Home Monitor Audio Тыловые колонки в домашнем кинотеатре: биполь, диполь и прочие хитрости

Тыловые колонки в домашнем кинотеатре: биполь, диполь и прочие хитрости

Акустика с индексом «FX» от Monitor Audio – оптимальный выбор при создании качественной системы домашнего кинотеатра

2
Специализированные акустические системы пространственного звучания от Monitor Audio

В «монофоническую эпоху» единственную колонку зачастую норовили поставить в угол. Во-первых – так она занимала меньше места в помещении, во-вторых – угол удачно выступал в качестве своего рода низкочастотного рупора, добавляя несколько децибел звукового давления на басу. Пожалуй самые известные угловые модели того периода (середина XX в.) – Hartsfield от JBL и Klipschorn, который выпускается и поныне.

Вот эти два монстра и есть угловые АС JBLHartsfield

Однако с приходом стереовещания ситуация изменилась. Высвободить под музыку один угол – задача в целом нехитрая, но вот два, а фактически целую стену – это уже проблема. Плюс к этому, благодаря новым материалам и технологиям, постепенно увеличивалась протяженность АЧХ акустических систем вниз, появлялись сабвуферы… В общем, от естественной угловой поддержки можно было более-менее безболезненно избавиться.

За последующие десятилетия потребитель «смирился» с необходимостью размещения в комнате полноценной стереопары, чаще всего – по бокам стойки с аппаратурой, а впоследствии и телевизора. Безусловно, видеомагнитофоны 1980-х с их архаичным Dolby Pro Logic порой вдохновляли отчаянных синефилов и на увеличение числа колонок, но это было скорее баловство, нежели осознанная необходимость.

Но четверть века назад появился Dolby Digital, в настоящий момент – самый распространённый многоканальный цифровой формат. Начиная с фильма «Бэтмен возвращается», с его использованием было снято около 20 тысяч кинокартин. А буквально через несколько лет начал свое победное шествие по планете и самый часто встречающийся теперь цифровой видеоноситель – DVD. Дальнейшее стало, как говорится, делом техники, и сегодня перед любым человеком помимо выбора фильма стоит и проблема места его просмотра – в кинотеатре или дома.

Не в каждом доме, не говоря уже о городской квартире, можно найти место для такого просторного домашнего кинотеатра

Однако кинотеатр, чаще всего, большой, а комната, опять же – чаще всего, не очень. А размещать там с каждым разом (вернее – с каждым новым многоканальным аудиоформатом) требуется всё большее число колонок. Понятно, что сабвуфер, по большому счёту, никуда с пола не уберёшь, центральный канал можно «приткнуть» в стойку, фронтальные колонки, если на них еще и музыку послушать иногда захочется, будут полноценными напольниками, но вот многочисленные каналы эффектов… как бы сделать их, скажем так, чуть менее доминирующими в помещении? Ну конечно же – повесить на стены! Благо, если стены не заняты картинами, то и места там предостаточно.

А вот дальше начинается самое интересное. Эффектов, как несложно догадаться, бывает много и разных. И теория качества в данном случае подсказывает нам желательность узкой специализации. Другими словами: чем более нишевую задачу выполняет то или иное устройство, тем более качественно оно это делает.

Разместить акустику пространственного звучания на стене – само собой разумеющееся решение

Очевидно, что классифицировать акустические системы можно по огромному числу признаков, но мы сейчас поговорим об их главном предназначении – звукоизлучении.

Самый распространённый класс – монополярные колонки, то есть те, где все излучатели расположены на передней панели, а оси излучения, чаще всего, параллельны и направлены непосредственно на слушателя. Приставка «моно», в данном случае, означает не число каналов, но число направлений излучения динамиков, то бишь – единственное.

Биполярные колонки оснащены динамиками, расположенными на разных панелях, чаще всего под углом друг другу, и работающими в фазе.

Конструктивно похожие на них «диполи» имеют одно существенное отличие: их динамики работают в противофазе.

Первые обеспечивают самое чёткое, практически точечное звучание, у вторых, в большей степени, проявляется пространственный эффект, третьи создают максимально диффузное звуковое поле. Пусть и с изрядной долей условности, но можно расположить их на некоей шкале, где первым будет отвечать максимальное соответствие музыке, а третьим — максимальный эффект присутствия в кино.

Естественно, что такой солидный и уважаемый производитель акустических систем, как Monitor Audio, предусмотрел в своём модельном ряду специальные колонки эффектов. Во всех трёх основных сериях, Bronze, Silver и Gold, есть настенные модели с аббревиатурой FX – думаю, нет нужды объяснять ее происхождение?

Bronze FX оснащен фирменным 5.5-дюймовым басовиком C-CAM на фронтальной панели и парой дюймовых твитеров, изготовленных по аналогичной технологии, на скошенных боковых гранях. Акустическое оформление – закрытый ящик, тумблер для переключения биполь / диполь расположен на задней панели, рядом с клеммами для подключения усилителя, внешняя отделка – виниловая плёнка.

Задняя панель Monitor Audio Bronze FX оснащается специальным переключателем конфигурации

Silver FX, представитель шестого поколения этой модельной линейки Monitor Audio, посолидней, калибр басовика увеличен до 6 дюймов, изготовлен он по технологии RST, варианты внешней отделки – натуральный шпон или лак.

Monitor Audio Silver FX с особым блеском сыграет роль колонки тыловых или боковых каналов

Наконец в Gold FX мы видим 6 (!) излучателей, включая ленточный для фронтальной монополярной пары, возможность переключения режимов с передней панели и даже триггерные входы для управления ими с процессора.

Эксклюзивная отделка Piano Ebony делает Monitor Audio Gold FX ещё более привлекательными

Подводя итог вышесказанному: специализированные колонки эффектов – не прихоть производителя и не маркетинговая хитрость, это очевидный и необходимый элемент любого полноценного домашнего кинотеатра. Скорей уж банальные полочники в роли тыловиков – это некий компромиссный способ решения задачи, примерно как попытка замены сабвуфера чуть более басовитыми фронтами. Такой режим в ресивере есть, но это не значит, что он единственно правильный и полностью соответствует концепции бескомпромиссного домашнего кинотеатра.

2 COMMENTS

  1. Здравствуйте.Имеется в наличии дк PSB Imagine X2T плюс center:какие тыловики из вышеперечисленных Вы бы посоветовали для моего дк.Благодарю за ответ.

  2. Добрый день, уважаемый Влад!
    Мой совет Вам, рассмотрите вариант в качестве тыловой акустики модель Monitor Audio Bronze FX в подходящем под Ваш интерьер цвете. Как правило, на стене лучше всего смотрится отделка White Ash: https://barnsly.ru/product/1389

LEAVE A REPLY

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя