В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

Наш подход к процессу прослушивания музыки и просмотра фильмов несколько отличается об общепринятого в большинстве компаний. Именно поэтому мы разработали руководство по комплектации и настройке системы с учётом ряда приоритетов. В процессе его изучения и применения на практике вы, возможно, будете удивлены, насколько зависит от качественного баса полноценное объёмное звучание, заложенное в звуковые дорожки многих фильмов. Причём именно в основные каналы, а не только в сабвуферный канал эффектов (LFE).

Состав системы: пойми, что тебе нужно.

Перейдём к реальной системе. Она несколько нетипична по масштабу, стоимости составу. Тем не менее, в ней можно увидеть комплектацию и, самое главное, задачу, которую ставят перед собой многие пользователи, а именно – получение возможности двойного использования, в равной степени прослушивание музыки и просмотр фильмов с высоким качеством. Музыка, фильмы, игры, спорт – всё это доставляет огромное удовольствие, если система высокого уровня и правильно настроена. Вот краткий обзор системы, использующей подход REL 3D. Помните, что любая система, основанная на REL, может быть преобразована в 3D, так что не переживайте по поводу масштаба конкретно этой, даже если ваша существенно скромнее.

Cистема высокого уровня должна быть правильно настроена
Cистема высокого уровня должна быть правильно настроена

Мы всегда помним о поддержке наших клиентов и постоянно готовы предоставить им возможности по совершенствованию их систем, например добавлению центрального или тылового сабвуферов. Этот модульный подход позволяет вам постепенно наращивать свою систему по мере появления новых пожеланий и бюджетных возможностей.

Система.

  • Фронтальные колонки: Sonus faber Guarneri Homage
  • Центральный канал: Sonus faber Cremona Center
  • Тыловые каналы: Sonus faber Electa
  • Процессор: NAD Master Series Pre-Pro
  • Усилитель: NAD Master Series 5-channel
  • Основной сабвуфер: REL G-1, расположен в левом переднем углу, подключён по высокоуровневому входу и LFE
  • Центральный сабвуфер: REL S/2 (можно заменить на T/9i), расположен под центральным каналом, подключён только по высокоуровневому входу
  • Тыловой сабвуфер: REL S/2, расположен в противоположном относительно фронтального сабвуфера заднем углу, подключён по высокоуровневому входу и LFE

REL 3D – схема подключения сабвуферов

Примечание: все каналы подключены без фильтрации, а уровни и задержки выставлены исключительно на слух.

Несмотря на то, что мы действительно восхищаемся усилиями разработчиков по созданию программного обеспечения для коррекции акустики, объём усилий, необходимых для получения оптимальных результатов, эквивалентен знаниям инженера звукозаписи – например, при размещении измерительных микрофонов. Если же у вас уже есть эти навыки, крайне маловероятно, что вам нужно будет полагаться на программное обеспечение для коррекции комнаты, чтобы получить отличные результаты.

Обзор системы.

После прослушивания вышеописанной системы, даже несмотря на то, что во фронтальных колонках используются всего лишь пятидюймовые НЧ-динамики, большинство людей сочтет максимально возможный уровень громкости близким к болевому порогу, хотя в звучании нет и намёка на искажения, как в стерео, так и в многоканальном режиме. Владелец системы говорит, что эта особенность – возможность наслаждаться практически любым жанром без ограничений по громкости – одно из основных преимуществ данной системы. Неудивительно, что Sonus faber Guarneri Homage – колонки, ставшие легендарными, благодаря своей способности выражать нюансы и эмоции в музыке – легко справляются с подобной задачей в нашей системе. Благодаря поддержке G1, звучание получается насыщенным, полновесным и в тоже время лёгким. Возможно, для стереопары одного сабвуфера и хватило бы, но мы же говорим об универсальной системе, в том числе – и для кино.

Для воспроизведения многоканального звука в нашей системе используется сразу три сабвуфера REL
Для воспроизведения многоканального звука в нашей системе используется сразу три сабвуфера REL

Удивительно, насколько динамична и стабильна система в кинотеатральном режиме. Замечательные итальянские колонки безупречно ведут себя в процессе воспроизведения звуковой дорожки фильма. Они словно Алисса Милано в маленьком чёрном платье, выходящая из лимузина на пороге клуба. В фильме «Почти знаменит» есть сцена, где молодого Кэмерона Кроу (которого играет Патрик Фьюджит) приглашают за кулисы, чтобы взглянуть изнутри на будни гастролирующей рок-группы. Система с лёгкостью переключается между пронзительной яростью самого концерта и проникновенными диалогами с Кейт Хадсон (была бы в этой роли еще более привлекательна ее родная мать Голди Хоун?). Эта способность мгновенно отображать совершенно различную динамику, от едва слышных диалогов до громоподобных сцен, своего рода художественный звуковой контраст фильма, характеризует исключительно высококлассную систему. Понимание этих способностей является важным аспектом обучения умного, опытного и требовательного пользователя домашнего кинотеатра.

Не менее важно и то, что сабвуферы REL в данном случае являются той самой басовой основой, на которую опирается качество всей системы. Например, если убрать высокоуровневое подключение и оставить только LFE, звучание заметно «высохнет», станет жёстким, типичным для большинства кинотеатров. Имейте в виду, что подключая сабвуферы только по LFE-входу, мы ничего не добавляем к обыкновенному ДК. Именно высокоуровневая коммутация обеспечивает настоящую звуковую магию.

Почему? Ответ лежит в будущих публикациях, где мы более детально разберём этот вопрос. Истина находится где-то в первоначальных алгоритмах Dolby для многоканальных форматов, в которых и содержится оригинальный бас. И это не только и не столько сабвуфер – по крайней мере, в привычном понимании сути его использования.

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director