В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

 

Одна из самых потрясающих особенностей новых моделей сабвуферных систем REL S/510 и S/812 – возможность построения линейных массивов. Прежде такие массивы были эксклюзивной «фишкой» самых мощных сабвуферов REL флагманской серии Reference. Но в процессе разработки динамиков новой линейки S мы обеспечили подобную возможность и для них. Почему же в этом случае говорим о выводе качества воспроизведения басов на новый уровень?

Давайте глубже рассмотрим причины, побудившие нас идти по пути создания линейных массивов. Если вы ещё не слышали их звучание, то вы, скорее всего, думаете, что речь идёт просто о мощности и недостойном подобных усилий качестве воспроизведения.

Территория баса: линейные массивы сабвуферов выводят бас на новый уровень

И хотя вы не ошибаетесь относительно выходной мощности массива (массив из моделей REL S/812 о6еспечивает непрерывную (непиковую) выходную мощность 6000 Вт при общей площади диффузоров активных динамиков около 700 кв. дюймов и площади пассивных излучателей 700 кв. дюймов), подлинная причина желания иметь линейный массив REL связана, в основном, с потрясающими ощущениями от звука, к созданию которых стремятся разработчики стереосистем и систем домашнего кинотеатра высшего класса.

Ощутите естественность звуковой сцены, динамичность, интонационную тонкость, хлопок, теплоту, плотность, объём и подвижность звучания, поднимающегося вверх и заполняющего весь экран. Большинство домашних кинотеатров не дают такого эффекта, и часть магии кино теряется, когда завораживающая полнота охвата звуком всей высоты экрана подменяется его излишней громкостью.

Моментом, который сработал в динамиках новой серии S, стал почти эталонный уровень мощности в сочетании с самозапиранием. Последнее относится к способности 10- и 12-дюймовых динамиков выдавать звук высокой мощности, а затем – практически мгновенно прекращать его воспроизведение. Эти достоинства как раз и требуются для создания по-настоящему передового линейного массива сабвуферов. Мы раньше никогда не испытывали такие ощущения, кроме как при использовании диффузоров, армированных тонким слоем углеродного волокна. Но теперь, когда перед нами находился поразивший нас готовый массив, мы поняли, что эти великолепные характеристики могут быть достигнуты при цене и размерах в два раза скромнее, чем у продуктов линейки Reference.

Эквивалентны ли они характеристикам моделей Reference? Нет, и на это есть причины.

Наши флагманские сабвуферы имеют особые корпуса и уникальные особенности – параметрический эквалайзер No.25 и специальные усилители. Но, в целом, мы считаем, что новые модели серии S устанавливают новый стандарт в классе сравнительно недорогих сабвуферов среднего размера.

Территория баса: линейные массивы сабвуферов выводят бас на новый уровень

Создание линейного массива – это не просто установка сабвуферов друг на друга для повышения выходной мощности. Параметры воспроизводимого каждым сабвуфером звука должны учитывать вертикальную координату его положения в массиве – в противном случае можно нанести качеству звучания последнего больше вреда, чем пользы. Каждый сабвуфер в оптимально организованном линейном массиве должен иметь возможность индивидуальной настройки всех параметров – выходной громкости, частоты среза кроссовера и фазы.

Часто спрашивают, можно ли сэкономить средства, если установить три динамика в один корпус. Ответ: однозначно «нет». Вариант с размещением трёх динамиков в одном корпусе с одним усилителем кардинально отличается от варианта с использованием трёх отдельных сабвуферов с возможностью индивидуальной настройки (частоты среза кроссовера и уровня громкости). В частности, сабвуфер с тремя динамиками не обеспечивает все необходимые точные настройки, которые позволили бы даже очень хорошей системе создать звуковое поле, ощущение которого счастливые владельцы линейных массивов характеризуют, как парящий полёт –настолько оно плотное и безграничное.

Теперь давайте обратим внимание на некоторые практические соображения.

Цена линейного массива из сабвуферов серии S пока еще не так уж и мала (хотя и составляет только половину стоимости G1 MkII). Но тут следует иметь в виду, что одним из ключевых моментов, делающих столь привлекательным использование линейных массивов, является то, что покупка их парами в течение нескольких месяцев или лет позволяет рационально вести расходы на развитие концепции музыкальной системы, которая обеспечивает возможность ощутить все достоинства современного оборудования.

Попробуйте пойти этим путём, если, к примеру, вы мечтаете иметь два мощных моноблочных усилителя, стоимость которых составляет примерно $30000 за пару. При постепенном формировании линейного массива каждый новый этап его наращивания приводит к немедленному повышению качества воспроизведения.

Многие ошибочно полагают, что линейные массивы – это огромные физические конструкции, пугающие своим масштабом и внешним видом. На самом же деле, линейные массивы на базе моделей серии S отличаются скромными габаритами и привлекательным дизайном. У нас есть линейный массив S/510, работающий совместно с парой широкополосных электростатических колонок Martin Logan CLS. И все без исключения отмечают его компактность.

Территория баса: линейные массивы сабвуферов выводят бас на новый уровень

Характерный комментарий обычно примерно такой: «Вот это да! Я всегда думал, что массив должен быть просто гигантским. А здесь он и выглядит потрясающе, и совсем не такой большой».

Массив S/510 отличается удивительной гибкостью и обеспечивает поддержку для любых акустических систем, начиная от эталонных, таких как замечательные Wilson Sasha DAW,  Focal Sopra 3 или близнецы Bowers and Wilkins 800 (802 D3 и 800 Signatures), до качественных бюджетных напольников. Мы используем пару Sonus Faber Toy Tower в качестве основных колонок, и линейные массивы отлично сочетаются с ними.

Можно сказать, что массив в музыкальном отношении и по внешнему виду прекрасно подходит для совместного применения с широким спектром высококлассных акустических систем.

Но пока линейный массив сабвуферов серии S не будет правильно подключён и настроен (эта операция очень проста, интуитивно понятна и занимает примерно один час), резкий переход от обычного до совершенного качества звука ощутить будет достаточно сложно. Отличный звук, прекрасное внешнее оформление и изящный и красивый дизайн линейных массивов поднимают качество воспроизведения музыки и звукового сопровождения фильмов просто очень хороших акустических систем на совершенно другой уровень. Обратитесь к официальному дилеру REL и убедитесь в потрясающем качестве звука и изяществе стиля линейных массивов.

Формирование линейного массива

Как правило, линейные массивы REL строятся постепенно: на каждом последующем шаге добавляется очередная пара сабвуферов. Если вы считаете, что линейный массив совершенно недоступен для вас, посмотрите видео, где показано, как  правильно и практично формировать его постепенно, чтобы можно было на практике по достоинству оценить обеспечиваемое им расширение звуковой сцены по вертикали и улучшение качества звуковоспроизведения всей вашей системы.

 

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя