Территория баса: Джон Хантер – о создании сабвуфера REL Classic 99

0
122
Территория баса: Джон Хантер – о создании сабвуфера REL Classic 99

В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

Представьте: авторитет уровня Стива Гуттенберга говорит о сабвуфере REL Classic 98. Он заявляет, что «никакой усилитель стоимостью $2000 не поднимет звучание вашей системы до такого уровня» и «никакой другой компонент за эту цену не даст вам большей прибавки в качестве». Согласитесь, столь однозначное мнение привлекает внимание и говорит о серьёзности подхода разработчиков.

В чём же этот подход заключается? Расскажем о некоторых деталях процесса создания модели Classic 99. Они лучше всего поведают о том, насколько добросовестно мы относимся к своему делу.

Задача была поставлена чётко и ясно с самого начала, что не всегда бывает на старте нового проекта. Иногда приходится следовать извилистым путем, перебирая множество вариантов. В данном случае, мы точно представляли себе, как сделать новую модель лучше предыдущей.

Территория баса: Джон Хантер – о создании сабвуфера REL Classic 99
Classic 98 в сравнении с Classic 99

Заметьте: не «больше», чтобы звучала громче (хотя она действительно звучит громче) или давала больше низов (и это тоже присутствует), а именно «сделать лучше».

Более «крупный» динамик изначально обладает большей мощностью. Не потому что звучит громче и мощнее. А потому что при правильной настройке он способен привнести больше нюансов, больше эмоций и воздуха в звуковую сцену. А также больше чёткости в область верхней середины и нижних верхов. В диапазоне, наиболее проблемном для многих систем класса High-End.

«Лучше», потому что REL всегда стремится получить максимум от каждого звукового сигнала.

И хотя новый Classic 99 показал себя настоящим монстром в системе домашнего кинотеатра, для его настройки мы, как всегда, использовали референсные стереозаписи. Это не наши любимые композиции, а специальные треки, которым мы научились доверять за долгие годы практики. Они выявляют некоторые «особенности» в конструкции испытываемого прототипа, заставляя нас устранять, казалось бы, незначительные проблемы.

Но как только мы их устраняем, происходит существенное улучшение звучания. По сути, эти проблемы из разряда «мелочей».

Так, профессиональный питчер в бейсболе (возможно, как и боулер в крикете) бросает мяч, сообщая ему скорость до 100 миль в час. Но если на пальце питчера появится даже маленькая ранка, он должен будет выйти из игры. Иначе пострадает точность броска, да и сам питчер со своим мощным, но непредсказуемый броском станет просто опасным. И вся игра с брызгами грязи, поднимаемыми мячом вокруг вокруг кетчера, будет испорчена.

Территория баса: Джон Хантер – о создании сабвуфера REL Classic 99

Итак, мы начали с создания нового 12-дюймового диффузора из бумаги, обработанной вручную, с колпачком посередине. На изготовление двенадцати таких диффузоров уходит 24 часа, тогда как диффузоры горячего прессования из листовой бумаги можно штамповать сотнями в день. Центральный колпачок отвечает не только за жёсткость конструкции, но и за детальность и чёткость воспроизводимой музыки. Поэтому он всегда требует особого внимания.

При диаметре 12 дюймов вместо 10 рабочая площадь диффузора Classic 99 увеличивается на 45 процентов. Это облегчает получение высокого звукового давления в комнате.

Впрочем, нам это не нужно, поскольку выбранная нами геометрия позволяет дополнительно увеличить ход диффузора на целый дюйм (25 мм). А это даёт гораздо больший прирост производительности.

Мы взяли один из своих 500-ваттных усилителей класса D и ограничили его мощность 450 ваттами. Это на 100 ватт больше, чем нужно в нашем случае, чтобы добиться хорошей динамики, лёгкости и непринуждённости, свойственных звучанию хороших мощных усилителей.

Затем мы тщательно отрегулировали разделительный фильтр PerfectFilter™. Он обеспечивает получение максимальной отдачи от «девяносто девятого», объём корпуса которого на 40% превышает объем корпуса младшей модели Classic 98. Плюс некоторые доработки и усовершенствования, которые вносились поэтапно в течение 6 месяцев.

Ну, вот, казалось бы, и всё? Оставалось ощущение, будто чего-то не хватает. Внешне Classic 99 выглядел шикарно: большой, презентабельный, обладает мощным глубоким басом, заполняющим всю комнату. Всё это производит неотразимое впечатление!

Если новый сабвуфер Classic «больше, мощнее и громче» предшественника, легко сделать вывод, что он и «лучше». И всё же мы не стали подписывать документ о финальной приёмке.

Не хватало последней части из того, о чем мы говорили в самом начале – деликатности, воздуха, открытости. Услышав это однажды в записи, вы сразу понимаете: да, это оно. Поскольку это свойственно живой музыке. У старых электростатов Quad оно есть. У Quad 63 – нет (извините, мужики). У Martin Logan CLS оно есть, у Apogee Duetta Signatures тоже. Причём для полочной акустики добиться этой чистоты и прозрачности нюансов гораздо легче, чем для больших напольных моделей.

Территория баса: Джон Хантер – о создании сабвуфера REL Classic 99

А вечером, продолжая анализировать звучание нашего прототипа, я взял стопку своих визитных карточек. Оказалось, что их толщина составляет ровно 1 мм. Я стал осторожно подкладывать под ножки сабвуфера по одной карточке. Пока на четвёртой (4 мм) не исчезла замутнённость, которая присутствовала в звуке. А после добавления пятой карточки (5 мм) звук стал поистине идеальным. Я тут же позвонил Райану, нашему гению компьютерного дизайна, и попросил его сделать опоры на 6 мм выше.

Почему на 6? Да потому, что иногда мы начинаем вести себя, как последние идиоты. Ну, что может изменить 1 мм? Как оказалось, очень многое. Через пару недель мы получили опоры, которые теперь были на 6 мм выше. Установили их и… о, ужас! Мы полностью потеряли вес и тело звучания своего нового сабвуфера. В панике я отправил е-mail на наш завод. Просил как можно быстрее изготовить комплект опор выше на 5 мм.

Не переставая нервничать, мы, наконец, приступили к прослушиванию. И каково же было наше облегчение, когда после замены слишком высоких 6-миллиметровых опор на 5-миллиметровые звук снова вернулся к тому, что я уже слышал раньше!

Точная регулировка просвета между дном Classic 99 и полом для достижения оптимального звукового давления дала разительный результат.

Итак, мы не остановились на начальном варианте, который устроил бы большинство покупателей. Почти наверняка никто из наших конкурентов не ведёт прослушивание на таком уровне критичности! И мы создали по-настоящему классный продукт. В этом и состоит высшая цель нашей фирмы. Именно это я имел в виду двадцать лет назад, когда наша команда только начинала свой путь. Я мечтал, что мы сможем создавать особенные продукты. Они стали бы заметным явлением в нашем с вами замечательном хобби.

Мы с гордостью представляем нашу новую модель REL Classic 99. Это необычный, исключительный, мощный сабвуфер с невероятно красивым звучанием. Он наполнит могучим басом любую комнату, нисколько при этом не напрягаясь. Classic 99 – замечательное творение. Мы все влюбились в него ещё на стадии его создания.

Приятного прослушивания!

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя