Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio Hyphn

0
388
Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio Hyphn – LjN8KD8sc

Сначала был прототип Concept. Теперь концепция стала реальностью, сочетая передовые инженерные решения и необычную конструкцию. А действительно ли новая модель Monitor Audio Hyphn звучит так же потрясающе, как выглядит? Эксперты журнала Hi-Fi News единодушны: это выдающийся продукт.

С уверенностью можно утверждать лишь одно: вы никогда ещё не видели ничего подобного этим колонкам стоимостью 10 424 990 ₽. Во многом именно функциональность определяет необычную конфигурацию из двух колонн, соединенных «поясом». Человек несведущий может сравнить их с огромными бельевыми прищепками. Между тем, даже искушённый аудиофил не сразу поймёт, что кроется за этой конструкцией. Hyphn действительно совсем не похожи на привычные «ящики» с врезанными в переднюю панель динамиками.

Прототип этой модели был представлен на выставке High End Show 2022 в Мюнхене и вызвал немалый ажиотаж. Тогда она называлась Concept 50 – в честь полувекового юбилея компании. Monitor Audio основана в 1972 году предприимчивым инженером Мо Икбалом. Новинка должна была поступить в продажу к концу прошлого года. Однако британцы анонсировали серийную модель только в мае. А название Concept было заменено на Hyphn. Новая модель в корпусе с матовой отделкой доступна в трех цветовых решениях: белый (как и прототип), чёрный и зелёный (Heritage Green).

Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio Hyphn

Что означает название

Конечно, цвет – лишь дополнительный аспект общего визуального эффекта Hyphn. А прежде всего, привлекает внимание корпус из очень плотной и твёрдой, как камень, смеси минерала и акрила, изготовленный методом горячего формования. Оба элемента в виде колонн соединены «поясом», который и обусловил название модели: в архитектуре термин «hyphen» означает связующее звено между двумя большими сооружениями. Примером тому может служить воздушный мост Скайбридж между башнями Петронас в Куала-Лумпуре, Малайзия.

Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio Hyphn
На этой иллюстрации показано внутреннее устройство: каждая колонна имеет по два НЧ-динамика, включает многочисленные армирующие элементы и длинный фазоинвертор, направленный вниз.

Внутри колонн Hyphn установлено по паре 200-мм НЧ-динамиков RDT III (Rigid Diaphragm Technology III), направленных друг на друга. Порт идущего сверху вниз фазоинвертора выходит в вырез основания каждой из колонн, поддерживаемых парой точеных выносных опор на шипах. Массив НЧ-динамиков с оппозитной парной ориентацией спроектирован таким образом, чтобы излучатели гасили нежелательную энергию вибрации, генерируемую каждым из них, за счет энергии своего близнеца.

Стенки корпуса колонн толщиной от 12 до 24 мм оснащены фазоинверторами и внутренними креплениями, отлитыми и обработанными в самом материале. Композитный материал также приятен на ощупь: шелковистый и твердый, как камень.

«Пояс» – а он действительно похож на чемпионский пояс боксёра, – с едва заметным блеском динамиков за защитной решеткой получил название «M-Array». Это массив, образующий кольцо из шести 50-мм СЧ-динамиков RDT III с одним твитером MPD (Micro Pleated Diaphragm) посредине.

 

 

Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio Hyphn
Таким образом, каждая акустическая система включает 11 драйверов!

Точечный источник излучения

В своём стремлении создать акустическую систему с «точечным источником» звука компания Monitor Audio не одинока. Между тем, любое решение с использованием нескольких разнотипных драйверов без поддержки процессора дает лишь имитацию точечного источника. И всё же Hyphn подошла к цели ближе многих других…
Фронтальный массив М-array включает шесть 50-мм среднечастотных динамиков RDT III, размещённых вокруг фирменного ВЧ-излучателя Micro Pleated Diaphragm (MPD) 3-го поколения, ранее дебютировавшего в моделях серии Platinum 3G. И хотя это не коаксиальная конструкция, как в знаменитых динамиках KEF Uni-Q, симметричность компоновки обеспечивает равномерное рассеяние звука по горизонтали и вертикали.
Это можно сравнить с «гнездом» купольных излучателей из углеродного волокна и центральным бериллиевым твитером в волноводе DPC компании Perlisten. А расположение пар НЧ-динамиков максимально близко к акустическому центру массива М-array. И практически идентично тому, как это реализовано в напольных колонках KEF Blade Meta. В обоих случаях использована парная оппозитная комбинация из четырёх басовых драйверов для поглощения вибрации. Эти драйверы выступают на одинаковое расстояние над и под массивом СЧ- и ВЧ-излучателей. В Hyphn акустические центры оппозитных НЧ-драйверов находятся в пространстве между колоннами корпуса, чуть отступая от акустического центра М-array.
К счастью, на частоте перехода ниже 350 Гц длина низкочастотных волн возрастает. И звук всё больше становится всенаправленным. Поэтому акустический центр четвёрки басовых динамиков практически совпадает с плоскостью массива M-array, максимально приближая Monitor Audio к заветному «точечному источнику».

