Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL300 II

0
93
Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL300 II

Акустические системы Monitor Audio Platinum PL300 II весят 54.5 килограмма каждая. Но эксперт журнала Stereophile был избавлен от необходимости таскать тяжести. Колонки доставили сотрудники фирмы Kevro International, североамериканского дистрибьютора компании Monitor Audio. И, как выяснилось, не напрасно!

Robert Deutsch

Роберт Дойч,
обозреватель,
портал Stereophile

 

PL300 II подключили и проверили, чтобы расстояние от каждой колонки до места прослушивания было одинаковым. Затем подрегулировали направленность: в результате колонки стали смотреть прямо на слушателя.

Затем прослушали подборку из нескольких компакт-дисков. Звук был настолько хорош, что мне было трудно было сохранить каменное лицо, подобающее обозревателю журнала «Stereophile». Я слушал еще некоторое время, слегка поправляя положение колонок. Затем ушёл пообедать, оставив Monitor Audio воспроизводить трек «Bringing Sound to Life» с технического CD-диска System De-Tox Disk в режиме повтора.

«Ну как тебе эти колонки?», – спросила меня жена. Супруге обозревателя дозволено задавать такие вопросы.

Объективно судить пока рано. А на первый взгляд, я бы сказал, очень хорошо. Но нужно ещё многое послушать.

Конструкция

Если не считать, что модель Platinum PL300 II вместо одного гриля для всех своих четырёх динамиков имеет целых три, выглядит она так же, как и её предшественница Platinum PL300. Корпуса обеих моделей отделаны натуральным шпоном, подобранным попарно и покрытым 11 слоями прозрачного лака для проявления текстуры дерева. Передняя панель обтянута кожей очень высокого качества.

Выглядят колонки поистине великолепно и по качеству отделки сопоставимы с изысканной мебелью.

Отличия от прежней PL300 спрятаны внутри и затрагивают практически все аспекты функционирования. И первое отличие – вес: если «старая» модель весила 48.7 кг, то PL300 II – уже 54.5 кг. По словам производителя, увеличение веса PL300 II объясняется преимущественно массой использованных динамиков.

Важнейшее отличие связано с конструкцией твитера. В моделях серии Platinum II компания Monitor Audio впервые применила разновидность излучателя Хейла (AMT) с гофрированной ленточной диафрагмой. Опытные образцы этих твитеров имели неравномерную АЧХ после 40 кГц и провал –3 дБ в области 28 кГц. Исследования инженеров Monitor Audio показали, что эту неравномерность можно устранить, уменьшив высоту складок диафрагмы и увеличив их количество.

Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL 300 II

Созданный в результате динамик получил название Micro Pleated Diaphragm (MPD). Линейная область АЧХ такого динамика простирается до 100 кГц и выше. По сравнению с другими моделями, новый MPD-твитер имеет гораздо большую площадь и требует меньшего хода для получения того же уровня сигнала. И в результате обладает более высокой чувствительностью и более высокой мощностью.

Среди других достоинств MPD – более равномерное сопротивление, улучшенное демпфирование, отличные переходные характеристики, пониженный уровень искажений и чистейший звук «без признаков гармонических артефактов».

СЧ- и НЧ-динамики Monitor Audio на базе технологии RDT (Rigid Diaphragm Technology) подверглись существенному усовершенствованию и получили обозначение RDT II. Первоочередной задачей здесь было снижение коэффициента нелинейных искажений. Технических усовершенствований слишком много, чтобы описывать их тут подробно.

Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL 300 II

Достаточно отметить, что искажения выше 300 Гц снижены на 8 дБ. Это означает уменьшение энергии гармонических составляющих на 60%.

4-дюймовый среднечастотный драйвер RDT II имеет равномерную АЧХ до 6 кГц – более чем на октаву выше точки среза кроссовера в 3.4 кГц. В СЧ- и ВЧ-секциях разделительного фильтра используются катушки с воздушным сердечником для снижения искажений и влияния компонентов друг на друга до минимума. Их дополняют изготовленные на заказ конденсаторы из металлизированного полипропилена с допуском 1%. Они отобраны путём интенсивных тестов с прослушиванием.

Дин Хартли, технический директор компании Monitor Audio, особенно гордится патентованной деталью в конструкции динамиков, получившей название Dynamic Coupling Filter (DCF).

Это небольшой кольцеобразный элемент из полимера, который соединяет звуковую катушку и диффузор, выполняя функцию механического фильтра нижних частот. До точки разделения DCF действует как твёрдый материал, а выше этой точки – как демпфирующая пружина. Он эффективно дополняет электрическую цепь механическим фильтром первого порядка, что даёт общее ослабление 18 дБ на октаву.

Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL 300 II

Многослойный корпус PL300 II с изогнутыми стенками отлит из фирменного материала Anti-Resonant Composite (ARC) – термопластичного полимера с наполнением из минералов. Внутренние распорки повышают прочность конструкции, а битумная мастика улучшает демпфирование. Динамики крепятся к передней панели стяжным болтом. Фирменная технология Hi-Velocity Vent второго поколения обеспечивает ускорение потока воздуха, выходящего из портов фазоинвертора, снижая турбулентность. Массивные медные акустические клеммы с родиевым покрытием выточены из цельной заготовки.

Подготовка к прослушиванию

Я слушал Platinum PL300 II через ламповый усилитель мощности McIntosh Laboratory MC275LE с отдельными выходами для подключения акустических систем с сопротивлением 4, 8 или 16 Ом. Подключение к 4-омным выходам давало более органичное звучание. Очевидно, благодаря лучшей интеграции между динамиками.

Два задних порта фазоинвертора PL300 II служат нагрузкой только для НЧ-динамиков. СЧ- и ВЧ-драйверы имеют собственный герметичный кожух внутри корпуса. Бас модели PL300 первого поколения имел тенденцию перегружать малые комнаты вроде моей (5 х 4.5 х 2.7 м). И Monitor Audio приложила значительные усилия для того, чтобы новая PL300 II имела более нейтральную отдачу на нижних частотах. В том числе – и в небольших комнатах.

Сразу после подключения колонок и еще до сколь-нибудь серьезных попыток оптимизировать их положение, стало очевидно, что проблем с перегрузкой по басу быть не должно. При этом в комплект каждой колонки входят заглушки портов фазоинвертора, которые снижают вероятность гудения на нижних частотах. Я решил обязательно опробовать эти заглушки.

Сначала я прослушал колонки с открытыми портами, затем с закрытыми и, наконец, только с закрытым нижним. Звук с обоими закрытыми портами казался каким-то незатейливым.

С закрытым нижним портом разница оказалась не столь заметной. Но после прослушивания музыки с обилием нижнего и среднего баса, я всё же предпочёл звучание с открытыми портами.

Модели оригинальных серий PL200 и PL300 имели один металлический гриль, закрывающий всю переднюю панель, и крепящийся на магнитах. Как и большинство колонок, модель PL200 звучала лучше без гриля. Между тем PL300 II имеет три отдельных гриля: для ВЧ/СЧ-модуля и для каждого НЧ-динамика. И крепятся они иначе, требуя специального инструмента из комплекта поставки для установки и снятия. В руководстве нет никаких инструкций по его применению, но явно напрашивается аналогия с консервным ножом.

Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL300 II

В техническом описании серии Platinum II говорится, что грили обеспечивают акустическую прозрачность. То есть звук должен быть одинаковым, независимо от того, установлены решётки или нет.

Примерно так мне и показалось. Можно даже сказать, немного больше понравилось звучание с грилями. Когда я спросил Дина Хартли, чем можно объяснить подобное предпочтение, он сказал, что отстройка звучания проводилась с установленными грилями. Поэтому можно ожидать, что так колонки будут звучать капельку лучше.

Модель PL300 II устанавливается на основание, позволяющее выравнивать колонки (в комплект входит спиртовой уровень). И с набором шипов, которые в руководстве рекомендуется использовать на ковровых покрытиях, а не на деревянных или каменных полах. У меня в комнате деревянный пол, поэтому сначала я прослушал колонки без шипов (опоры постамента имеют резиновые прокладки). Однако многие из ранее протестированных мною колонок лучше звучали с шипами. И я решил опробовать их с PL300 II.

Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL300 II

Разница «с шипами и без» была, но несущественная. И потребовалось повторить всё несколько раз, прежде чем прийти к заключению. В конце концов, мы решили, что с шипами бас становился чуть плотнее, но не намного. Если вы являетесь владельцем этих колонок и опасаетесь, что шипы могут повредить деревянный пол, я бы посоветовал спокойно использовать колонки без шипов.

В руководстве пользователя рекомендуется провести прогрев колонок путем воспроизведения записей со специального технического диска «System De-Tox Disk» в течение 50-70 часов. Я верю в прогрев, однако в случае с PL300 II улучшения были минимальными. Позже мне сказали, что колонки, которые мне предоставили для обзора, уже были прогреты в течение 50 часов на фабрике.

Прослушивание

Я многого ожидал от Monitor Audio Platinum PL300 II. Однако мой опыт прослушивания PL 200 и PL 200 II всё же не подготовил меня к звучанию PL300 II. Сразу после распаковки PL300 II зазвучала совершенно естественно, тут же вовлекая меня в музыку.

Идеальная акустическая система не имеет собственного окрашивания звучания. Она точно воспроизводит то, что изначально содержалось в записи. Но идеальных колонок не существует. Во всяком случае, мне они не попадались.

Первой моделью, которая впечатлила меня почти полным отсутствием окрашивания, была Quad ESL. После Quad ESL с ее электростатическими излучателями-пластинами, колонки с обычными НЧ- и ВЧ-динамиками, смонтированными в ящике, звучали как… в общем, как колонки. Конечно, у той модели Quad были свои недостатки. Она не могла развивать большую громкость. И ещё ей не хватало низов. Поэтому некоторые энтузиасты объединяли ее с сабвуфером, чтобы добавить баса. И дополняли внешним разделительным фильтром для расширения динамики.

Но за это приходилось платить: подобные ухищрения возвращают «звук колонок», которого у Quad изначально не было. При этом от ESL так и не удавалось добиться реально высокой громкости.

Но по мере того, как разработчики акустики всё больше осознавали важность снижения резонансов корпуса, а также паразитных резонансов самих динамиков, характер их звучания стал постепенно отходить от «звука колонок». Модель PL300 II служит ярким тому примером: «звука колонок» в ней меньше, чем у любых других акустических систем, которые мне доводилось тестировать.

Мой любимый музыкальный инструмент – человеческий голос. Я считаю, что вокальные записи особенно ярко выявляют «звук колонок». Воспроизведение вокала через PL300 II, в большей степени, чем через любые другие опробованные мной колонки, было голосом певца, а не резонансом колонок, воспроизводящих этот голос. Инженерам Monitor Audio удалось снизить искажения и резонансы до такой степени, что мне стало легче представить, будто я слушаю живых певцов.

Это было заметно не только на аудиофильских записях. Скажем, сборник ранних записей Фрица Вундерлиха «A Life – A Legend», при прослушивании через PL300 II, обнаружил не такое резкое, как с другими колонками, звучание. С более мягкими верхами. Вундерлих был известен уникальным качеством своего голоса, сочетанием сладости и силы. И через PL300 II я услышал эти качества, даже на монофонических записях 50-х годов прошлого века.

Звучание было очень детальным: проигрывая знакомые записи, я неоднократно слышал то, о чём раньше и не подозревал.

Очень показательный тест, который я использую для определения детализации, – звук тарелок на 57 секунде композиции Аны Карам «Viola Fora de Moda» с диска Jazz Sampler & Audiophile Test. Атака, затухание и позиционирование самого инструмента в звуковой сцене – всё было именно так, как нужно. И звучало совершенно естественно.

Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL300 II

PL300 II адекватно реагировали и на изменения в составе системы, ничего не затушёвывая и не выпячивая.

Когда прослушивание находилось уже на завершающей стадии, компания PS Audio выпустила последнюю итерацию операционной системы для своего внешнего ЦАП DirectStream DAC. Когда я сделал апдейт, PL300 II позволили ясно услышать разницу.

Успех постановки спектакля, мюзикла или оперы зависит не только от отдельных исполнителей, но и их совместной работы в команде. Точно так же компоненты акустической системы должны быть не только безупречными сами по себе, но и эффективно взаимодействовать друг с другом. Я считаю, что компания Monitor Audio добилась этого в Platinum PL300 II.

Исключительно связное звучание этой модели приближается к звучанию однодрайверных акустических систем, но без присущих им ограничений по динамике и нижним частотам.

Если рассматривать только динамики, то в PL300 II звездой можно определённо назвать твитер. Его вклад очень деликатен, но чрезвычайно важен: то, как он воспроизводит верхние частоты, позволяет достичь точной имитации звучания музыкальных инструментов и вокала, особенно в части обертонов. Разумеется, диапазон верхних частот зависит от самой записи, но через PL300 II он всегда ровный, широкий и очень естественный. Ничто нигде не теряется и не выступает. И, как это и должно быть в хорошей команде, твитер очень слаженно работает в паре со среднечастотным динамиком.

Звучание этих колонок всегда было сверхчистым во всём слышимом диапазоне. Что подтверждает заявление Monitor Audio о пониженном уровне гармонических искажений.

Определение «командный игрок» как нельзя лучше подходит и к двум 8-дюймовым НЧ-динамикам PL300 II. С двумя открытыми портами бас был пространным и мощным, демонстрируя отличную интеграцию с остальным диапазоном частот. Нота синтезатора в начале композиции Микки Харта «Temple Caves» из альбома Planet Drum на уровне, граничащем с дискомфортом, звучала очень отчётливо, без признаков удвоения. С монофоническими усилителями мощности Theta Prometheuses бас был более плотным и внушительным, чем с McIntosh MC275LE. Хотя эта разница заметна лишь при прямом сравнении.

По словам Дина Хартли из Monitor Audio, одной из целей, преследуемых в ходе разработки модели PL300 II, было то, чтобы колонки «не теряли контроля» при воспроизведении громкой музыки.

Оценивая акустику, я время от времени проигрываю музыку на более высоких уровнях, чем это необходимо просто для развлечения. И при этом PL300 II действительно «не теряла контроля».

Для проигрывания на высокой громкости, я использовал запись, от которой втайне получаю большое удовольствие: «Boogeyin’ Swamprock, Salsa & ‘Trane» группы A la Carte Brass & Percussion! с приглашенным певцом Чаком Брауном. Этот диск требует громкого воспроизведения. Сначала я включил трек «Papa Was a Rolling Stone» на обычной для моих сеансов тестирования «большой» громкости. Затем поднял уровень на своем предусилителе CAT на два деления: усиление на 3 дБ. Звук PL300 II стал просто громче. Но без искажений.

Новый эталон Stereophile: Monitor Audio Platinum PL300 II

Приложение для измерения уровня звукового давления AudioTools показало 100 дБ на пиках (по кривой C, быстрый отклик, внутренний микрофон 1 с широким диапазоном, iPhone на уровне уха). Это не профессиональные измерения, которые делает Джон Аткинсон и затем обсуждает в своих врезках «Измерения». Но они дают представление о том, что я слышал. Я не стану долго слушать музыку на такой громкости. Но приятно осознавать, что Platinum PL300 II выдерживают этот уровень.

Глубина звуковой сцены и точность позиционирования образов проявились при первом прослушивании PL300 II.

Для оценки эффекта пространственной глубины я использую тесты «Depth of Image: Acoustic Clicker» (треки 34-42) с диска The Best of Chesky Jazz and More Audiophile Tests, Volume 2. На этих треках представлена запись метронома на расстоянии 1.5 – 25 м от микрофона. С большинством колонок разница в звуке на расстоянии 18.4 и 21.5 м становится трудноразличимой. А на 25 м звук уже практически тот же, что и на 21.5 м. Когда дело дошло до различения кликов метронома на дальнем расстоянии, то с помощью PL300 II я смог различить их. Это поистине выдающиеся характеристики!

Новый эталон

Я пишу для журнала «Stereophile» с 1991 года. Как же быстро летит время, когда ты занимаешься любимым делом. За эти 25 лет я приобрел всего три пары колонок: Quad ESL-57 с сабвуфером Cizek MG27, Dunlavy SC-IV/SC-IVA и Avantgarde Uno/Uno Nano, купленные совсем недавно.

За эти же годы я опубликовал обзоры множества акустических систем. Некоторые из них мне хотелось купить. Эталонная акустика, на мой взгляд, должна сочетать безупречное звучание с высокой потребительской ценностью. И эти модели в той или иной степени отвечают этим требованиям. Когда после обзора приходило время возвращать их производителю, я часто делал это с чувством сожаления. Но у меня никогда не возникало побуждения потянуться за чековой книжкой.

Но вот компания Monitor Audio выпустила Platinum PL300 II. И эту модель я не хочу упустить!

Сейчас я понимаю, что PL300 II сочетает в себе некоторые из наиболее выдающихся достоинств моей предыдущей акустики эталонного уровня. В ней есть относительное отсутствие «звука колонок», характерное для Quad, точность звуковых образов Dunlavys и нетривиальная динамика Avantgarde.

Platinum PL300 II самая красивая из них по дизайну, с самой высокой способностью адаптации к интерьеру. Она прекрасно работает как с ламповыми, так и транзисторными усилителями, полностью раскрывая их звуковые достоинства наряду с достоинствами других компонентов системы.

Компания Monitor Audio всегда славилась высоким качеством и высокой потребительской ценностью своей акустики. А с выпуском Platinum PL300 II просто затмила всех остальных. Это мой новый эталон!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя