Джейкоб Хейлбранн,
обозреватель портала The Absolute Sound,
поддался соблазну опробовать в собственной системе кабели Nordost из серии Supreme Reference – межблочную и акустическую модели Odin 2. Прослушав множество эталонных музыкальных композиций разных жанров, автор приходит к однозначному выводу: кабели Odin 2 – продукты, замечательные по чистоте и разрешающей способности, прозрачности и чёткости звучания. Этот кабель стоит каждого потраченного на него цента!
О, всемогущий Один!
На выставке Rocky Mountain Audio Fest мне довелось присутствовать на одной из самых убедительных в своем роде презентаций, которая была организована компанией Nordost, производящей кабели. Ее представители демонстрировали звучание проигрывателя VPI, подключенного с помощью штатного кабеля и с помощью кабеля Nordost. В переднем ряду передо мной сидел Андре Дженнингс из TAS, один из лучших экспертов по виниловым проигрывателям, если таковые вообще существуют. И вместе со многими другими слушателями он кивал головой, как бы подтверждая разницу, которая, кстати, действительно была громадной.
Этот феномен можно было бы счесть случайностью, если бы новый кабель Nordost Odin 2 не демонстрировался и в других залах выставки. В большинстве случаев звучание было весьма соблазнительным — настолько соблазнительным, что мне захотелось опробовать кабель в своей системе.
Любопытство возбуждала не столько презентация, и, конечно, не тяга к скандинавской мифологии (очевидно, само название «Nordost» обязывает компанию давать своим изделиям имена скандинавских героев, среди которых Один верховенствует). Скорее интерес был вызван заявлением об усовершенствовании конструкции Odin 2.
Компания изменила и улучшила концевую заделку новых межблочных и акустических кабелей. Межблочные кабели, по заявлению Nordost, включают десять серебреных проводников стандарта 23 AWG из бескислородной меди (OFC) 99.999999% с экструдированной изоляцией из фторэтиленпропилена (FEP) и применением патентованной технологии Dual Monofilament. Модель Odin 2 оснащена фирменными коннекторами HOLO:PLUG с малой массой. Увеличено количество проводников в акустических кабелях и добавлены черная и белая полосовые вставки, призванные обеспечивать подавление нежелательных резонансов.
Помимо технических усовершенствований меня интересовало, насколько изменилось звучание Odin, поскольку я уже знаком с продукцией компании. Еще делая первые шаги в мире аудио, я использовал акустические кабели Nordost SPM и межблочные Nordost Valhalla. Затем через пару лет я написал обзор по кабелю Nordost Valhalla 2, который, как мне казалось, по некоторым аспектах превосходил кабель Odin. Теперь, когда Nordost выпустила модель Odin 2, мне было очень любопытно оценить ее возможности.
Интерес мой оказался вполне оправданным: чем больше я слушал Odin 2, тем яснее чувствовал, что он превосходит предыдущую модель по всем параметрам. Хотя оригинальный кабель Odin отличался очень быстрой реакцией и высокой разрешающей способностью, но его звучанию немного не хватало плотности — частичная утрата детализации в верхах. Именно в этом диапазоне Odin 2 предлагает нечто совершенно иное.
Ошеломляющее количество деталей и нюансов, которые воспроизводит Odin 2, вызывает такое ощущение, будто двухканальную систему дополнили центральным каналом.
Одной из самых приятных особенностей Odin 2 стало отсутствие низкочастотного шума. Я часто слушаю радио в машине. Шум, обычно сопровождающий воспроизведение, я бы уподобил шуму кондиционера, который мы включаем в машине летом. Со временем на этот шум перестаёшь обращать внимание. Когда же кондиционер выключаешь, музыка из радиоприемника вдруг становится громче.
Нечто подобное происходит и тогда, когда вы заменяете предусилитель или кабели в своей аудиосистеме новыми моделями более высокого класса.
И здесь Odin 2 даёт просто поразительный эффект. Звуки музыки, выскакивающие из динамиков, вдруг обретают массу неслыханных доселе деталей и нюансов.
Одну из записей, которые я использую в качестве эталонных, – «Фортепианное трио» Бетховена (лейбл Harmonia Mundi) в исполнении Александра Мельникова, Изабель Фауст и Жан-Гуйена Кейраса – Odin 2 в буквальном смысле возродил заново. Я вдруг с потрясающей достоверностью услышал звук трения смычка о струны, прикосновения пальцев исполнителя к клавишам рояля Alois Graff 1828 года. Вы почти воочию видите эти нисходящие терции во второй части «Trio №6» по мере того, как руки Мельникова перемещаются вниз по клавиатуре. В то же время Odin 2 передаёт потрясающее ощущение динамики.
Фортиссимо, которому предшествует либо пауза, либо пианиссимо, врывается, как бы, из ниоткуда. Непревзойдённая способность кабеля Odin 2 передавать перкуссионный эффект фортепиано отчасти обязана его исключительно высоким переходным характеристикам. То есть результат превосходит простую сумму слагаемых. И чем дольше я слушаю, тем сильнее убеждаюсь в необходимости подобных микроскопических деталей – ведь именно они и составляют особенность любого исполнения классической или джазовой музыки.
Odin 2 демонстрирует поразительно быструю реакцию. Кабели Nordost всегда отличались необычной живостью, но Odin 2 – это совершенно новый уровень. Высокие переходные характеристики Odin 2 это нечто сродни динамической мощности. Даже отъявленные скептики, которых, казалось бы, невозможно ничем удивить, остаются стоять с отвисшей челюстью. Взять, например, трек «Secret Love» с альбома «Love for Sale» с участием Хэнка Джонса, Бастера Уильямса и Тони Уильямса.
Барабанная дробь во вступле нии звучит так, будто рядом в комнате лупят из автомата АК-47. Или виниловый диск «Shostakovich’s Cello Concert No. 1» (EMI) в исполнении легендарного французского виолончелиста Пола Тортелье и Борнмутского симфонического оркестра. Мало того, что общая разрешающая способность Odin 2 превышает любые ожидания, так ещё и бой литавр звучит, как разрывы гранат: мах колотушки, удар, толчок воздуха.
Бас, который передает Odin 2, уже вряд ли может быть более упругим: кабель «стимулирует» нижние частоты, устраняя малейшие признаки рыхлости и размытости. Низы обретают четкие грани и очертания с изящно выраженными нюансами и отенками. Бас Арта Дэвиса во вступлении к треку «Cafй» на диске «A Jazz Message» (лейбл Impulse!) квартета Арта Блэки идеально артикулирован и позиционирован в пространстве без намека на разбухание и неконтролируемые всплески, с удивите- льно естественным затуханием – в звуке нет ничего лишнего.
Подачу вряд ли можно назвать искрящейся, зато Odin 2 наделяет звучание инструментов приятным ощущением плоти. Самая впечатляющая запись, которую я недавно приобрел в Лос-Анджелесе в одном из магазинов, до сих пор торгующих винилом, – «Скрипичный концерт» Бенджамина Бриттена, который исполняет Ида Хен- дель с вышеупомянутым Борнмутским симфоническим оркестром. Записанный в Канаде в 1939 году этот глубоко эмоциональный концерт состоялся, как отмечено в аннотации, в то время, «когда мир балансировал на грани второго холокоста». Кабель Odin 2 помогает не только создать громадную звуковую сцену с полным охватом всего зала вплоть до уголков, но и масштаб оркестра. Слышна не только струнная секция, но и отдельные составляющие ее инструменты. Возникает ощущение, будто вы присутствуете в концертном зале.
Такая точность свидетельствует об удивительной способности 2 к достоверно послойному размещению инструментов вглубь и по ширине сцены. В альбоме Шелби Линн «Just a Little Lovin», изданном на виниловой «сорокапятке» (лейбл Analog Productions Чеда Кассема), кабель позволяет различать отдельные инструменты в гармонических сочетаниях. Эта особенность, которая является и величайшим достоинством кабеля, лучше всего проявляется в области верхних частот, когда звук прямо-таки воспаряет к небесам и кажется бесконечным.
Вокал, саксофон или струнная секция оркестра создает ощущение чистоты и пространства в верхнем диапазоне, сцена обретает воздушность, вызывая восторг слушателя. Прослушивая подборку популярных записей французского трубача Мориса Андре на компакт-диске лейбла Erato, я был поражен той четкостью и рельефностью, с которой Odin передавал высокие звуки его трубы-пикколо.
В «Parisian Dream» Оффенбаха труба звучала с такой достоверной мощью и деликатностью, что казалась реальной и осязаемой. Тарелки издавали хлесткий металлический звук, который рассыпался в воздухе щедрым фейерверком — как в праздничном небе. Интересно также отметить способность кабеля передать и тихий шелест тарелок.
Чтобы обзор не выглядел сплошным дифирамбом Nordost, следует отметить, что есть плюсы и минусы, связанные с уровнем разрешения, которое обеспечивает Odin 2. С одной стороны он безжалостно проявляет все недостатки компонентов, расположенных выше по цепочке. Этот кабель следует использовать с компонентами высшего класса, чтобы реализовать их потенциал в полной мере. Некоторые слушатели могут предпочесть ещё более дорогой кабель. Но это вовсе не значит, что Odin 2 звучит «слабовато».
Компания Nordost успешно преодолела некоторые недостатки, ограничивавшие быстроту реакции более ранних моделей. Теперь в звуке Odin 2 нет и намёка на резкость. Но в перенаселенном мире высококлассных кабелей всегда найдутся конкурирующие модели, которые обеспечат больше обертонов на каждую ноту, более шелковистый фон, а также бас, который может оказаться еще грандиознее.
На мой взгляд, за выпуск прекрасного продукта, замечательного по чистоте и разрешающей способности, прозрачности и чёткости звучания.
Если цены кабелей класса High-End вызывают у вас ужас, значит, вам следует поискать что-нибудь другое. Но если вы в состоянии выложить такую сумму, можете быть уверены, что Odin 2 стоит каждого потраченного на него цента, и даже больше. Поистине, всемогущий Один!