1984 — это не только название антиутопического романа Джорджа Оруэлла, но и год основания датской компании System Audio. Говорим Дания — подразумеваем колонки, производителей которых там несколько десятков. Это вдвойне удивительно, поскольку среди всех стран Северной Европы со скандинавским крестом на флагах Дания самая маленькая. Впрочем, учитывая тот факт, что именно датчанин Эрстед открыл электромагнетизм, а другой датчанин, Йенсен, изобрел динамик, подобная концентрация профильных компаний становится даже закономерной.

Бессменный руководитель и главный разработчик SA, Оле Виттхофт, в юности был барабанщиком, а первым звонком к смене увлечения стало неудовлетворительное качество записей группы, в которой он играл. Точнее, качество записи его как раз устраивало, но вот ее звучание на домашней системе — нет. Очевидно, что при прочих равных в качество звучания домашней аудиосистемы наибольший вклад вносят колонки, за них-то он и решил взяться.

Темп или скорость — одна из важнейших характеристик любого музыкального произведения, талантливый исполнитель порой вправе варьировать его по собственному усмотрению, аудиосистема — никогда. А главным препятствием изменения скорости в механической системе (каковой отчасти и является динамик) будет масса (в данном случае диффузора). Все просто — тяжелая машина разгоняется и тормозит хуже легкой. Значит (применительно к колонке) нужно делать динамики с небольшими и легкими диффузорами. Вдобавок узкая передняя панель вызывает меньше фазовых проблем, да и смотрится такая колонка на редкость изящно.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на истории компании, она была рассказана уже не раз. Упомяну лишь, что в 2001 году были выпущены флагманские полочные АС SA2K, непосредственные предшественники тех, которые мы протестируем, а производились они вплоть до 2009 года. Пять лет назад Оле предложил читателям журнала Ingeniøren («Инженер»), крупнейшего датского научного издания, принять участие в конкурсе по разработке компактных АС. На его призыв откликнулось больше сотни квалифицированных инженеров из самых различных отраслей, которые на своих рабочих местах принимали активное участие в процессе создания колонок: делились идеями, проводили тесты, моделировали различные варианты и т. д. Это был возможно первый случай в истории Hi-Fi, когда будущие пользователи оказались непосредственно вовлечены в процесс конструирования. Все результаты выкладывались на странице проекта и там в итоге оказалось аккумулировано почти пол тысячи страниц самой различной и безусловно полезной информации по всем аспектам создания акустических систем. Это был вероятно самый масштабный аутсорс-проект разработки колонок. Финальная стадия проекта включала в себя слепое сравнительное прослушивание всех созданных прототипов, которое проводилось на базе независимого института DELTA SenseLab при участии музыкантов, звукорежиссеров, студийных техников, аудиофилов и т. д. В итоге победивший вариант был запущен в серию под именем Pandion 2.

Пандион — персонаж древнегреческой мифологии, а еще так на латыни называется скопа, хищная птица из отряда ястребообразных. И внешне и по конструктиву колонки на первый взгляд достаточно традиционны. Динамики — модифицированные варианты продукции земляков из ScanSpeak, мидвуфер 15W/4531 и твитер D2905/99000. НЧ-динамик с рабочим ходом диффузора аж 22 мм нагружен на фазоинвертор с портом на задней панели, там же расположена единственная пара клемм и тумблер для регулировки отдачи на частоте 20 кГц, в пределах 3 дБ. В качестве акустического оформления твитера установлен конический волновод. Используется фильтр четвертого порядка с частотой раздела 2 кГц, это достаточно низко и по идее должно обеспечивать более широкую диаграмму направленности, по сравнению с традиционными решениями. Варианты внешней отделки корпуса — глянцевый черный либо матовый белый лак.

Абсолютное большинство покупателей полочных колонок прежде всего волнует бас. Тех, кого он не волнует, можно как минимум считать достаточно компетентными для того, чтобы им вообще не читать обзоры, либо — у них другие жизненные приоритеты. Мы же удовлетворим любопытство народных масс: бас в «Пандионах» — есть. Естественно в том случае, если не принимать их за сабвуфер. Сообразно габаритам корпуса, калибру НЧ-динамика и его собственной резонансной частоте (порядка 40 Гц) говорить о воспроизведении нижней октавы не приходится, но всё, что выше — практически безупречно, как с точки зрения создаваемого звукового давления, так и отсутствия искажений. Это в принципе относится ко всему воспроизводимому диапазону, в равной степени информативному и детальному. Возможно — порой излишне аналитичному и кстати сказать в этом его сходство с типичными студийными мониторами, но, и в этом его радикальное от них отличие — строящему отличную сцену по всей ширине (и глубине) стереобазы, в чем, как я уже указывал, подозреваю немалую заслугу низкой частоты раздела между динамиками. С эмоциональной точки зрения — я не услышал в звучании этих колонок какой-либо жанровой предвзятости, с технической — мне так и не удалось идентифицировать какие-либо артефакты в районе частоты раздела динамиков, сшиты они в моем понимании безупречно. В целом — это классическое динамичное звучание старых добрых System Audio, сообразно индексу модели, возведенное как минимум в квадрат.