Выпуск модели JBL L100 Classic сопровождался большим ажиотажем и широким интересом в Hi-Fi сообществе. Никто не остался равнодушным – от её создателей до конечных пользователей. Крис Хаген, главный системный инженер JBL, сравнивает современную колонку с легендарной предшественницей L100 Century.
Собираясь назвать новую колонку в честь оригинальной модели JBL L100 Century, разработчики ставили перед собой задачу сохранить ключевые визуальные характеристики оригинала. И, как оказалось, весьма преуспели в этом отношении. Некоторые слушатели не только не замечали внешних изменений, но даже путали модели по звучанию!
Корпус L100 Classic, отделанный светлым матовым шпоном ореха, вкупе с грилем Quadrex из чёрного, оранжевого или синего акустического поролона в шпонированной раме, очень похож на дизайнерские решения оригинальной модели L100 Century.
Правда, гриль L100 Century был не чёрным, а тёмно-коричневым. И ореховый шпон несколько отличается по оттенку: сказывается влияние прошедших лет.
Сходство прослеживается и в использовании 12-дюймового вуфера, трёхполосной конфигурации динамиков, расположении порта фазоинвертора и наличии единственной пары клемм на задней панели.
Ещё до появления в продаже первых партий JBL L100 Classic в сети стали появляться сообщения пользователей, утверждавших, что они «уже когда-то слышали эти колонки». Комментарии относительно L100 Classic явно описывали модель L100 Century: «эти колонки лучше всего подходят для рок-музыки». То же касалось и внешнего вида.
Чтобы прояснить различия, давайте сопоставим акустику L100 Classic и L100 Century. И посмотрим, что же изменилось.
Корпус
Со времени выпуска L100 Century прошло несколько десятилетий. Разработчики постарались проанализировать её конструкцию с высоты обретённого за эти годы опыта. И извлечь некоторые уроки!
Один из них связан с методом окрашивания гриля. На поверхности решётки L100 Century оставался растворитель, который постепенно разрушал поролон. Поэтому для покраски гриля L100 Classic использованы современные методы, позволяющие продлить срок службы материала.
Кроме того, слой краски, наносимый на акустический экран и заднюю панель L100 Century, зачастую страдал неравномерностью. Что со временем приводило к образованию более светлых, чем остальные, участков. Теперь же применяется материал, который будет всегда оставаться однородным по цвету и отделке – тонкий виниловый шпон с матовой поверхностью.
Если гриль оригинальной L100 крепился к передней панели с помощью раздвоенных пластиковых штифтов, сейчас выбран более современный вариант – пластиковые штифты с шаровой головкой. Они вставляются не в круглые, а продолговатые отверстия, чтобы решётку легче было выровнять при установке. Такой способ крепления обеспечивает вполне надёжный контакт.
Среди других усовершенствований:
- замена никелированных пружинных клемм более массивными и прочными универсальными винтовыми позолоченными клеммами
- утолщение акустического экрана с 19 мм на прежней модели до 24 мм на Classic
- добавление специальных V-образных распорок для повышения жёсткости корпуса, как в студийных мониторах 4367
Кроме того, двухдюймовая (L100) или 2.9-дюймовая (L100A) труба фазоинвертора с острыми краями заменена портом 3.6 дюйма с раструбами на обоих концах. Такое решение обеспечивает более тихую работу фазоинвертора.
Динамики
НЧ-динамики обеих моделей – 123A-1 (или 123A-3 для L100A) у Century и JW300PW-8 у Classic – представляют собой 12-дюймовые вуферы с литой корзиной, белыми диффузорами и 3-дюймовыми звуковыми катушками. Но на этом сходство заканчивается.
Старый диффузор был бумажным с покрытием Aquaplas, а новый изготовлен из чистой целлюлозы, и не нуждается в подобном покрытии. Динамик 123A-1 в L100 Century, (или 123A-3 а более поздних моделях с суффиксом «А») имел привод на магнитах из сплава Альнико. Он весил на 3.6 кг меньше, чем новая оптимизированная система динамика JW300PW-8 на ферритовых магнитах в модели L100 Classic.
