В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

 

Как только мы определяемся с концепцией новой линейки, а в данном случае – это полное обновление полюбившейся слушателям серии S, нашим вниманием завладевают излучатели. В динамиках моделей прежней серии S мы впервые реализовали экстремально длинный рабочий ход диффузора, что является важной особенностью современных мощных сабвуферов.

Двигаясь на два дюйма вперёд и назад, диффузоры наших 10- и 12-дюймовых динамиков обеспечивали безупречное воспроизведение баса большой мощности. Теперь же, в моделях S/812 и S/510, мы повышаем подводимую к излучателям мощность в полтора-два раза, и понимаем, что оригинальная конструкция уже не сможет справиться с поставленной задачей.

Территория баса: важные особенности конструкции НЧ-динамика REL

Коротко пройдёмся по нашему арсеналу: отметим, с чем мы работали. Сверхлёгкий алюминиевый диффузор толщиной 0.5 мм. Подходит. Очень широкий подвес. Подходит, но может понадобиться и шире. Далее идут внутренние элементы: центрирующая шайба, гофрированный диск, который удерживает звуковую катушку, обеспечивая центровку во время ее движения.

Не знаю, как тестируют свои излучатели другие производители, но мы на свои динамики даем полную нагрузку в течение 24 часов. Те, кто находится в помещении прослушивания в это время – настоящие герои. Возможно, подход этот несколько прямолинеен, однако он гарантирует: динамики REL редко выходят из строя!

Итак, изучив каждую деталь магнитной системы динамика, мы попробовали представить себе, как различные элементы будут взаимодействовать под нагрузкой. Затем для подтверждения этих представлений мы провели анализ с использованием метода конечных элементов и пришли к выводу о необходимости изменения динамического равновесия в подвижной структуре излучателя, чтобы тот мог спокойно выдерживать регулярные колебания, а также одномоментные динамические импульсы, чего мы от него и ожидаем.

Наконец, мы пришли к, казалось бы, логичному решению, которое защитит наш 12-дюймовый динамик в модели S/812 от разрушения из-за колоссальной нагрузки под давлением воздуха.

Самый простой способ – сделать диффузор толще, используя большее количество алюминия. Это усилит диффузор, но погубит качество звучания: оно станет более грузным, тяжёлым и инертным. То есть – звучанием обычного сабвуфера, но уж никак на фирменным звучанием REL! Такой вариант, разумеется, абсолютно неприемлем.

Поэтому пришлось вновь обратиться к идее, которую я реализовал пять лет назад в ходе проектирования серии S. Она предполагала использование слоя лёгкого стиролового пенопласта на тыльной стороне диффузора с целью его демпфирования (даже небольшая вибрация способна вызвать потерю мощности НЧ-динамика).

На этот раз я выбрал углеродное волокно, которое тонким слоем должно быть нанесено менее чем на 50% задней поверхности диффузора. По весу оно легче тонкой бумаги, но придаёт структуре высокую степень жесткости и заодно демпфирует поверхность диффузора, способствуя формированию более мощного и глубокого баса.

Территория баса: важные особенности конструкции НЧ-динамика REL

В завершение мы перемотали звуковую катушку, увеличив количество витков для магнитного зазора. Это позволяет лучше контролировать диффузор на протяжении всего рабочего хода, достигающего четырёх (!) дюймов, в пределах которого головка динамика будет оставаться под воздействием магнитного поля максимальной мощности.

В следующий раз, когда вы увидите один из наших сабвуферов с его шикарным динамиком, отливающим серебристым металлом и украшенным гордым логотипом REL с изображением короны, вспомните о кропотливой работе, проделанной ради того, чтобы всю эту красоту подкрепить максимально эффективным звучанием.

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя