Территория баса: динамик, направленный вперёд или излучатель, направленный вниз?

0
5716
Территория баса: динамик сабвуфера, направленный вперёд или излучатель, направленный вниз?

В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

 

Довольно часто возникает вопрос: какой сабвуфер лучше – излучающий вниз или излучающий вперёд? И, как и в отношении большинства аспектов, связанных с воспроизведением звука, простого и однозначного ответа не существует. Однако мы вкратце изложим основные сведения о том, с каким задачами сабвуферы каждого из этих типов справляются лучше, и на какие из их особенностей мы делаем упор, предлагая те или иные модели потенциальным покупателям.

Территория баса: динамик сабвуфера, направленный вперёд или излучатель, направленный вниз?

В случае сабвуфера, излучающего вниз,

нужно понимать: имея динамик, направленный в пол и расположенный в непосредственной близости от пола, мы с выгодой для себя используем самую большую плоскую поверхность традиционной жилплощади. Низкочастотные звуковые волны, исходящие из динамика, направленного вниз, оказывают ударное воздействие на пол и, распространяясь по его поверхности, создают особенно глубокий бас. Пол, работая в сочетании с динамиком, становится важной частью рабочей конструкции сабвуфера. Кроме того, данная акустическая связка делает бас более заметным при той же мощности. Все эти преимущества не сопряжены с дополнительными затратами.

Но почему же тогда все выпускаемые сабвуферы не используют конструкцию, излучающую вниз?

Современные критерии качества баса не ограничиваются его мощностью и глубиной. Хотя оба этих фактора и являются для нашей проектной группы одними из самых приоритетных. Скорость, чистота, точное интонирование индивидуальных тонов, воздушность, характер воздействия масс сжатого воздуха на тело слушателя (вспомните про бас-бочку в современной ударной установке), правильно воссоздаваемое затухание звуковых волн – всё это играет ключевую роль в по-настоящему неординарных системах. Эти характеристики достигаются при наличии быстродействующих легких динамиков прямого излучения.

Динамики, излучающие вперёд,

обеспечивают все вышеперечисленные характеристики намного лучше, чем динамики, излучающие вниз. Получаемый в результате бас быстр, воздушен и в то же время чрезвычайно напорист. В конструкциях, излучающих вниз, этого добиться трудновато. Полновесное звучание бас-бочки, максимально эффектные взрывы и выстрелы в кинофильмах, изысканный «переливчатый» инфрабас, характерный для оргáна: всё это достижимо при использовании исключительно быстродействующих конструкций, излучающих вперед.

Территория баса: динамик сабвуфера, направленный вперёд или излучатель, направленный вниз?

Идеальным вариантом, исходя из нашего многолетнего опыта, мы считаем сочетание динамика, излучающего вперед, и динамика, излучающего вниз.

И это справедливо в особенности для тех моделей средних размеров, где объём корпуса ограничен из соображений практичности. Вот почему сабвуферами, излучающими только вниз, в нашем ассортименте являются только модели базового уровня – T/5i и T-Zero. И в каждом из наших основных модельных рядов применяются исключительно качественные быстродействующие динамики, излучающие вперёд, в сочетании с уникальными пассивными радиаторами, излучающими вниз.

Такой подход позволяет реализовать в одном сабвуфере преимущества излучателей обоих типов. Быстродействие, тембровые вариации и точность высоты тона, необходимые для безукоризненного воспроизведения музыки, сочетаются с напористостью и ударностью, требуемыми для домашнего кинотеатра и рока. Всевозможные разновидности агрессивной музыки с мощным басом выигрывают от наличия быстродействующих глубоких динамиков, излучающих вперёд.

Пассивный радиатор, излучающий вниз, выдает самые глубокие, самые низкие ноты, которые, будучи буквально вдавливаемыми в пол, затем ощутимо «растекаются» по его поверхности. Это естественным образом усиливает самые длинные звуковые волны, которые воссоздают самые низкие ноты, вызывающие ощущение благоговения при прослушивании музыки в огромном пространстве (например, в соборе Парижской Богоматери). Данный эффект используется и звукоинженерами в научно-фантастических фильмах: звуковая дорожка дополняется едва слышимым глубоким эхом в тот момент, когда на экране появляется изображение бескрайнего космоса.

В заключение отметим, что наш ответ на вопрос «Что лучше выбрать – излучение вниз или вперёд?» однозначен: «И то, и другое».

Это двойное действие, которое мы называем Multi Modal Bass, позволяет нам взять самое лучшее из обоих решений. Сохраняя сравнительно компактные размеры корпуса, мы получаем глубокий И быстрый бас, равномерно заряжающий комнату звуковой энергией. Результат – более ровное и однородное звучание во всём помещении, чем при использовании сабвуферов, работающих в каком-то одном режиме.

Заметим при этом:

К референсным сабвуферам требования по компактности менее жёсткие. Вследствие чего, крупные габариты позволяют нам создавать конструкции, излучающие вперёд и поддерживаемые усилителями мощности с большими запасами тока. При таких размерах и уровнях мощности быстродействующие сабвуферы, излучающие вперёд, в состоянии полностью насытить звуковой энергией любую комнату.

 

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя