Robert Harley

Роберт Харли,
шеф-редактор портала The Absolute Sound.

 

 

Главы из книги
«Полный гид по High End Аудио», 1994 – 2018

Из всех компонентов аудиосистемы колонкам досталась самая сложная роль. Они должны одновременно и реалистично воспроизводить звук органа, человеческий голос и скрипку с помощью одного электромеханического устройства. Тональный диапазон практически любого инструмента оркестра воспроизводится сравнительно небольшой коробочкой. Этот диапазон разбит на 10 октав, представляющих собой звук с длиной волны от 18 метров на низких частотах и до 12 миллиметров – на высоких.

Неудивительно, что разработчики акустических систем проводят всё время в неустанной борьбе с законами физики, создавая музыкальные практичные колонки. В отличие от других инженеров High End-индустрии, которые проектируют различную технику, создатели акустики должны быть сфокусированы и нацелены только на одно – совмещение научных и визуальных решений, из которых и рождается концепция акустической системы.

И хотя даже самые лучшие колонки не могут убедить нас, что мы слышим живое выступление, их работа – настоящее волшебство. Только подумайте: пара акустических систем преобразует двумерные электрические сигналы в трёхмерное звуковое пространство, которое раскрывается перед слушателем. Инструменты существуют в этом пространстве, как объекты: мы слышим скрипку здесь, трубу – там, а струнные – позади других инструментов. Певец воспринимается как осязаемый образ, расположенный чётко между двумя колонками. Фронтальная часть комнаты буквально исчезает, заменяемая музыкой. Можно закрыть глаза и перенестись на живой концерт.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Чтобы получить такие ощущения дома, вам нужно серьёзно подойти к процессу выбора подходящих акустических систем из тысяч моделей, присутствующих на рынке. И, как мы увидим, выбор АС весьма сложен.

Как подобрать акустические системы

Мир буквально погряз в некачественных и даже ужасных колонках. Более того, некоторые очень плохие модели ещё и стоят несусветных денег. При этом гораздо более качественные могут продаваться за малую часть цены этих ужасных колонок.

И зачастую связь между ценой и качеством звучания минимальна.

В этой ситуации для выбирающего акустические системы есть плюсы и минусы.

  • Плюс в том, что можно найти прекрасные колонки за разумные деньги.
  • Минус в том, что для поиска жемчужины среди камней придётся перевернуть очень много этих самых камней.

Зато можно найти модель или с просто превосходным звучанием, или же с отличным соотношением цены и качества.

Вот тут и пригодятся обзоры аппаратуры.

Авторы, пишущие для специализированных журналов, имеют опыт прослушивания огромного количества колонок (у дилеров, на выставках). Но обзоры они пишут только о тех моделях, звучание которых им показалось интересным. Это позволяет отсеять совсем уж неинтересные модели.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Из «обозреваемых» моделей часть являются посредственными, некоторые хороши за свои деньги, а несколько – настоящие звёзды, которые явно переигрывают конкурентов в своей ценовой категории.

Поиски колонок стоит начать с изучения страниц солидного журнала с хорошей репутацией.

Избегайте журналов, которые в конце каждого обзора пишут «хороши за свои деньги».

Не все колонки хороши, так что не все обзоры должны заканчиваться на позитивной ноте. Тон обзоров (позитивный или негативный) должен отражать различия в цене и звучании – в зависимости от ситуации на рынке.

После прочтения множества обзоров составьте себе короткий список моделей для прослушивания.

Есть несколько критериев, которые помогут отобрать лучшие колонки конкретно для вас. С применением каждого список станет уменьшаться, облегчая процесс выбора. Если в конце всё равно остаётся слишком большой набор моделей, вернитесь к началу и пересмотрите критерии.

  • Например, если вы подобрали идеальную во всех отношениях колонку, которая, однако, кажется великоватой, возможно, стоит попытаться отыскать дополнительное место в вашей комнате.
  • Аналогично, идеальная акустическая система, оценивающаяся несколько дороже запланированного вами бюджета, возможно, даст повод к его увеличению.

В процессе выбора не забывайте, что ваша идеальная колонка где-то там, в списке. Подойдите к процессу со всей тщательностью, ориентируйтесь на высокие стандарты. И вы будете вознаграждены гораздо более высоким уровнем воспроизведения, чем рассчитывали себе позволить.

