Откуда сегодня звучит музыка для большинства непритязательных слушателей? Всё правильно: из наушников и беспроводных колонок. Консерваторы и адепты стационарных решений порой пользуют архаичные музыкальные центры и минисистемы: пара колонок по бокам и центральный блок, иногда – многокомпонентный, но так симпатично смотрящийся стопкой идентичных «кирпичиков». Что же касается нас, аудиофилов, то мы давно уже осознали, что грамотная стереосистема – это не только аппаратура, но и специализированная мебель для её размещения, хотя «мебель» в данном случае – термин почти ругательный.

Стойка Hi-Fi-оборудования легендарной марки AKAI
Стойка Hi-Fi-оборудования легендарной марки AKAI

Так зачем же нужны все эти стойки и почему не подходит бабушкин комод или творение итальянских дизайнеров? Да потому, что аппаратура должна не просто стоять, но при этом ещё и не дребезжать по любому поводу, как фамильный фарфор в буфете. В наибольшей степени влиянию вибраций подвержены проигрыватели грампластинок. Там «заводится» буквально всё: и сама головка звукоснимателя, и тонарм, и стол. Причём почти вне зависимости от того, снабжён ли проигрыватель субшасси или нет, паразитные колебания доберутся до него либо через пол либо по воздуху.

Почти столь же уязвим любой ламповый компонент, в первую очередь – в силу так называемого «микрофонного эффекта», то есть преобразования механического сигнала в электрический. Просто попробуйте легонько щелкнуть или даже что-то сказать близко от лампы – вы услышите щелчок или даже собственный голос в колонках. Опять же, многие ламповые компоненты выполняются с использованием навесного монтажа и в этих случаях микрофонный эффект распространяется на другие элементы, включая даже проводники.

Транзисторная и, в частности, цифровая техника подвержены этому риску в меньшей степени, но и там могут быть проблемы, например – вибрации от силовых трансформаторов или дисковых приводов. А влияние они могут оказывать, например, на генераторы синхроимпульсов, кварцы в которых от колебаний могут менять свои параметры.

Так что стойки с максимально эффективной виброразвязкой – это определённо must have для любой мало-мальски серьёзной системы.

Однако же, влияние вибрации на аппаратуру не идет ни в какое сравнение с влиянием её же на колонки и, в первую очередь, именно на полочные акустические системы. Прилагательное «полочный» в данном случае – опять же почти ругательство, по аналогии с «мебелью». Даже в англоязычной литературе традиционное bookshelf всё чаще заменяется на гораздо более подходящее случаю standmount, то есть «установленные на специальные стойки».

Зачем это нужно?

Отвечу вопросом на вопрос: никого ведь уже не удивляет наличие в колонках двух пар клемм для подключения усилителя или даже усилителей? Всё правильно, одна из основных возможностей улучшения качества звучания – это электрическая развязка НЧ-излучателей от всех остальных. Так почему в механическом плане должно быть иначе?

Посмотрите: многие качественные напольные колонки оснащаются твитером, а то и СЧ/ВЧ-блоком, смонтированным в отдельном корпусе, который механически развязан с основным блоком. Когда мы устанавливаем небольшие полочные колонки на качественные инертные стойки, мы, фактически, делаем то же самое, но гораздо более бюджетными средствами. Длины волн на верхней границе АЧХ измеряются сантиметрами, то есть миллиметры смещения, например, за счёт небольших колебаний посредством НЧ-динамиков, это десятки процентов искажений на ВЧ. А примерно так и будет происходить, если поставить колонки на неустойчивую полку.

В конце 60-х годов прошлого века Рональд Лайонел Сэмбелл занялся поставкой комплектующих крупным британским компаниям – таким, как Rolls Royce, GEC и British Aerospace. В июне 1976 года он зарегистрировал собственную компанию, Sambell Engineering, а спустя 10 лет был начат выпуск и собственной продукции, как раз таки стоек для колонок.

Ещё через три года к отцу присоединился сын Карл, который по настоящий момент является исполнительным директором компании. А в 1992 году серия стоек SE стала первой, носящей легендарное теперь уже имя Atacama. Изначально в производстве стоек использовались исключительно металл и стекло, но с 2011 года появился бамбуковый композит, не только эффективный, но и экологически чистый.

Подставки для акустических систем Atacama Apollo Cyclone
Подставки для акустических систем Atacama Apollo Cyclone

В октябре 2013 года Atacama объединилась с ещё одним британским производителем стоек, компанией Apollo, результатом чего стало создание серии недорогих и качественных стоек для акустики под названием Cyclone.

Полочники ELAC на стойках Atacama Apollo CYCLONE 6
Полочники ELAC на стойках Atacama Apollo CYCLONE 6

В серии три модели, отличающихся высотой (515, 615 и 715 мм): в абсолютном большинстве случаев такого набора более чем достаточно. Основание стоек изготовлено из массива дуба, двухдюймовая опора может засыпаться песком и/или дробью, стандартную верхнюю площадку габаритами 150 на 200 мм можно заменить на опциональную уменьшенную, 130 на 170 мм. В комплекте идут оцинкованные шипы для нижней опоры и гелевые подушечки для верхней. Варианты отделки – матовый чёрный либо глянцевый белый. Страна производства, естественно, Великобритания!

Atacama Apollo Storm 6: полки из дуба и металлический каркас, окрашенный белым лаком
Atacama Apollo Storm 6: полки из дуба и металлический каркас, окрашенный белым лаком

Atacama Audio – солидный производитель, который обеспечивает полный ассортимент продукции: помимо стоек под колонки марки Apollo Cyclone, есть и стойки под аппаратуру в аналогичном дизайне с дубовыми полками. Серия называется Storm и представляет собой модульную систему из отдельных элементов: напольного основания и полок различной высоты – 135, 185 или 235 мм. Всего элементов в стойке может быть до пяти, размеры дубовой полки (толщиной чуть больше дюйма) составляют 590 х 450 мм, максимальная нагрузка на каждую полку составляет 30 кг, варианты отделки металлических ножек аналогичны таковым в серии Cyclone. Демпфирующие полимерные шайбы используются как в местах крепления ножек к полкам снизу, так и между подпятниками под шипы и полками сверху. Кроме того, в каждом подпятнике запрессован латунный элемент, также способствующий виброизоляции.