Джули Маллинз,
редактор портала The Absolute Sound,
тестирует стереосистему «всё в одном» Phase 3 от берлинской компании Burmester, легендарного производителя акустики и компонентов класса High End. Столь необычное для аудиофильского сегмента компоновочное решение вызвало особый интерес эксперта. После всестороннего тестирования Джули даёт самую высокую оценку не только фирменному звучанию Burmester, но и дизайнерским находкам создателей Phase 3.
Называйте ее «лайфстайлом среди High End’а». И да, я знаю, что «лайфстайл» для некоторых аудиофилов к High End отношения не имеет. Но компания Burmester из Берлина никогда не упускала возможности добавить шикарный облик для своих High End-компонентов. И кроме дизайна там всегда было много чего ещё. Разработанная для ценителей музыки, которые не являются «типичными аудиофилами», новая уникальная (и при этом – очень удобная) система «всё в одном» Phase 3 добавляет ассортименту продукции Burmester чего-то яркого и даже щёгольского, сохраняя традиционно высокое качество изготовления и выдающееся звучание, чем и знаменит немецкий производитель.
Что же такое «система Phase 3»?
Что она делает? В ней столько всего, что проще сказать, что она не делает. Выпускается она в двух вариантах отделки: либо темно-красный хромированный вариант «Retro Style», вдохновленный Bauhaus, либо индустриальный в темном металле «Loft Style». Эта выдающая трехкомпонентная система состоит из пары мощных колонок B15 и устройства 161 Musiccenter, где к технологиям аппарата 151 Musiccenter добавляется возможность подключения акустических систем. Массивный корпус скрывает в себе 170-ваттный интегральный усилитель, ЦАП, сервер, CD-проигрыватель (с функцией риппинга) и стример с доступом к различным сервисам, таким как Tidal, Apple Airplay и недавно добавлен Qobuz. Широкий набор входов включает аналоговый XLR, коаксиальный и оптический, а выходов – аналоговые XLR/RCA, коаксиальный и оптический, плюс пять USB (один на фронтальной панели, один RJ-45 и два коаксиальных входа для Wi-Fi-антенн. Короче говоря, это весьма продвинутая, оригинальная и, отмечу особо, удобная система.
Но нельзя не углубиться в историю, так что давайте это сделаем. Дитер Бурмистр был увлечённым музыкантом (гитара и бас-гитара – у него была обширная коллекция). Проблемы с надёжностью купленного им предварительного усилителя привели к созданию аппарата собственной разработки. Дитер не смог найти в продаже модель, которая бы соответствовала его требованиям по качеству изготовления и звучания. После получения диплома инженера-электронщика, он решил использовать для своих новых усилителей специальную транзисторную схему, которая изначально разрабатывалась для медицинских измерительных инструментов. Бурмистр основал одноимённую компания в 1977, опираясь на принцип высочайшего качества изготовления вкупе с использованием инноваций: новинки выпускались только тогда, когда представляли собой нечто технически выдающееся. Все продукты до сих пор разрабатываются самой компанией и собираются вручную в Германии. Они по определению весьма недёшевы, однако способны выглядеть и звучать великолепно на протяжении самого продолжительного времени. Применение хрома на передних панелях компонентов Burmester было фирменной «фишкой» компании с самого начала. Этот дизайн также отражал бесконечность в ассоциации со стилем Ар-Деко. Например, обозреваемая система Phase 3, дизайн которой явно навеян школой Bauhaus, также является отсылкой к классическим автомобилям (и винтажным гитарам Дитера).
Кстати говоря, аудиофилы, которые одновременно являются любителями хороших автомобилей (таких много), наверняка знают, что Burmester производит и автомобильные аудиосистемы для премиальных брендов: Mercedes-Benz, Porsche и Bugatti. Однозначно, представление Дитера о Phase 3 появилось в результате кооперации с автомобильными проектами. Он хотел представить систему «всё-в-одном» в лайфстайл-дизайне с интуитивным управлением, больше походящую на автомобильную аудиосистему или же предмет интерьера, чем на классическое «стерео».
Обе колонки Phase 3, созданные на базе модели Burmester B10 и устройство 161 Musiccenter, размещенные на отдельных подставках, достались мне в хромированной отделке. Подставки весьма удобны и позволяют регулировать высоту. В системе Retro Style двухполосные фазоинверторые колонки, выполненные из кирпично-красного MDF с хромированной передней панелью, весьма компактны, но могут и «вжарить», хотя по их габаритам и не скажешь. А вот выдающийся (и весьма неожиданный) пример вышеупомянутого лайфстайл-назначения Phase 3: под корпусом 161 Musiccenter есть еще один точно таких же габаритов, но он…пустой! Для чего он предназначен? Чтобы спрятать там ноутбук, NAS, спутниковый ресивер, DVD-проигрыватель или другой источник (ну или что вам придет в голову туда прятать). Этот корпус открыт сзади, а передняя крышка держится на магнитах, при этом на ней есть большое затонированное «окно», обеспечивающее ИК-управление. Является ли это посягательством на чувства аудиофилов? Есть ли в этом смысл?
Передняя панель 161 Musiccenter вся хромирована (в моем образце – Retro Style), у нее есть слот для CD, плюс вход USB Type A и выход на наушники 6,3 мм. Справа фирменный «авиационный» выключатель питания (имеет три положения – вкл/выкл/ожидание). Есть ещё два набора из четырех кнопок управления, позволяющие выбирать источники и функции проигрывателя, а также небольшой 8-символьный зелёный матричный дисплей с регулируемой яркостью, который показывает уровень громкости, источник, функции и т.д. В левом дальнем углу столбик из шести небольших светодиодов, показывающих источники (зелёный свет) и сетевое подключение (зелёный, или оранжевый или красный при наличии проблем). Каждый светодиод и кнопка подписаны мелкой гравировкой – хороший ход, одновременно налет шика и «защита от дурака» (хотя прочитать, что там написано, можно лишь находясь прямо перед панелью). И кнопки имеют приятный отклик при нажатии, но отпечатки моих пальцев очень быстро запачкали зеркальную хромированную поверхность. Хорошо, что есть продвинутый пульт дистанционного управления! Хотя для того, чтобы использовать систему действительно на все 100%, понадобится приложение Burmester для iPad Mini. Но об этом позже. Одна проблема с эргономикой корпуса – верхняя панель выдвинута на пару дюймов за пределы задней стенки (скорее всего, чтобы частично скрыть разъёмы и провода с глаз долой), а вместе с тем, что корпус сам немного наклонён вниз, перегнуться и различить разъёмы на задней панели становится весьма затруднительно. Я установила устройство довольно близко к стене, если же поставить его подальше, эта проблема уйдёт.
За счёт такого классного дизайна и необычного предложения в High End-сегменте, я неожиданно обнаружила, что посвятила большую часть обзора описанию самой системы. Однако это действительно того стоило. Аудиофилы – люди непостоянные, а приоритеты могут сильно отличаться. Но предполагается, что покупающий Phase 3 будет и слушать, и любоваться ей. Система станет отличным решением для ценителей музыки, у которых нет места или же одобрения второй половины на заполнение комнаты кучей компонентов – или же желания заниматься подбором техники. Но надо отметить, что за цену Phase 3 можно собрать миллион различных вариаций компонентов, которые составят убийственную систему, идеально подходящую под потребности. Однако задача и цели создания системы Phase 3 совершено другие, поэтому оставим эту тему. И хотя экстремально стильная Phase 3 принадлежит к классу High End (и стоит соответственно), ещё она является настоящим техническим чудом и выполняет множество разных функций удобно и практично. Всё это заключено в компактный «готовый к работе» корпус, который действительно выделяется «из толпы».
Смотрим и слушаем
CD и USB стали основными источниками для прослушивания системы, вместе с файлами высокого разрешения, записанными на встроенный двух террабайтный жесткий диск проигрывателя (там есть еще один для резервного копирования). И хотя на борту 161-го есть и аналоговые входы, и аналоговые выходы (за которые я всегда ратую), желание подключить вертушку и фонокорректор в эту систему «все-в-одном» выглядит практически кощунством. И я это говорю, как ценитель винила! Приоритеты воспроизведения Phase 3 явно находятся в цифровом лагере.
С точки зрения звучания, когда система прогрелась, она действительно поразила!
Для начала, ее колонки явно звучат гораздо крупнее и эффектнее, чем предполагаешь от АС подобной формы и габаритов. Звуковая картина больше, чем я ожидал от компактных двухполосников, хотя сама сцена не такая высокая и глубокая, как я привык (но не забывайте, что обычно я слушаю Maggie 30.7). Звучание чёткое, чистое, с большим количеством деталей и очень быстрое. И на мощных аккордах роковых и популярных композиций колонки Phase 3 выдают такой бас, который однозначно не ожидаешь от двухполосных АС. Взрывная барабанная атака на «In the Air Tonight» Фила Коллинза (ремастированный альбом Face Value во FLAC 24/96) заставила меня воскликнуть «Вау!», хотя я была одна в комнате прослушивания. Внятные и даже деликатные слои клавишных инструментов/синтезатора раскрылись и вышли из фона на передний план. Могу констатировать, что система солидно и шикарно звучит и выглядит.
Комбинация усиления/проигрывателя и колонок в Phase 3 также порадовала трехмерностью и ощущением акустики помещения на записях высокого класса. Звучание вовлекает, приглашает войти в мир музыки. На классическом треке «The Girl from Ipanema» CD Getz/Gilberto дышащий саксофон Стэна Гетца буквально окружает вокал Аструд Жилберту. И это, пожалуй, было самое выразительное воспроизведение этого трека, которое я когда-либо слышала. Немного критики: на некоторых записях, где микрофон находится в непосредственной близости от источника звука, я заметил легкий налет резкости или даже агрессивности на некоторых нотах в верхнем СЧ-диапазоне (например, у труб и саксофонов). Но это, скорее, придирки – ничего не испортило моего удовольствия от прослушивания этой системы.
Я была поражена очень низким уровнем фонового шума, это настоящее инженерное достижение, учитывая всю ту электронику, которая находится в одном корпусе.
Оркестровые записи, такие как FLAC 24/96 девятой симфонии Бетховена в исполнении Берлинского Филармонического оркестра под руководством Герберта фон Караяна и записанного Deutsche Grammophon, воспроизводились с превосходной глубиной и детальностью. Динамика и драматичность были переданы с несколько преуменьшенным масштабом. В части Molto Vivace богатые тона габоя буквально воспаряют над оркестром, звуча приятно и естественно. Духовые инструменты расположились на звуковой сцене именно там, где ожидаешь, впрочем, как и остальные инструменты.
Тональный баланс Phase 3 склоняется к приятно натуральному, хотя иногда заметна некоторая сухость – примерно как у новой свирели. На среднечастотный диапазон похоже, идет дополнительная фокусировка с небольшим подъемом уровня. Хотя опять же, это может быть непривычный характер звучания, влияние моей комнаты или и то, и другое вместе. Ещё можно отметить некоторое очень лёгкое смягчение самого верха и иногда буквально мимолетные шипение и зернистость. Опять же, моё тренированное ухо выделяло вышеописанные эффекты очень редко и общего впечатления это никак не подпортило.
Учитывая, что Дитер Бурмистер был музыкантом, неудивительно, что эта система может зажигательно отыгрывать рок-н-ролл. На FLAC-файле 24/96 «Whole Lotta Love» (Led Zeppelin II был уже записан на жёсткий диск 161-го) гитара Gibson Les Paul Пейджа буквально рвется из колонок, умело вливаясь в звучание еще более детальных тамбурина и кимвала, врывающихся во время вступления Джона Бонэма.
Веселье продолжилось с прослушиванием переиздания «Doolittle» группы Pixies на CD от Mobile Fidelity. Прозрачность, вот что я отметила. На «Monkey Gone to Heaven» пассажи виолончели, которые частенько теряются в общем фоне на других системах, здесь буквально засияли с приятными натуральными тонами и текстурой. Очень натуральный барабанный удар в самом начале композиции «Mr.Grieves» я не могла не отметить, и не записать.
Констатирую: моё придирчивое прослушивание файлов высокого разрешения на системе Phase 3 можно оценить, как одно из лучших «цифровых», которые я слушала у себя дома.
Чувство гармоник, объёма и жизни действительно впечатлило автора статьи «Аналог – наше всё!». Вы получаете заполняющий всю комнату звук, полный увлекательных и реалистичных деталей, которые создают музыку, плюс мощные ударные, когда это нужно.
Форма и функциональность
Для использования самых основных функций – таких, как воспроизведение CD и файлов, сохранённых на сервере или по USB – Phase 3 не могли сделать еще более удобной: сплошной plug-and-play. Просто используйте кнопки на передней панели или пульт ДУ (или приложение для iPad, когда он подключен к сети 161-го). Пара антенн Wi-Fi в комплекте (их нужно прикрутить к разъемам задней панели).
Но для использования расширенной функциональности однозначно понадобится приложение для iPad Mini (или подключённый к 161-му проводом Ethernet ноутбук) или немного – пульт ДУ (подробно описано в инструкции). Управлять можно также с ноутбука через web-браузер, но у меня не получилось с моего MacBook Pro. Похоже, что у моего Wi-Fi проблемы с IP-адресами, зато с iPad все получилось.
Продвинутое приложение для iPad уже предустановлено на iPad Mini, идущий в комплекте.
Подключение к моей Wi-Fi-сети прошло успешно, но проявились особенности конфигурации, что повлияло на некоторые функции 161-го, использующие Wi-Fi: стриминг и интернет-радио. Звонок в поддержку и разговор с начальником отдела цифровых разработок подтвердил, что я всё делала правильно, однако так и не помог определить, почему 161-й не принимал до конца все установки моего домашнего Wi-Fi и приложение не выходило из режима конфигурирования. К счастью, ввод нескольких кодов с пульта позволило обойти подключение к Wi-Fi и запустить приложение и сетевой проигрыватель в режиме «источник». Скоро после этого компания выпустила обновление прошивки, которое решило проблемы подключения и позволило мне стримить музыку из Tidal.
У приложения отличный пользовательский интерфейс с интуитивной навигацией. Вы можете создавать и редактировать списки воспроизведения, кликая на выбранные альбомы и треки, сортировать и искать легко и быстро. Можете регулировать фазу и уровень усиления различных выходов. Можете импортировать файлы с внешних USB-носителей и рипать CD. И всё можно делать с помощью одного приложения. Оно доставило мне некоторые проблемы при настройке. Но само приложение обеспечивает всё необходимое, и когда процесс соединения завершён, всё работает, как часы.
Как я уже сказала, если у вас нет желания, места или терпения собирать компонентную систему и вам нравится экзотика (а ещё – у вас нет проблем с финансами!) – эта уникальная система действительно является очень достойным выбором, как с точки зрения звучания, так и внешнего вида. И у некоторых клиентов она задевает самые правильные струны: говорят, что система очень хорошо продаётся!