 году и стала первым производителем аудиофильского кабеля. С этого момента и по сегодняшний день они продолжают использовать научную концепцию, инвестировать в собственное производство и стандарты качества, получив в процессе множество наград. До настоящего времени, как ни странно, они не появлялись на моем Hi-Fi-радаре. Теперь услышав о них, но еще не послушав, я в нетерпении жду прослушивания.

Я не ценю бесконечные разговоры на тему «влияют ли кабели на звучание системы». И аргументы вроде «судя по техническим данным, они – идеальны» в моём случае тоже работают. У меня ещё ни разу не вышло убедит себя в том, что можно добиться большой разницы, установив кабели совершенно другой ценовой категории.

Возможно, я кабельный сноб наоборот.

Я не собирался проверять выражение «получил то, за что заплатил» при покупке кабелей. Но, изучив спецификации и демонстрационные срезы предоставленных Supra моделей, видя качество материалов и особенности конструкции, я могу изложить некоторые мысли относительно аудиокабелей.

Система воспроизведения аудиозаписей обычно – это один или более источников, которые передают аудиосигнал на усилитель и электроакустический излучатель, чтобы воссоздать звук. В идеале выходы подключены напрямую ко входам. На практике же необходимы межблочные кабели, которые передают сигналы между компонентами. Идеальный кабель не имеет никакого влияния на состав и целостность параметров напряжения и тока: т.е. сопротивление, ёмкость и индуктивность проводника должны быть равны нулю в любой момент времени, а потери или помехи должны отсутствовать.

 

На практике кабели или влияют на звучание, добавляя собственный «почерк» к звуку, работая как фильтр, или меняют сопротивление, или же не делают ничего. Это очень важно, и тут научные познания и прослушивание собственными ушами помогают в выборе материалов, конструкции, конфигурации, а также развязки цепи, чтобы получить идеальную передачу и отклик. Инженеры Jenving Technology на этом собаку съели. У них грамотная конструкция, высокая культура производства. И всё это подкреплено аудиофильской продуктовой линейкой и принципами, заложенными инженером Томми Йенвингом.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Моей изначальной задачей было познакомиться с линейкой после прослушивания нескольких ключевых продуктов Supra. Результаты я получил весьма неожиданные. Прослушивание по-отдельности было настолько приятным опытом, что у меня родилась смелая идея. Мне весьма понравилось то, что я увидел и услышал: моя система зазвучала, как после «генеральной уборки», а кабели внезапно приобрели статус «совершенно необходимой инвестиции». Я никогда даже не предполагал, что подобная «чистка» (от разномастных проводов других производителей) может быть столь полезной!

Некоторые фразы остаются в памяти долгие годы: «Денег нет, но вы держитесь», «Никогда ещё так много не зависело от столь немногих», «Пришёл. Увидел. Победил». И ещё – «Мне так понравился продукт, что я купил всю компанию».

Ok, но в отличие от Виктора Киама, я не покупал! Но, тем не менее, поменял каждый сетевой кабель на главных источниках и усилителях, все аналоговые и цифровые кабели, включая USB и Ethernet. Я начал с чистого листа, заменив все кабели, систему фильтрации и защиты питания на продукты Supra Cables.

До этого момента я был вполне удовлетворён звучанием моей системы. Я всегда уделял достаточно качеству прослушивания музыки. Моя система – итог более чем сорокалетнего увлечения. Тем не менее, набор моих межблочных и сетевых кабелей оказался довольно разномастным.

Десятилетиями я добавлял, убирал или улучшал компоненты, но не обращал особого внимания и не инвестировал серьёзно в кабели и разъёмы. В том числе – из-за ограничения бюджета. Кабели выбирались по принципу «то, что сейчас доступно». Результатом стало ассорти из брендовых продуктов и самоделок.

С применением кабелей и фильтров Supra, скрытый потенциал системы сразу проявился. Впечатление от прослушивания было просто сенсационным. Мне очень нравится нынешнее звучание моей системы. Это новые, весьма приятные впечатления.

За много лет у меня осело множество межблочников и сетевых кабелей, кондиционер питания Belkin Pure AV, а также несколько фильтров с фильтрацией REI/EMI. И я никогда не рассматривал замену всей этой системы. У меня были межблочники от Cambridge Audio, WireWorld, Monster и QED, а также Noname и самоделки. Я попробовал в свое время различные дорогие системы фильтрации, но не заметил особого эффекта. И у меня не было причины считать, что моя кабельная обвязка и питание неэффективны, так как звук системы был чистым, быстрым и динамичным. Хотя я и рассматривал возможность в будущем поменять несколько межблочников. С помощью ценных советов и огромного опыта Марка Полглейза мы подобрали из широкого ассортимента Supra комплект продуктов, позвляющий получить максимальный эффект.