Разделяй и властвуй

Конструкция СЧ-динамиков и твитера является собственной разработкой Monitor Audio. Мембраны RDT используют всё тот же лёгкий и жёсткий фирменный сплав с керамическим покрытием. Но теперь они усилены и демпфированы двумя тыльными слоями углеродного волокна. Шесть СЧ-динамиков в совокупности имеют несколько большую площадь по сравнению с одним 102-мм среднечастотником RDT III, использованным в последних моделях Platinum 3G. Это позволило оптимизировать полосу пропускания (выбрать более благоприятную частоту кроссовера), снизить искажения и улучшить контроль рассеяния. Твитер с технологией MPD III имеет собственный волновод и является вершиной достижений компании в том, что касается сверхлёгких АМТ/ленточных излучателей.

«Пояс» представляет собой нечто вроде акустического короба из полимера. Он изготовлен на 3D-принтере и размещён на точеной раме из сплава. Все крепления скрыты металлическими панелями, которые удерживаются магнитами на внешней стороне каждой колонны.

В непосредственной близости друг от друга расположены 11 изготовленных на заказ излучателей (один высокочастотный, шесть среднечастотных и четыре низкочастотных). С учётом всех особенностей, начиная от количества динамиков и заканчивая конструкцией и дизайном, эту модель никак нельзя назвать минималистской. А если принять во внимание, что две пары оппозитных НЧ-динамиков размещены в зазоре между двумя колоннами и непосредственно за секцией СЧ/ВЧ-излучателей, то приходим к выводу, что Monitor Audio ориентирована на концепцию «точечного источника излучения» – когда звуки всех частот исходят из одной точки.

Коаксиальная схема и связанные с ней проблемы

Другие бренды, включая Tannoy, KEF, ELAC (а с недавнего времени – и MoFi с его SourcePoint 10), для создания точечного источника используют коаксиальную конфигурацию СЧ/ВЧ- или НЧ/СЧ/ВЧ-динамиков. Компания Monitor Audio не согласна с этим решением. Традиционный коаксиал модулирует ВЧ-сигнал диффузором среднечастотного динамика, который неизбежно играет роль своего рода подвижного волновода. У Monitor Audio твитер имеет собственный волновод, а динамики образуют плоский акустический экран вокруг твитера. Это препятствует возникновению интермодуляционных искажений, и среднечастотник может работать в полную силу.

Трёхполосный кроссовер также подвергся изрядной доработке со времени выпуска Concept 50. После серии двойных слепых прослушиваний в штаб-квартире MA, команда разработчиков перешла на высококлассные конденсаторы Claritycaps и инкапсулированные дроссели. Последние предназначены для снижения вибрации в обмотках.

Новая схема кроссовера разделена на ВЧ, СЧ и НЧ-секции для снижения взаимного влияния между цепями. А разводка печатных плат дополнительно оптимизирована с целью более надежного заземления и повышения качества сигнала. Наконец, кроссовер теперь отвязан от внутренней поверхности полимерного корпуса. Это позволяет максимально изолировать компоненты от вибрации.

Акустические системы Hyphn совсем не похожи на обычные колонки – что внешне, что внутренне. При высоте в 1.4 метра и весе каждой в 107 кг, они по-настоящему впечатляют. «Функциональность определяет форму», как уже отмечалось ранее. Но, несмотря на экстравагантность дизайна, нетрудно понять, в каком направлении движется команда инженеров Monitor Audio.

Отбросив предубеждения относительно того, как должна выглядеть акустическая система, компания пришла к конструкции удивительной красоты. Если присмотреться, она даже начинает казаться логичной в некотором роде…

Первый раунд

Все эти ухищрения оказались бы напрасными, если бы звучание колонок Hyphn не оправдывало их экстраординарную внешность. В связке с усилителем Halcro Eclipse Stereo, а также более мощным Constellation Centaur II Stereo и ЦАП dCS Vivaldi APEX при воспроизведении музыки из библиотеки Aurender W20SE колонки Hyphn взяли с места в карьер, тут же продемонстрировав все свои достоинства.

Вы сразу чувствуете, насколько слаженно работают все динамики. Действительно, колонки демонстрируют на удивление гармоничное и цельное звучание.

В подаче некоторых (даже очень амбициозных!) моделей разделение частот между динамиками оказывается слишком заметным. Точка излучения верхних частот ощущается выше, чем средних. А бас явно исходит из «больших» динамиков. С Hyphn  же не происходит ничего подобного! Весь звук идет из «пояса Лонсдейла» без привязки к самим колонкам. И формирует обширную, чётко сфокусированную сцену.

Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio
Две пары оппозитных 200-мм НЧ-динамиков RDT III вмонтированы во внутреннюю поверхность каждой колонны и усилены соединительными полукруглыми профилями из металлического сплава.

Hyphn обеспечивает глубокий, мощный и в то же время строго контролируемый бас. Колонки демонстрируют высокую чёткость звучания, характерную скорее для компактных мониторов. Но при этом обладают пространным басом, вполне ожидаемым при корпусе таких размеров. Так, в композиции Setting Me Up с первого альбома Dire Straits ощущается яркость, свойственная компактным колонкам. Наряду с детальной проработкой вокальных и инструментальных тембров и ощутимым ударом в басах.

Второй раунд

Если и есть какие-то замечания, то связаны они с тем, что даже для таких простых треков колонки требуют изрядной дозы усиления. И, возможно, даже Halcro будет для них минимально приемлемым усилителем. При воспроизведении масштабных и сложных композиций казалось, что он уже работает «на пределе». А вот Constellation вполне успешно справлялся с любой музыкой.

Колонки Hyphn имеют очень широкую «зону комфорта». Включая самые высокие уровни громкости, с которыми только может столкнуться слушатель. В композиции The Land’s End с альбома группы Cala From The River в игре флейты прекрасно слышно дыхание на фоне мощного атмосферного потока с реалистичными образами. А когда вступают скрипки и перкуссия, звучание обретает настоящий размах и драйв. Здесь оно быстрое и энергичное, но при этом сбалансированное даже при образовании двух встречных ритмов. А теплота подачи лишь усиливает впечатление, не отвлекая от потока музыки.

В жанре духовной музыки – «Вечерня. Всенощное бдение» Рахманинова в исполнении хора Королевского колледжа, Лондон. Hyphn демонстрирует прекрасно сбалансированное атмосферное звучание, одновременно интимное и пространственное. В голосах много деталей и полное отсутствие жёсткости при повышении громкости. Те же качества проявляются и в другой записи Рахманинова – «Симфонические танцы» в исполнении Симфонического оркестра Миннесоты / Эйдзи Оуэ.

Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio
Здесь виден один из портов фазоинвертора в основании (левой) колонны. Не считая панели с разъёмами, колонны представляют собой зеркальное отражение друг друга и имеют идентичную конструкцию

Hyphn прекрасно передают масштаб оркестровых произведений.

И при этом обладают удивительной проникновенностью: лёгкий избыток теплоты и насыщенности делает их скорее воспитанными и утончёнными, нежели анемичными. Они полностью вовлекают вас в музыку. Не вызывая ощущения, будто слишком стараются.

Порхая как бабочка…

Впечатляюще мощно и содержательно звучит недавно обновлённая концертная запись 1974 года альбома Pink Floyd Dark Side Of The Moon. Она представляется автору более интересной, чем выпущенный одновременно ремастеринг студийного альбома по случаю 50-летия группы. В записи BBC ощущается гораздо больше живой атмосферы. Это отличает её от хорошо знакомой версии. И придаёт свежесть даже в драйвовом треке On The Run с вращением фазы и прочими студийными эффектами.

То же можно сказать и о более поздней записи группы The Who With Orchestra Live At Wembley. Здесь Hyphn убедительно демонстрируют, что гитара Пита Таунсенда обладает отменной ударностью, а вокал Роджера Долтри – мощным рыком.

При этом колонки максимально используют дополнительную теплоту звучания «биг-бенда» из 57 участников на заднем плане. Это заметно как в открывающем треке Who Are You, так и в классике, вроде Baba O’Riley. Последний также примечателен участием «хора зрителей».

Там самым Hyphn показывают, что при случае способны «потрясти хайром» и неслабо отжечь! А потом снова вернуться к лиричности и сокровенности.

Например, в блестящем сольном проекте Джойс ДиДонато Eden каждое слово арии As With Rosy Steps The Morn из оперы Генделя «Теодора» звучит кристально чисто. Благодаря сфокусированной и проницательной подаче замечательного голоса певицы, позволяющей отследить каждый тембральный нюанс. Или же вы можете просто наслаждаться волшебством исполнения: эти колонки работают на обоих уровнях.

Динамики нижних, средних и верхних частот уже и так разделены и механически изолированы внутри корпуса Hyphn. Но басовая секция дополнительно отделена от СЧ/ВЧ с помощью клемм для bi-wire / bi-amp подключения.

Возьмём недавно вышедший альбом Depeche Mode Memento Mori. Когда Hyphn начинает исполнять масштабные, похожие на гимны композиции People Are Good и Never Let Me Go, кажется, будто и не было всех прошедших лет, будто ничего не изменилось. Волшебно и очень детально звучат синтезаторы и звонкие колокольчики в Ghosts Again. А необычная структура басовых динамиков позволяет колонкам легко и проворно справляться с глубоким ритмом. Запись вовсе не претендует на аудиофильское качество. Но по эмоциональному воздействию, безусловно, производит впечатление.

Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio

… жалит, как пчела

Замечание о том, что не следует пытаться «накрутить» большую громкость, если у вас нет громадного усилителя, распространяется и на блестящее переложение Анны Лэпвуд для органа «Морских интерлюдий» Бриттена на её альбоме Images. Да, колонки Hyphn сотрясают воздух. Но ещё больше впечатляет ощущение реального присутствия великого инструмента Harrison & Harrison в ночном пространстве кафедрального собора Эли. Вы чувствуете, как витает воздух вокруг органа. Как ноты заряжают здание энергией, создавая потрясающий эффект.

Вместе с тем, не меньшее впечатление производит и спокойное, сдержанное звучание Hyphn при воспроизведении композиции Mercury австралийского джазового трио Trichotomy. Здесь участвует только фортепиано с поддержкой плотного, звучного баса и напористой перкуссии. Причём всё – с процессорной обработкой. В исполнении присутствует энергия движения и музыкальность, масштабность и точность. А Hyphn уверенно обеспечивают чистую, ясную и щедрую подачу. Это колонки, звуком которых можно наслаждаться всегда, независимо от музыкальных вкусов.

Несказанное удовольствие – таков вердикт экспертов для модели Monitor Audio Hyphn. Чтобы колонки предстали во всей красе, им требуется очень мощный усилитель. Иначе вам всё время будет не хватать громкости. Несмотря на необычную внешность, Hyphn обладают тёплым, чётким, сфокусированным и проникновенным звучанием. Они совершенно не нуждаются в поблажках. Концептуальный замысел прототипа стал реальностью. И на очень серьёзном уровне!

В ходе подготовки этого обзора авторы побеседовали с техническим директором Monitor Audio Майклом Хеджесом. Речь шла о трансформации прошлогоднего прототипа Concept 50 в новую модель Hyphn.

Незаурядны во всём: флагманская акустика Monitor Audio
«Вообще, в неизменном виде в Hyphn из Concept 50 перешли лишь некоторые детали, – говорит Майкл. – Мы вложили значительные средства в литые алюминиевые компоненты. Включая среднюю опору и крылья M-Array, среднюю заднюю камеру, шасси СЧ- и НЧ-динамиков. Все они изготовлены методом механической обработки».
Особое внимание уделено борьбе с вибрацией. Колонны теперь усилены дополнительными ребрами жёсткости. А толщина 12-мм стенок вокруг низкочастотных динамиков увеличена до 24 мм. Даже индукционные катушки кроссовера залиты компаундом. Печатные платы закреплены на эластичных опорах, чтобы свести к минимуму воздействие остаточных вибраций.
«В конструкции Hyphn реализована масса инноваций – как в драйверах, так и в материалах. Что в будущем, несомненно, приведет к появлению более экономичных решений. Мы считаем, что наша система M-Array – значительный шаг вперёд, — отмечает Майкл. — И мы активно работаем над снижением производственных затрат, чтобы использовать эту технологию в других линейках акустики».
«Пока мы не можем похвастать технологическим прорывом в создании корпусов из полимера с минеральным наполнителем. Сейчас такие корпуса изготавливают вручную мастера, хорошо знакомые с этим материалом. Но мы изучаем возможности его использования в массовом производстве».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя