Джейсон Торп искренне аплодирует создателям нового предварительного усилителя норвежской компании Hegel – модели P30A. Получив этот флагманский аппарат в полное своё распоряжение, эксперт портала SoundStage! вволю «погонял» его в сочетании с привычными компонентами и колонками из своей домашней системы. И теперь почти готов отказаться в пользу Hegel от прежних «ламповых» предпочтений.
Возвращаясь в Торонто после выставки Audio Video Show 2022 в Варшаве, я в третий раз посмотрел Клинта Иствуда в Gran Torino. С возрастом я обнаруживаю, что у меня больше общего с персонажем Клинта, Уолтом, чем с его непостоянными и вечно страдающими детьми или соседями. Я становлюсь тем сварливым замкнутым ворчуном, который сопротивляется новым веяниям.
Представьте себе, уже более 20 лет я использую один и тот же, свой любимый двухканальный ламповый предусилитель. У моего Sonic Frontiers SFL-2 грубый дискретный регулятор громкости с шагом 3 дБ. У него нет ни сквозного канала домашнего кинотеатра, ни пульта дистанционного управления. Он очень тяжёлый. И я уже давно потерял упаковку от него. Своё единственное предназначение он выполняет хорошо.
При виде современных предусилителей, набитых ЦАП, сетевыми интерфейсами и программным обеспечением, я чувствую себя Уолтом, смотрящим на молодого священника, который пытается подружиться с ним. Ни одна из этих новомодных безделушек не переживет ЭМИ, возникающий после ядерного взрыва. А мой ламповый предусилитель и проигрыватель позволят слушать музыку, даже медленно умирая после радиационного заражения.
Новинка в моей аудиосистеме
Колонки Estelon YB в моей системе подключены к интегральному усилителю Hegel H120 с высококачественным встроенным ЦАП. Он принимает цифровой сигнал через USB от Logitech Squeezebox Touch. Так что я использую все его возможности. H120 – современный аппарат. Он великолепно звучит и отлично работает с моим стримером Touch, древним и в тоже время шустрым, учитывая скорость, с которой развиваются компьютерные технологии.
При всей любви Hegel к интегральникам, компания не забыла и нас – луддитов, которые прячутся на задворках мира аудиофилов. И производит усилители мощности, предусилители, ЦАП. А в последнее время – даже фонокорректор.
Если бы я вновь компоновал свою систему на долгую перспективу, то опять собрал бы ее из отдельных компонентов. H120 великолепен. Но я рассматриваю его скорее как приспособление, чем как специальный инструмент, который переживет меня. Это скорее тиски, чем набор отдельных накидных ключей.
Теперь посмотрим, как будет выглядеть на фоне H120 предусилитель Hegel P30A за 559 000 ₽, который я подключил вместо SFL-2.
Сам P30A включает только самое необходимое. Передняя панель выглядит очень скромно. По центру размещена кнопка питания, есть селектор выбора входов и регулятор громкости. Каждому положению переключателя соответствует светодиод. А на регуляторе громкости есть только белая точка, указывающая уровень громкости. Всё действительно максимально просто.
Задняя панель P30A имеет больше общего с моим SFL-2 из прошлого века, чем с современным оборудованием. На правой стороне есть два комплекта балансных и четыре – небалансных входов. Причём один из них способен служить сквозным входом для домашнего кинотеатра. Слева имеется один комплект балансных и два – небалансных выходов. Как в моделях 2010-х, здесь есть вход ИК-управления и триггерный выход на 12 В. Прочный корпус P30A имеет довольно солидный вес – 7.3 кг. Аппарат уверенно стоит на трёх резиновых ножках. И всем своим видом внушает уважение.
Простота P30A несколько усложняет его обзор. Функционально мне не о чем особо и говорить. Разве что обозначить, что здесь отсутствует.
Регулятор громкости имеет сложное устройство, но здесь нет цифровой индикации – чего, по правде говоря, я и не заметил вначале. При регулировке громкости с места слушателя неплохо было бы иметь какую-то обратную связь. Громкость регулируется плавным аналоговым способом. Но практически невозможно повторно установить точно такой же прежний уровень.
Ведёт регулятор себя, как обычный аналоговый потенциометр. Поэтому нет ощущения того самого дискретного эффекта вращения, как например на Simaudio Moon 740P. Присутствуют определённые начальная и конечная точки, как у потенциометра. Я поинтересовался устройством регулятора громкости P30A у Андерса Эртцайда, вице-президента Hegel.
Ответ был информативным, но несколько уклончивым: «Мы не публикуем, какой именно регулятор установлен в P30A. И этим не облегчаем задачу конкурентам. Но это устройство на базе аналогового чипа, с цифровым управлением».
Сигнал внутри проходит через два транзистора и аттенюатор. При этом используется фирменная технология SoundEngine2 от Hegel. Она значительно уменьшает все виды искажений и улучшает динамический диапазон.
Как уже можно догадаться, P30A полностью сбалансирован от входа и до выхода.
Аппарат лучше всего работает с балансными источниками (я подтвердил это Андерсу) и усилителями мощности. Между балансными и небалансными компонентами, как правило, существует явная разница в усилении. Я заметил это при переключении между оптическим фонокорректором Meitner Audio DS-EQ2 и балансным EMM Labs DS-EQ1. EMM Labs был заметно громче, чем Meitner. P30A не позволяет выравнивать уровни с различных входов.
Требуется тщательное согласование по коэффициенту усиления с другими усилителями и предусилителями. Вначале усиление было слишком низким, при первом включении совместно с Meitner и моим Bryston 4B3. Чтобы регулятор громкости находился около среднего уровня, мне пришлось изменить положение переключателя усиления Bryston с 23 дБ на 29 дБ. Даже при замене эквалайзера EMM Labs мне было удобно держать Bryston на более высоком коэффициенте усиления.
Пульт дистанционного управления выполнен в массивном прочном корпусе из фрезерованного алюминия. Его приятно держать в руке. Из всех многочисленных крошечных кнопок мне в действительности нужны были только две. Чтобы добавить или уменьшить громкость. Запомнив расположение этих двух кнопок (внизу справа), я легко находил их, не глядя. Но всё же, неплохо было бы разместить наиболее часто используемые кнопки где-нибудь в центре. И, возможно, сделать их заметно больше остальных.
Можно подумать, что дальше я буду ворчать о том, что у P30A нет встроенного ЦАП.
Нот от меня вы этого не услышите! Если нужен будет ЦАП, я куплю его отдельно.
P30A самодостаточен. Это хорошо спроектированный и изготовленный предусилитель высшего класса.
Функционально этот новичок способен заменить мой SFL-2. Я переключил сигнальные кабели от SFL-2 к P30A и запитал его с помощью Nordost Vishnu. При включении есть небольшая задержка, после чего P30A готов к работе.
Кто на новенького?
Перед началом прослушивания я целый день прогревал P30A. Это, как мне кажется, разумно в любом случае. Я давно обнаружил, что техника класса High End не любит, когда её перемещают. И какое-то время склонна «хандрить», пока не «привыкнет» к своему новому месту. На следующее утро мой новый аппарат был слегка тёплым на ощупь. После увеличения громкости «до полного» при отсутствии входного сигнала стояла почти полная тишина.
Звучание Hegel отличается совершенной чистотой.
Привыкнув к особенностям лампового предусилителя, я предполагал, что в первый момент звук P30A будет для меня сюрпризом. Но я был весьма удивлён тем, насколько реалистично P30A передает записанную фонограмму.
Год назад я решил купить свои первые очки для чтения. Будучи максималистом, я зашёл в центр Zeiss Vision и потребовал самые лучшие очки. Я до сих пор не уверен, что продукция Zeiss на самом деле настолько лучше той, что стоит вчетверо дешевле. Но хотелось сделать всё «по полной программе».
Эффект после примерки очков был поразительным! Особенно в сравнении с ранее используемой для чтения лупой. Как будто передо мной развернулся совершенно иной мир с резкими очертаниями. Я смог видеть самые мельчайшие детали, которые раньше были размытыми и нечёткими.
Точно таким же поразительным было звучание Hegel P30A. Детальность, внутренняя проработка инструментов, обертоны голосов. Если хотите, сложилось такое впечатление, будто я получил совершенно новую пару ушей!
Те, кто читал что-либо из моих предыдущих обзоров, вероятно, знают, что я люблю группу Talk Talk. И в последнее время обожаю пост-рок. Недавно я купил совершенно новый диск Spiderland группы Slint. И, надо же, его непросто слушать! Альбом Spiderland был куплен прямо перед приобретением P30A. Так что мне посчастливилось прослушать эту эксцентричную запись через Hegel сразу после SFL-2.
В начале вступительного трека P30A буквально затащил меня в самую середину группы. Которая судя по звукам переживала непростые времена. Как будто меня окружили. Альбом Spiderland – размеренный, спокойный звукоряд. Но трек «Breadcrumb Trail» выделяется яростным, необработанным звучанием электрогитары, которая возникала прямо передо мной. Вместе с грубым, сердитым вокалом, который также «выстреливал» прямо мне в лицо. Я чувствовал эту гитару и этот голос, каждую потрескивающую частицу энергии.
Передаваемая предусилителем Hegel детализация поразительна. Я не просто слушал этот альбом. Я его «проживал».
Вам наверно знакомо подобное ощущение, когда у вас во рту происходит что-то странное? Выпавшая пломба или что-то подобное? Ты не можешь отвлечься от этого, обшаривая во рту языком, даже если это неудобно? Слушать Spiderland – практически то же самое! И P30A усилил дискомфорт. Думаю, это и является целью альбома.
Я не замечал этого с SFL-2, при этом инструменты окружала кромешная тьма. Под этим я подразумеваю, что Hegel подчеркнул то, чего раньше просто не было видно. Гитара Дэвида Паджо звучит так, словно к ней применили минимум эффектов или постпродакшн-хай-джин. P30A удалось передать её грубые, диссонирующие текстуры. В то же время расширив физические размеры занимаемого ею пространства. Короче говоря, масштабные образы в сочетании с чёткими трёхмерными контурами.
Поначалу показалось, что бас Hegel слабоват по сравнению с моим SFL-2. Но это впечатление длилось недолго. Через неделю или две мне стало ясно, что P30A лучше справляется с выделением басов. Под этим я подразумеваю, что он лучше отслеживает фронты басовых нот. Дело не столько в том, что баса меньше, а в отсутствии его чёткости.
Такое ощущение, что у P30A очень далеко простирается нижний диапазон, чего я не привык замечать.
И обратите внимание, что я отметил это по тем записям, где (как бы противоречиво это не звучало) нет обилия низких частот. Кажется, сейчас самая ценная запись в моей коллекции – No Quarter, Джимми Пейдж и Роберт Плант. Я купил этот диск новым, когда он вышел в 1994 году, и слушал его один или два раза. Но нынешняя его рыночная стоимость заставила меня прослушать этот релиз снова.
Что меня приятно удивило после всех этих лет, так это то, насколько альбом действительно привлекателен. Слушая «Nobody’s Fault but Mine», я отметил множество примеров деликатного обращения P30A с нижними частотами. В этой записи имеется огромный барабан, на котором играют самыми разными способами. Басы здесь не слишком явные, но я отметил очень детализированное звучание этого инструмента.
Что было особенно примечательно, так это бас-гитара. Периодически звучащая на фоне большого барабана, но отдельно от него. Впечатление примерно как с фруктовым тортом, который пекут на Рождество. Он сохраняет аромат апельсиновой цедры, плавающий над дорогим ромом, которым пропитывают торт.
Конечно, воспроизводимая Hegel музыка насыщена басами, но они всегда отчётливы и локально детализированы.
Диапазоны средних и высоких частот также отличаются чистотой звучания. Всякий раз, когда я хочу разобраться, что происходит со звучанием одного из компонентов системы, прослушиваю альбом Larks’ Tongues in Aspic группы King Crimson. Эта привычка не подвела меня и в этот раз. «Larks’ Tongues in Aspic, Part I» отличается звенящей тональностью. Я слушал этот трек раз сто, но никогда не замечал на первых трёх минутах незначительного низкотонального вокализа. Несколько раз я просто нажимал на пульте Hegel кнопку отключения звука. И пытался понять, не доносятся ли эти звуки с верхнего этажа, хотя никого не должно было быть дома. Как только я понял, в чём дело, стал добавлять громкость на P30A все больше и больше.
О, да, я смог услышать этот невнятный голос, ворчащий вдали, а также наконец разобрал много деталей. Феерией деталей сопровождается каждый звук ударных инструментов (а их много), каждое гитарное безумие Роберта Фриппа, скользящие пальцы Джона Веттона, когда он играет на бас-гитаре. Погромче на этом треке!
Я увеличивал громкость почти до концертного уровня. И нагромождение деталей перестало ожесточать и раздражать меня, органично вплетаясь в музыкальную канву.
Это противоречивое чувство лёгкости и ясности простиралось до самых верхних частот. Удары тарелок и гитарные обертоны – барабанные импровизации Билла Бруфорда и пронзительные гитарные пассажи Фриппа – неутомимо продолжали передавать точную музыкальную сцену происходящего.
Полагаю, что именно здесь мне следует нужно подчеркнуть, как P30A повлиял на мое восприятие музыки. Очевидно, в результате привычки к SFL-2 был необходим период адаптации к новому звучанию. Но он оказался намного короче, чем я ожидал. Спустя неделю я по-настоящему освоился и обнаружил, что звук Hegel доставляет мне огромное удовольствие. Полное и абсолютное отсутствие шума было большим преимуществом P30A. Отсутствие фона было очевидно, а огромный динамический диапазон невероятно хорошо сочетался с моим звукоснимателем DS Audio DS 003 и EMM Labs DS-EQ1.
Прошлое и настоящее
По правде говоря, вначале я немного опасался комбинировать P30A со DS 003, DS-EQ1 и Bryston 4B3. Предусилитель SFL-2 – моя последняя связь с обширным ламповым прошлым. Таким образом, замена предусилителя на модель Hegel означала, что я впервые за многие годы буду слушать полностью полупроводниковую систему. Сюрпризом оказалось то, насколько мне понравилось это изменение.
Приспособившись к отсутствию шума, к дистанционному управлению и просто расслабившись в новом континууме чётких музыкальных откровений, я обнаружил, что погрузился в музыку. Пошёл по пути, о существовании которого я, честно говоря, и не знал.