1. Размер, дизайн и интеграция в помещение

После того, как вы определили место для размещения будущих колонок, прикиньте оптимальные для вашей комнаты габариты их корпусов. Городская квартира накладывает более строгие ограничения, чем собственный дом. Некоторые слушатели хотят, чтобы колонки вписывались в интерьер и были малозаметны. Другим нужно, чтобы Hi-Fi-система стала центром привлечения внимания, и они не прочь установить броскую акустику в больших корпусах. Когда подбираете место для своих колонок, не забывайте, что их размещение – критический фактор, влияющий на звучание вашей системы.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Дизайн и отделка – также важный фактор, который нужно принимать во внимание. Недорогой, обтянутый виниловой плёнкой корпус будет смотреться инородно в элегантном дорогом интерьере. Множество High End-моделей акустических систем могут похвастаться прекрасными корпусами с высококачественной отделкой, легко вписывающейся в любой интерьер. Однако, такой уровень отделки может добавить изрядную сумму к цене колонок.

Если у вас нет места для полноразмерных напольных моделей, то рассмотрите возможность покупки сателлитов и сабвуфера.

Этот самый сабвуфер – отдельная система, которая воспроизводит только бас и может быть установлена практически в любом месте. А сателлиты – компактные колонки, воспроизводящие средние и высокие частоты. Вы получаете полнодиапазонный звук, но при этом без визуального доминирования в интерьере, что частенько происходит в случае установки напольных АС. Более того, компактные корпуса сателлитов часто помогают им создать отличную звуковую сцену.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Компактные модели частенько называют «полочниками», однако вы не сможете получить оптимальное качество звучания от колонок, установленных на полку. Небольшие колонки следует устанавливать на специальные стойки и размещать в помещении специальным образом. Установленные на стойки АС зачастую называют мини-мониторами: они обеспечивают потрясающую звуковую картину, высокую чёткость в среднем и высоком диапазоне частот, и при этом могут легко «раствориться» в музыке. Минусом является то, что компактные колонки без сабвуфера имеют ограничения в нижней части динамического диапазона, басе, и не могут играть так же громко, как их напольные собратья.

2. Совместимость колонок с вашими электронными компонентами

Акустические системы должны соответствовать остальным компонентам вашей системы, как с электрической, так и музыкальной точки зрения. Колонки, которые могут хорошо работать в одной системе, могут быть не самым лучшим выбором для другой. Или же для другого слушателя!

Давайте начнём с электрических характеристик акустики. Усилитель мощности и АС должны рассматриваться как единая система. Усилитель мощности будет работать по-разному, в зависимости от подключённых колонок. Соответственно, колонки должны подбираться к усилителю, который и будет их «раскачивать».

Первый параметр, на который нужно обратить внимание – чувствительность акустических систем.

Он показывает, сколько звука сможет воспроизвести АС при определенной мощности усилителя. Этот параметр отражается в измерениях уровня звукового давления АС (SPL) на расстоянии одного метра, когда на них подают 1 ватт (1 Вт) мощности. Например, чувствительность «88 дБ / 1 В / 1 м» в спецификации означает, что конкретные колонки создадут давление в 88 дБ, если на них подать 1 Вт и измерять на расстоянии в 1 м. Колонки уровня High End могут иметь чувствительность в диапазоне 80 – 106 дБ / 1 Вт / 1 м.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Чувствительность акустики – очень важный фактор, который определяет, насколько хорошо колонки будут работать с имеющейся выходной мощностью усилителя. Чтобы воспроизвести громкий звук (100 дБ) колонкам с чувствительностью 80 дБ понадобится 100 Вт. А колонкам с чувствительностью 95 дБ – всего 3 Вт и при этом они достигнут одинакового уровня звукового давления. Уменьшение чувствительности на каждые 3 дБ требует вдвое больше мощности, чтобы добиться того же уровня звукового давления.

Ещё один важный электрический параметр – сопротивление акустических систем.

Это электрическое сопротивление, с которым работает усилитель, когда питает колонки. Чем ниже сопротивление, тем более сложной является нагрузка для усилителя. Если вы выбрали АС с низким сопротивлением, убедитесь, что усилитель сможет с ними адекватно работать.

С точки зрения музыки нужно выбирать максимально нейтральные колонки.

Если у вас в системе ярко звучащий CD-проигрыватель или усилитель мощности, то неправильным решением будет покупать колонки, которые должны скомпенсировать излишнюю яркость системы. Лучше заменить проигрыватель или усилитель.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Распространённая ошибка – подключать высококачественные колонки к плохим усилителям и источникам.

Хорошие акустические системы выдадут гораздо больше информации, чем колонки попроще, включая проблемы вашего тракта – усиления и источников. Слишком много аудиофилов подключают отличные АС к посредственным компонентам: они никогда не раскроют потенциал колонок целиком. Соотносите уровень ваших акустических систем с остальными компонентами системы.

3. Музыкальные предпочтения и привычки слушателя

Если бы идеальные АС существовали, то они бы одинаково идеально воспроизводили классическую музыку и тяжелый металл. Но так как «идеальные АС» еще не изобрели, музыкальные предпочтения должны играть важную роль в подборе колонок. Если вы по большей части слушаете классическую музыку небольшого масштаба, хоры или классическую гитару – минимониторы станут для вас, пожалуй, лучшим выбором. И наоборот, ценителям рока нужна динамика, нижний бас и мощь крупной полнодиапазонной системы. Разные АС имеют плюсы и минусы в разных областях. Подбирая колонки под ваши музыкальные предпочтения, вы получите лучшее звучание в самых важных для себя жанрах.

Другие советы по выбору акустических систем

В дополнение к этим конкретным рекомендациям, есть также несколько моментов, которые нужно учесть, чтобы получить оптимальное качество за свои деньги.

Прежде всего, покупайте у специализированного дилера.

Он может качественно продемонстрировать колонки, посоветовать подходящие компоненты к системе и рассказать о плюсах и минусах каждого кандидата. Многие High End-дилеры позволят провести «тест-драйв» акустики у вас дома, с вашей собственной электроникой и музыкальными треками. Воспользуйтесь опытом дилера и ответьте ему взаимностью – покупкой. Использовать дорогой (а в некоторых случаях – очень дорогой) шоу-рум дилера и его советы для подбора техники, а потом пойти искать нужное там, где дешевле – не только некрасиво по отношению к этому дилеру, но и не позволяет вам установить доверительные отношения с продавцами.

Обычно производители, специализирующиеся только на акустических системах, делают колонки лучше, чем компании, которые выпускают и электронику, и акустику.

Разработка колонок может вестись по остаточному принципу, чтобы просто дополнить ассортимент. И наоборот, многие производители High End-акустики буквально одержимы искусством разработки акустических систем, оттачивая свое мастерство годами. И качество звучания их продукты, как правило, это отражает. Есть, правда, несколько компаний, которые производят широкий ассортимент, включая акустические системы, и все это вместе очень хорошо друг с другом сочетается.

Не покупайте колонки только посмотрев на технические характеристики.

Некоторые буквально поражают в одном, но могут проигрывать в чем-то более важном. При разработке АС важен сбалансированный подход, а не расчёт на какое-то гипотетическое «чудо» в технологиях: ведь его могли изобрести в департаменте маркетинга! Забудьте о гонке за цифрами и слушайте то, как колонки воспроизводят музыку. И всё сразу станет на свои места: будет понятно, хороши ли эти колонки или не очень.

Не основывайте свой выбор на лояльности к бренду или длительности пребывания марки на рынке.

Многие из хорошо известных и уважаемых компаний 20-летней давности сегодня уже больше не являются таковыми. Фирма может продолжать выпускать колонки, но ужасное качество звучания их современных АС только подчёркивают степень падения уровня конкретного производителя. И хотя публика считает такой бренд производителем, идущим в ногу со временем, на самом деле их колонки – одни из самых плохо звучащих. Эти компании зачастую куплены крупными бизнес-конгломератами, которые не волнует качество: они лишь хотят использовать имя. Либо сама компания пожертвовала качеством в угоду продаж для массового рынка.

Эта же самая публика частенько считает, что чем больше колонка и больше у неё динамиков, тем лучше.

Учитывая один ценовой диапазон, частенько между количеством динамиков, размером корпуса и качеством звучания – пропасть.

Хорошая двухполосная АС (разделяющая частотный диапазон на две части для воспроизведения отдельно твитером и СЧ/НЧ-динамиком) с шестидюймовым басовиком и ВЧ-динамиком в небольшом корпусе, будет гораздо лучше большого четырёхполосного напольника за те же деньги. Два высококачественных динамика гораздо лучше четырех посредственных.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Кроме того, чем больше корпус, тем сложнее и дороже избавить его от вибраций, которые отрицательно сказываются на звучании. Четырехполосная АС имеет более сложный кроссовер в котором больше деталей, а в двухполосной конструкции можно использовать всего несколько высококачественных компонентов. Большую колонку, скорее всего, слушать будет невозможно, а компактный двухполосник может удивить музыкальностью.

Но если обе этих колонки поставить магазине по одной и той же цене, то крупная (и посредственная) система превзойдёт по продажам маленькую и качественную раз эдак в 10. Ценность крупной вещи воспринимается гораздо выше.

Резюме: вы не можете определить качество звучания колонки, пока её не послушаете. В следующем разделе мы изучим общие проблемы акустических систем и как выбрать ту, которая звучит музыкальнее других.

Поиски правильной акустической системы: прослушивание перед покупкой

Вы сделали свою домашнюю работу, прочитали обзоры и сузили список кандидатов на покупку, основываясь на перечисленных выше критериях. Вы знаете, что именно вам нужно. Теперь пришло время пойти и послушать. Это жизненно важная стадия покупки колонок и к ней нужно подойди со всей ответственностью. И считайте, что первое прослушивание – просто очередной этап.

Не торопитесь покупать первые же акустические системы, которые вам понравятся.

Даже если кажется, что они звучат очень здорово, вы не знаете, насколько хорошо они звучат, пока не послушаете другие колонки.

Используйте для прослушивания большой набор хорошо знакомых вам композиций.

Помните, что подборка музыкальных композиций «от дилера» часто создаётся специально, чтобы подчеркнуть плюсы конкретных колонок и замаскировать их минусы. В конце концов, его задача максимально эффектно показать продукт. Кроме того, прослушивание только аудиофильских записей не даст вам понимания, как колонки будут воспроизводить у вас дома ту музыку, которую вы любите. Статистика говорит нам, что большинство композиций записаны не по аудиофильским стандартам. Тем не менее, подобные записи пригодятся для познания специфических аспектов конкретных колонок.

Так что музыка, выбранная для прослушивания, должна включать как треки из вашей любимой коллекции, так и «диагностические записи», чтобы раскрыть определённые аспекты звука акустических систем.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Когда слушаете свою любимую музыку, забудьте о специфических аудиохарактеристиках и обратите внимание, насколько вам нравится само звучание. Переключайтесь в «аналитический режим» только при прослушивании аудиофильских композиций.

Идите в магазин тогда, когда там меньше всего народа, чтобы вы могли потратить хотя бы час на пару колонок. Некоторые АС сначала очень нравятся, но со временем флёр спадает, и становятся заметны недостатки. И лучше понять это в салоне дилера, чем через неделю после покупки – у себя дома.

И не старайтесь слушать более двух пар колонок за один визит.

Если хотите сравнить три модели – послушайте две, выберите победителя и в следующий визит сравните победителя с оставшейся третьей парой. Вы должны слушать каждую пару столько, сколько считаете нужным (в разумных пределах), чтобы убедиться, что вы делаете правильный выбор перед покупкой.

У некоторых АС тональный баланс может быть разным на разной высоте. Убедитесь, что вы слушаете колонки на том же уровне от пола, что и дома.

Обычная высота – около 90 см от пола до ушей. Кроме того, некоторые колонки с кроссоверами первого порядка звучат по-другому, если вы сидите к ним слишком близко. Поэтому попробуйте перемещаться в комнате прослушивания вперёд и назад.

Убедитесь, что колонки подключены к усилителю, схожему по возможностям с вашим, и используются сравнимые с вашими источники.

Очень легко быть поражённым «вкусным» звуком в шоу-рум дилера и разочароваться у себя дома при подключении к менее качественным компонентам. В идеале нужно использовать колонки с тем же усилителем мощности, что вы планируете использовать в своей системе.

Роберт Харли советует: как подобрать себе акустические системы

Конечно, лучший способ – это слушать колонки у себя дома:

на вас никто не давит, слушать можно сколько угодно и вы можете оценить, как колонки работают с вашей электроникой и в вашей комнате. Прослушивание у себя дома ликвидирует множество вопросов процесса выбора акустики. Но таскать каждого претендента домой – весьма непрактично. И далеко не все продавцы предоставляют подобную возможность. Ограничьте домашнее прослушивание только теми моделями, которые уже стали первыми из кандидатов на реальную покупку.