Если ваша цель – добиться самого лучшего звучания, вам не миновать знакомства с REL No. 25. По мнению эксперта портала Positive Feedback Роберта Юмана, флагманский сабвуфер британской компании REL способен заставить самые удачно подобранные и безупречно звучащие стереосистемы проявить себя ещё ярче.
Это далеко не первый сабвуфер REL в системе Роберта. Начинал он со Stentor III. Затем был Studio III, его, в свою очередь, сменил Gibraltar G2. И, наконец, автор добрался до героя сегодняшнего рассказа.
Внешность аппарата достаточно традиционна — это внушительного вида приземистый аппарат с динамиком на лицевой панели. Однако же традиции заканчиваются уже на габаритах: ведь высотой он в полметра, глубиной – ¾ метра и массой почти 80 кг. Корпус изготовлен из гнутых листов MDF толщиной 30 мм. Он дополнительно усилен вставками из массива древесины и отделан дюжиной слоев рояльного лака. Вне всяких сомнений, REL No. 25 – один из самых красивых сабвуферов на рынке.
Динамик калибром в 15 дюймов оснащён диффузором из углеволокна, а его ход составляет целых 100 мм. Такие параметры позволяют обеспечить нижнюю граничную частоту в 14 Гц по уровню -6 дБ. И это при закрытом акустическом оформлении! Киловаттный широтно-импульсный усилитель использует технологию NextGen3. А фирменный пульт дистанционного управления выполнен в металлическом корпусе с карбоновой верхней панелью.
Возможности подключения, помимо традиционного для компании высокоуровневого входа Neutrik Speakon, обеспечивают линейные и НЧ-входы на RCA и XLR. Кроме того, возможно и беспроводное подключение по фирменному протоколу Longbow, посылающему аудиосигнал на сабвуфер без сжатия. Имеются и выходы, необходимые, в первую очередь, для коммутации линейных массивов. Звуковые настройки включают в себя регулировки уровня сигнала, собственные фильтры и два параметрических эквалайзера.
В описании звучания сабвуферов REL чаще всего хочется использовать два слова – скорость и мощность. Помимо этого, при их использовании существенно улучшается динамика и становится более прозрачным высокочастотный диапазон, как бы парадоксально это не звучало. Ну а бас теперь не просто слышно: его, в прямом смысле этого слова, ощущаешь физически!
Отдельного упоминания заслуживает класс усиления в тестируемом сабвуфере. Некоторые аудиофилы до сих пор настороженно относятся к импульсным решениям. Но в данном случае Роберт вынужден их разуверить: «двадцать пятый» играет объективно и существенно лучше, чем предыдущие модели REL, в которых использовалось усиление класса АВ. Это очевидный факт! Причём уровень системы, в котором проводилось сравнение, не позволяет даже заподозрить её в недостаточной информативности.
Альбом XTC «Apple Venus Volume 1» записывался, в том числе, и на студии Abbey Road. С оркестром из сорока участников, он демонстрирует не только прекрасную динамику, но и очевидно является образцом качества записи популярной музыки.
Благодаря No. 25, звуковая сцена существенно увеличилась. Выросла динамика, запись из двухканальной как будто бы превратилась в полноценно объёмную.
Монозапись Чета Бейкера датируется аж 1954 годом. И сложно даже представить, зачем этому образцу классического джазового вокала нужен сабвуфер. Однако же REL творит чудеса. При его использовании создаётся ощущение, что голос исполнителя становится трёхмерным. Он как будто сам присутствует в комнате, глубина пауз и детальность поражают.
И ещё один раритет: Прокофьев и Стравинский в исполнении чикагского симфонического оркестра под управлением Фрица Райнера, 1958 год. Многие упрекают этот релиз RCA Living Stereo за недостаточно хорошо прописанный нижний регистр… Они просто не слышали его в исполнении REL!