Инженеры и дизайнеры всегда стремятся выйти за рамки возможного. Это то, что они любят, то, чему их обучают и за что им платят. Как бы скептикам ни нравилось думать, что «это всего лишь маркетинг». Главный редактор популярного сетевого издания TONEAudio Джефф Доргей подтверждает этот тезис, послушав сабвуфер No. 31 из референсной линейки компании REL. Любопытно, что до этого у него дома два года стояли шесть (!) сабвуферов No. 25 от этого же производителя. А настраивал их сам Джон Хантер!
Кстати сказать, сейчас номера моделей референсной серии REL означают год их выпуска с момента основания компании. И в модельном ряду уже появилась более новая и существенно более дорогая модель No. 32.
Сабвуфер REL No. 31 сделал огромный шаг вперёд в плане качества звучания по сравнению с уже снятой с производства моделью No. 25.
Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно услышать первый же удар в бас-барабан в композиции Шелби Линн Just a Little Lovin. Безусловно, сравнивать их можно только в равных условиях. Ведь даже модель S/510 из «средней» линейки REL в конфигурации линейного массива из шести аппаратов представляет собой очень серьезного игрока.
Что же касается «тридцать первого» и «тридцать второго», основная разница между ними заключается в масштабе. No. 32 предназначены для более просторных помещений. Причём это не вопрос экономии или щедрости. А в первую очередь – здравого смысла. Подавляющее большинство согласится, что нет никакой необходимости ездить за кофе на гоночном болиде.
Если говорить об отличительных чертах No. 31, то это вовсе не количество баса, как многие могли бы подумать. Безусловно, он здесь в полной мере присутствует. А вот что отличает именно REL от других производителей, так это его качество.
Разрешение и текстура, которые способны буквально вдохнуть жизнь в звучание системы. Это действительно уникальный потенциал.
Модель No. 31 построена на базе 12-дюймового вуфера с диффузором из углеволокна и усилителя номиналом 900 Вт. Впрочем, тут есть небольшое лукавство. На самом деле, здесь установлен киловаттный усилитель из No. 32, искусственно ограниченный по мощности на 10%. Всё объясняется просто: полный номинал больше подходит 15-дюймовому динамику флагмана. В свою очередь, 12-дюймовый басовик «тридцать первого» в несколько упрощенном виде используется в модели Carbon Special. Обеспечивая тем самым преемственность фирменной звуковой сигнатуры REL.
Еще одна фирменная особенность этого производителя – использование высокоуровневого входа. Сабвуфер подключается к тем же клеммам усилителя, что и акустические системы. Так он отфильтровывает нужный для себя сигнал и обеспечивает синхронную работу с играющими весь диапазон колонками. Благодаря комплектному пульту дистанционного управления, все настройки можно производить из точки прослушивания. Это облегчает и ускоряет процесс.
Эффект от добавления сабвуферов REL в систему уже хорошо известен. Но впечатление каждый раз оказывается неожиданным. Самое очевидное и слышимое изменение — это улучшение качества звучания… колонок!
Они как будто становятся больше, громче и басовитей. Причём это заметно даже на композициях, на который нижний регистр, казалось бы, присутствует по остаточному принципу. Как, например, в случае с Эллой Фицджеральд или Дайаной Росс. Здесь в первую очередь улучшаются их вокальные данные, а также параметры звуковой сцены.
А уж когда бас в записи действительно есть – как, например, в композиции Average White Band «Cut The Cake» – он становится просто неподражаемым. Вот ещё несколько примеров подобной музыки: RUN-D.M.C., The System, K.C. & The Sunshine Band и творчество Принса. Если же мы говорим про характерные образчики джаза и рок-музыки, то следует упомянуть Жако Пасториуса, Стэнли Кларка и Чарли Хайдена. Стоит ли говорить, что даже стадионные уровни громкости не в состоянии вывести REL из себя!