В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

Вот уже полвека я искренне люблю винил (нет, я вовсе не такой старый: вся прелесть в том, что старшие братья зачастую знакомят тебя со всякими хорошими вещами раньше, чем ты сам до них доберёшься). Пока качество моей стереосистемы улучшалось вплоть до заоблачных высот, удовольствие от прослушивания записей всегда основывалось на теплоте и человечности грампластинок. В наши дни один из самых больших плюсов винила заключается в том, что он стирает границы между поколениями – по крайней мере, с теми продвинутыми ребятами, у которых есть слух и правильные жизненные приоритеты (хорошая музыка и хороший звук), а остальное приложится.

Итак, что же может быть лучше винила? Пожалуй, только винил на полноценной системе, в первую очередь – с точки зрения диапазона частот.

В частности, расширение низкочастотного диапазона стереосистемы приводит к такому очевидному улучшению качества звучания, что я не перестаю удивляться, когда вижу любителя винила, у которого в системе до сих пор нет сабвуфера. И чем более быстрого и мелодичного – тем лучше. Последние четверть века моим выбором был REL. Задолго до того, как мы с партнёром купили эту компанию, я выяснил, что способность этих сабвуферов извлекать самые низкие ноты из записей радикально преобразили мой слушательский опыт.

Почему вас должен заботить этот самый глубокий бас? Особенно если вы не являетесь его поклонником?

Даже если в вашей коллекции нет басовитых записей, даже если на всех ваших пластинках исключительно скрипки, пикколо и альт, в итоге без должного баса вы всё равно теряете атмосферу зала, пространство, ощущение места и жизни, где была сделана запись.

Без должного баса вы теряете атмосферу зала, пространство, ощущение места и жизни, где была сделана запись
Без должного баса вы теряете атмосферу зала, пространство, ощущение места и жизни, где была сделана запись

Пространство и размер помещения, энергия толпы, близость, неконтролируемая реакция аудитории – всё это содержится в низкочастотном диапазоне.

Если полноценного баса в системе нет, теряется суть музыки, жизнь, страсть, драйв и притяжение.

Любовь к музыке – наша общая привязанность, мы развиваемся вместе с ней, информируемые, побуждаемые, а иногда и возмущённые ею, при прослушивании на хорошей системе. И все эти эмоции пробуждаются именно басом. Послушайте акустическую запись без баса и вы будете поражены потерей её масштаба.

У каждого есть своя любимая двадцатка записей – тех самых, где качественное звучание идеально сочетается с качественным содержанием. С тех пор, как я приобрёл свой первый сабвуфер REL, таких записей у меня накопилось уже более четырёхсот. Более того, некоторые из этих записей сделал любимыми именно REL.

В тот самый первый раз мы с соседом слушали музыку до 5 утра, открывая для себя заново уже хорошо известные пластинки. И я готов признаться, что до покупки сабвуфера избегал некоторых из них, потому что понимал: они звучат недостаточно качественно. Зато теперь моей системе по плечу любой жанр и масштаб музыки.

Винил действительно вызывает привыкание, отчасти благодаря своей способности воспроизводить объёмный, подвижный, насыщенный, по-настоящему роскошный бас. Его звучание на системе, свободной от низкочастотных ограничений, в полной мере раскрывает потенциал этого многогранного носителя.

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director