Новая конструкция дает меньше искажений при более длинном ходе диффузора. Для этого использован «выпуклый» резиновый подвес. Гофрированный же тканевый подвес «старого» вуфера на L100 Century был менее приспособлен для длинного хода, которого требует громкое воспроизведение нижних частот.
Среднечастотники 105H-1 на L100 Classic и LE5-2 на L100 Century очень похожи. Диаметр обоих оставляет около 5 дюймов, оба имеют параболические диффузоры и гофрированный тканевый подвес.
Тем не менее, динамик модели L100 Classic оснащён более массивной звуковой катушкой для лучшей отдачи по мощности. Оптимизированная магнитная система обеспечивает более эффективную и стабильную работу излучателя с меньшими искажениями.
Для дополнительной жёсткости и более контролируемой передачи верхних частот диффузор нового динамика изготовлен с применением современных технологий — из чистой целлюлозы с полимерным покрытием.
Особенно серьёзной модернизации подвергся твитер. Некоторых из элементов конструкции нового динамика в эпоху L100 Century вообще не существовало.
Как ни странно, авторы многих комментариев в сети забыли, что старые L100 Century всегда оснащались конусными твитерами. В ранней модели L100 Century использовался бумажный конусный излучатель LE-25 диаметром 1.8 дюйма, в более поздней (с суффиксом «А») – 1.4-дюймовый LE-20. Новая L100 Classic оснащена современным 1-дюймовым твитером JT025TI1-4 с титановым куполом и мягким подвесом. Титан обеспечивает высокую степень жесткости, а меньший по размеру купол – широкую дисперсию.
Твитеры старых моделей L100 и L100А Century имели 5/8-дюймовую звуковую катушку. Излучатель L100 Classic снабжён более массивной приводной системой с ферромагнитной жидкостью вокруг звуковой катушки для поглощения тепла. Поэтому твитер у L100 Classic развивает более высокую мощность.
Разделительный фильтр
Еще одним объектом серьезной модернизации L100 стал кроссовер. Хотя большинство изменений здесь обусловлены обновлением конструкции.
Модель L100 Century разрабатывалась в те времена, когда измерение излучения звука по оси считалось единственно верной оценкой амплитудно-частотной характеристики. Кроме того, акустическая система Century в целом была спроектирована вокруг 12-дюймового вуфера с равномерностью АЧХ до 2.5 кГц.
Фундаментальной особенностью конструкции кроссовера были отсутствие разделения между НЧ- и СЧ-динамиками и максимально простая схема разделения между СЧ- и ВЧ-излучателями. Поэтому, помимо пары аттенюаторов L-Pad, для средних частот был использован только конденсатор на 8 мкФ, а для верхних частот – конденсатор на 3 мкФ. В результате СЧ-динамик свободно работал во всей полосе своих частот вплоть до максимальной, как и вуфер. Точки разделения частот составляли 1.5 кГц и 6 кГц с большим перекрытием между смежными излучателями.
И хотя эта конструкция вызвала появление столь популярной модели, сам факт использования динамиков, проникающих в соседний диапазон, где из-за чрезмерного перекрытия частот сужается рассеяние, свидетельствует о том, что такая акустическая система может иметь плохую внеосевую характеристику. Это, наряду с использованием нескольких источников, воспроизводящих одну и ту же частоту, способно вызвать замутнение деталей, необходимых для создания убедительных музыкальных образов.
Модель L100 Century продавалась преимущественно как версия L100A, которая уже не была зеркально отраженной парой. Вуфер и твитер располагались на одной вертикальной оси, а СЧ-динамик был смещен примерно на 10 см в сторону. Такое смещение разночастотных источников сигнала относительно друг друга вызывало дополнительное нарушение музыкальной образности.
К тому же использование в Century разделительных фильтров первого порядка ограничивало мощность системы пределом в 50 Вт. Ведь динамики не имели надежной защиты от повреждений из-за перегрузки на нижних частотах. Впрочем, в те времена такая мощность считалась вполне достаточной. А образность версии Century была ничуть не хуже, чем у любых других акустических систем.
Благодаря некоторому прогрессу в понимании того, как колонки взаимодействуют с пространством комнаты, кроссовер новой модели L100 Classic разработан с учетом распространения акустической энергии вне оси.
НЧ-кроссовер обеспечивает плавный переход от нижних частот к средним с положительным суммированием во всех точках. Крутизна характеристики разделительного фильтра ВЧ также обеспечивает плавный переход на стыке диапазонов.
Использованная в L100 Century пара ВЧ-фильтров первого порядка в новой модели заменена фильтром НЧ второго порядка на вуфере, фильтрами ВЧ и НЧ второго порядка на среднечастотном динамике и фильтром ВЧ третьего порядка на твитере.
Вместе с дополнительными компонентами, ограничивающими величину среза аттенюаторов L-Pad для более точного контроля уровня средних и верхних частот, общее количество компонентов разделительного фильтра в L100 Classic достигает 15 (без учета аттенюаторов L-Pad) против 2 в старой модели.
Все эти компоненты, фильтры высшего порядка в сочетании с современными драйверами повышают мощность Classic до 200 Вт, что в 4 раза больше, чем у Century. Чувствительность осталась примерно на том же уровне – 90-91 дБ/Вт/м. А номинальное сопротивление понижено с 8 Ом на Century до 4 Ом на Classic. Следовательно, модель Classic будет играть немного громче, чем Century.
Наконец, модели отличаются размерами корпуса, расположением СЧ-динамика и твитера относительно друг друга, а также частотами разделения.
Изначально разработчики хотели, чтобы версия Classic имела такие же размеры, как и Century, но с «правильным» расположением драйверов. Среднечастотный динамик должен располагатьсяна одной линии с твитером и, желательно, с вуфером.
Купольный твитер хотели оснастить массивным приводом для поглощения тепла и снижения резонанса. Следовательно, круглая лицевая панель излучателя также должна быть большой. Но это намного увеличило бы высоту корпуса. Поэтому корпус решили увеличить лишь слегка, сместив при этом среднечастотный динамик и твитер на 5 см вправо (этикетка осталась слева, как и на Century).
В результате, высота корпуса увеличилась лишь на 38 мм, а ширина и глубина – на 25 мм (для соблюдения общих пропорций). Этого оказалось достаточно, чтобы разместить среднечастотный динамик и твитер на одной линии. Но стоит ли делать пару с «зеркальным отражением»? Ответ на этот вопрос пришел сам собой во время прослушивания.
Частоты разделения на модели Classic были определены в точках 450 Гц и 3 кГц. Возник важный вопрос: как повлияет сдвиг динамиков на 5 см на частоту 450 Гц? Если длина волны 450 Гц составляет 76 см, то смещение составит 1/15 часть от длины волны. Ухо человека довольно чувствительно. Но мелкие различия в звуке, как правило, выявляются путем прямого сопоставления. Было решено, что столь малое смещение не должно вызывать проблем.
Заключение
Можно услышать, что колонки обладают очень широкой полосой пропускания, включающей слышимые в помещении частоты от 30 Гц до 20 кГц и даже выше. Плюс – очень ровным, но живым характером, а также удивительной трехмерной образностью. Музыку словно играют невидимые исполнители.
По мощи звучания новая модель сопоставима с Century – если не принимать во внимание более плотный и чёткий бас, более мягкую середину и лёгкие, насыщенные деталями верха. Наряду со значительно улучшившейся образностью.
Именно тогда конструкторы поняли, что для L100 Classic не нужна зеркально отражённая пара.
В итоге удалось не просто «переиздать» модель L100 Century во всем её своеобразии. Новое обличие – JBL L100 Classic – обладает ключевыми особенностями оригинала и значительно улучшенными звуковыми характеристиками. Для этого пришлось увеличить вес почти на 7.3 кг: L100 Century весила 19.3 кг. Но оно того стоило!