Сложно не заметить симпатичную оболочку Ice Blue, которая одновременно ассоциируется с чистой и спокойной водной гладью и льдом, и при этом – с холодом и «отсутствием чёрной магии». Все разъёмы установлены с использованием серебряного припоя, соответствующего военным стандартам.

Jenving может логично объяснить направленность кабелей.

Так как их скручивают и тянут несколько раз, кристаллы меди вытягиваются и образуются осевые полюса. И вот эту направленность можно измерить, используя особую спектральную технику. Этот метод и некоторое количество сетевых продуктов были разработаны в сотрудничестве с консультантом – инженером-технологом Беном Данканом. Выяснилось, что когда сигнал пропускается в обратном направлении (по сравнению с тем, в какую сторону тянули проводник), появляется довольно сильный гармонический шум. Это серьёзный фундамент, который обеспечил интересный опыт при прослушивании. Моя система теперь подключена самыми технологичными кабелями, которые при этом имеют весьма разумную цену.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Для обеспечения качественного питания

используются кабели LoRad (с экранированием от излучения и наводок, с витыми проводниками) и распределители MD06 с защитой от энергетических всплесков между фазой и землей, нейтралью и землей, и фазой и нейтралью, плюс блокировка постоянного напряжения (MD01). Что обеспечило немедленный эффект — улучшилась динамика и четкость, особенно вес и плотность баса. Все компоненты сейчас защищены от «грязного питания» и пиковых выбросов.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Аналоговые межблочники –

флагманские Supra Sword ISL для источников и соединения мощника с предварительным усилителем. Этот кабель работает как идеальный передатчик сигнала без побочных эффектов обычных кабелей, которые демонстрируют проблемы с амплитудно-частотной характеристикой и сдвигом фазы. Целостность сигнала настолько высока, что изменения практически на грани возможностей измерения благодаря опыту Jenving в создании правильной конструкции, а не за счет попыток компенсировать проблемы за счет каких-то дополнительных ухищрений. Кабель очень прозрачный, без каких-либо сдвигов в частотном диапазоне.

На каждом из проводов использовано двенадцать отдельных проводников, сформированных в два слоя, по шесть проводников вокруг внутреннего стержня, с ВЧ в одном направлении, внешний слой в противоположном направлении. Он отделён от внутреннего экструдированным слоем изоляции. Такая ориентация жил эффективно противостоит всем нежелательным электрофизическим свойствам, обеспечивая одинаковые условия для всех слышимых частот. И при этом нет эффекта «открытого окна», через которое может проникнуть паразитный шум. Более доступный EFF-ISL 75 Ом полубалансной конфигурации используется с другими компонентами, в нем используется технология эквализованного частотного потока – два посеребрённых OFC-проводника в форме трубки с сечением 0.46 мм², – что позволяет бороться со скин-эффектом.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Акустический кабель

XL Annorum с низкой индуктивностью имеет конфигурацию 4 х 1.6 мм², где в основе каждого проводника – пластиковый сердечник, вокруг которого располагаются 12 жил бескислородной (5N) меди, закрученной с минимальным шагом. Это эффективно минимизирует скин-эффект и индуктивность. Положительно влияющий на звук (эту фразу Jenving частенько использует) полипропилен – это диэлектрик (изоляция), который обеспечивает долговременную стабильность передачи, предотвращает коррозию и напряжение в материале.

SACD-проигрыватель теперь подключается

коаксиальным кабелем TRICO RCA 75 Ом с двойной изоляцией экстремально низкой емкостью, жилами из посеребрённой меди и полубалансной конфигурацией. Внешний экран заземлён на одном конце, чтобы обеспечить невосприимчивость к электромагнитным помехам.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Подключение ПК и стримера к ЦАП

теперь выполнено 90-омным кабелем Supra USB 2.0 Hi-Speed с низкой ёмкостью и двойным экранированием, что минимизирует влияние электромагнитных помех: одна витая пара предназначается для данных, вторая – питание, и обе индивидуально экранированы.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Компьютер подключён к стримеру

с помощью витой пары Supra CAT 8 с двойным экраном, что позволяет избежать помех и позволяет передавать данные без джиттера с частотой до 2000 МГц для стриминга музыки высокого разрешения (32 бит при 700 кГц и выше). Я раньше уже менял витую пару пятой категории на шестую. Эта – категории восемь, что позволяет увеличить пропускную способность между ПК и стримером в четыре раза. Воспроизведение и управление явно стали лучше.

Марк Полглейз прогревает все кабели, которые продаёт, чтобы покупатель сразу почувствовал эффект. Он убеждён, что прогретые кабели звучат лучше, и пока ни один клиент не отказывался от прогрева. Jenving Technologies ничего не заявляет на этот счёт.

Supra Cables – всё сделано правильно: обзор портала «Witchdoctor»

Я не смог отказать себе в удовольствии послушать музыку на обновленной системе. С сетевыми кабелями LoRad, фильтрацией, кабелями Trico-RCA, USB 2.0 и парой межблочников EFF-ISL, звучание DSD-ЦАП Black Ice Audi стало сильно лучше, богаче и натуральнее, по сравнению с той же системой, но на бюджетных кабелях. Несколько уровней выше – и появляется ощущение приближения к музыке и музыкантам. Яркие впечатления на этом этапе зародили интерес, что же произойдет, если применить межблочники Sword, акустические кабели XL Annorum и другие USB/Ethernet кабели.

Я услышал самые мелкие нюансы в знакомой музыке – чёткость и детали, чистую расслабленную динамику, глубокий хорошо контролируемый бас, убедительные чистые тембры. Звуковая сцена стала более реалистичной и музыкально сбалансированной. «Стерео» происходит от греческого слова «монолитный», и слаженность и монолитность всех инструментов музыкальной картины – потрясающи!

Можно сказать словами Джона Боррвика, известного редактора журнала «Gramophone»: «исполнители на музыкальной сцене находятся именно там, где и должны быть», сфокусированные и очень хорошо ощущаемые. Сила Supra – в нейтральности. Эти проводники и разъёмы не влияют на музыку, и после подключения никак не выдают своего присутствия с акустической точки зрения (хотя визуально они выглядят очень здорово, особенно Sword).

Хороший пример вышесказанного – то, что стало слышно на тех двух альбомах, которые я решил не оставлять: звучали они грязно, перегружено и неприятно. Теперь я мог слышать инструменты и голоса более чётко, они слились в общую музыкальную картину, которая стала интересной и даже захватывающей. Теперь я хорошо слышал инструменты и мог отделить один от другого, даже в общей звуковой картине каждый занимал строго своё место.

И это не простая банальность. Высокоэффективные кабели и разъёмы позволяют компонентам системы передавать запись в виде монолитных аудиообразов, которые транслируют работу исполнителей в музыкальные композиции. С 16 века в Греции стерео означало физические характеристики монолитного, плотного и трехмерного, а стереопсис – создание монолитного образа. Ощущение монолитного образа воссоздает музыку с иллюзией присутствия.

Термин «стереоскопический» впервые возник в Англии в 1927 году благодаря компании Western Electric, чьи инженеры провели аналогию со стереоскопическим видением, но у них это не было связано с двумя каналами или колонками. Это означало – создавать звуковое поле с монолитными аудиообразами. Стереоэффект был открыт Аланом Блюмлейном из EMI в 1930-х.

В начале коммерциализации стереоэффекта философ и ученый, изучавший воздействие коммуникаций на человека, Маршалл Маклюэн прокомментировал Hi-Fi-квест в поисках реалистичного звучания. Играющие в комнате вместе с вами инструменты одновременно можно почувствовать тактильно и кинетически, а также акустически. Стерео было упаковкой для этого звука, добавлением глубины и масштаба. Всё это означало дополнительную связь, а не изоляцию. Глубина означала поле, а не точку зрения. Поле зрения – ментальное вовлечение в процесс, при котором сама составляющая процесса – вторична. Это то, что я имею ввиду под вовлечением.

Вдумчивое прослушивание сильно отличается от поверхностного слушания.
Думайте об акустических образах воспроизводимой музыки, как о фильме, демонстрирующемся на экране. С добавлением продуктов Supra в мою систему картинка стала более реалистичной, всё стало ярче, богаче, лучше сфокусировано, с чёткими живыми (не смазанными) переходами. И однозначно, больше всего изменений произошло в звуковой картине: она менее плоская и более объёмная. Это как смотреть через очень качественное прозрачное окно на более детальную панораму с хорошей перспективой. Акустический эквивалент от протирки и полировки экрана телевизора, настройкой фокуса, яркости и контраста. Такое ощущение, что сигналы стали сильнее и чище, музыкальная картина полнее, а компоненты общаются друг с другом гораздо легче и свободнее, лучше раскрывают свои возможности демонстрировать детали с их весом и нюансами.

Продолжая проводить аналогии с фильмами, это как переход разрешения от 35-мм Cinerama/Techniscope на 70-мм iMax HD. Однозначно, сам экран аудитории стал больше. Как раз во время апгрейда моей системы Ричард Томпсон выпустил свой альбом «13 Rivers». Он объяснил, что его новые песни льются, как реки, рассказывая историю от источника и до самого конца. Мне понравилась идея проведения параллелей между просмотром фильма и прослушиванием музыки.
Когда Sword и XL Annorum прибыли из «прогревочной» Марка, я включил межблочники Sword между фонокорректором и предом, а также между предом и мощниками, а Annorum – между моноблоками и акустикой, соответственно. Ну а межблочники EFF-ISL переехали на другие компоненты. А потом… учитывая мои Йоркширские корни, я не особо подвержен бурным эмоциям. Но в данном случае пришлось сделать исключение. Твердая «Пятёрка» за качество звучания с этими кабелями, дополнившими мою систему. Замена кабелей и фильтрация питания оказали драматическое влияние на качество звучания моей системы. Ощущения от прослушивания очень сильно изменились.

Само качество звучания стало немного другим. При поверхностном прослушивании я заметил небольшие улучшения. Однако, откинувшись и погрузившись в настоящее глубокое прослушивание, я отметил очень чёткое ощущение присутствия, более масштабное и плотное звучание. Именно это определение постоянно приходило в голову. А когда я нашел оригинальное значение термина «стерео», я понял, что им описывалась плотная монолитная аудиокартина, а не просто разделение каналов, которое является целью современного Hi-Fi.

Если приводить аналогии с фильмом, то раньше я слушал музыку с небольшим доступным для обозрения ландшафтом, а теперь у меня прямой вид на перспективу. Восприятие глубины и местонахождения источников звуковой картины просто потрясающие, как и звуковые краски, имеющиеся в записи. Что за краски в звуке? Так и слышу этот вопрос. Это характер звучания, выраженный тембр и другие характеристики, которые различают звуки того же уровня громкости. Слышно влияние акустики помещения, выбор инструментов, голоса и всё остальное.

Сенсационная глубина – огромное улучшение после апгрейда моей системы. Это очень стойкое и приятное ощущение, быть в центре разворачивающихся на музыкальной сцене событий. Когда я говорю «быть», я имею ввиду ощущение, что я стою именно в той самой комнате/зале, где запись была сделана. Я получаю больше пространственной информации о том помещении, где играют музыканты. И музыка больше не ощущается, как исходящая из колонок. Это, я думаю, то, что некоторые ценители называют «звуковой сценой», но это не тоже самое, что и звуковая картина. Я не чувствую, что музыканты перенеслись в мою комнату – скорее, я материализовался в их студии. Я даже получил свою первую яркую Hi-Fi-галлюцинацию – ощутив себя на клубном концерте. Закрыв глаза, я могу представить певца у центрального микрофона и членов его группы, играющих чуть позади. Я мог перемещаться в пространстве, как будто находился там, с ними. Такие ощущения – именно то, что ищут аудиофилы и ценители музыки.

На протяжении долгого времени я скептически относился к чудесным трансформациям, замаскированным псевдонаукой и подкрепленным мегаценами. Но с первого знакомства с этими грамотно спроектированными продуктами я получил достаточно информации, чтобы ответить на собственный вопрос. Теперь я знаю, что Supra – специальная шведская система высококачественной кабельной поддержки. Для команды Jenving Technology всё это – о низкой индуктивности, ёмкости, низком уровне шумов и о шведском происхождении! В конце концов, это о безупречной передаче сигналов, чтобы компоненты могли нормально работать.

В английском языке supra означает – «превосходный, над всеми» или «запредельный, несравненный». Это не заурядные аксессуары, и не мега-супердорогие штуки. «Supra готова!» и очень-очень эффектна и профессиональна. Это разработанная на основе научных исследований кабельная система для вашей музыки. Высококачественная и надёжная инженерия дешевой быть не может, однако она всегда оправдана. Jenving удалось сделать продукты, которые позволяют получить те самые аудиообразы, что изначально были заложены в стерео. Забудьте о сказках. Вы можете сами услышать, что всё сделано правильно.

Я пересмотрел своё определение превосходного. То, что раньше было «очень хорошо», сегодня – «просто потрясающе». И звучание, которое я теперь слушаю – превосходное и просто великолепное. Я впечатлён. Услышал, увидел – поверил. Замечательно. Supra!