В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

 

Как заставить ваш сабвуфер REL из линейки HT выложиться «на все сто»? Модели новой серии уже успели собрать многочисленные отзывы, и интересующиеся дилеры сделали вывод: перед ними совершенно новый тип сабвуферов REL, чуть больше и гораздо мощнее, чем любой выпущенный ранее бюджетный REL.

Также у него только только низкоуровневые входы и традиционный LFE/.1 – все на обычных RCA-разъемах, обеспечивающих очень простое подключение. Это идеальные сабвуферы как для новичков, так и для продвинутых кинотеатралов, которые хотят повысить уровень своих текущих домашних театров. Модель HT/1003 вообще продается за ту же цену, что и T5/i, а мощный HT/1205 существенно дешевле T7/i.

После посещения нескольких наших весьма успешных дилеров, мы с сожалением констатировали, что их демонстрация проводится в корне неверно. В результате сабвуферы выдавали меньше половины того, на что были способны. Дилеры бойко продавали модели HT, потому что знали (и показывали это своим клиентам!), что мы производим классные продукты, которые надёжны, хорошо выглядят и прекрасно звучат. Но основную идею они упустили.

Территория баса: как в полном объёме получить от REL то, за что вы заплатили

Мы же стремимся избежать ситуации, когда покупатель модели из линейки HT жалеет потратить немного времени на грамотную установку и настройку, теряя при этом не менее 50% того, во что инвестировали при покупке.

Сделайте правильную установку, подойдите к процессу серьёзно. И вы будете награждены богатым басом, быстрым откликом и идеальным симбиозом с системой, практически таким же, как наши легендарные классические модели REL, оснащённые высокоуровневым входом. Проигнорируйте вышесказанное – и они останутся «просто хорошими». Что в нашем понимании – просто преступление!

Вернёмся к тем дилерам, которых мы посетили. Возможно, они не осознавали всего потенциала HT/1003 и HT/1205? Отчасти, да – ведь это был совсем новый продукт. Однако изрядная часть проблемы кроется в психологии. Продавцы High End с большим стажем по большей части воротят нос от домашнего кинотеатра, называя его «большим мыльным пузырём». Они вышли из 1970-х, наполненных музыкой, и выросли в этой атмосфере. К тому же первоначально успехи кинотеатральных технологий были весьма скромными. Так что «аудиофилы» привыкли в разговоре с клиентом принижать ценность кинотеатра («ну, раз вам это нравится…»). Тем временем, много людей, особенно семейных, всячески приветствовали домашний кинотеатр: это же так весело и здорово! Сидеть в пятницу вечером, всем вместе, перед экраном, с большой вазой попкорна – практически семейная идиллия! Это объединяет детей и родителей хотя бы один раз в неделю, пока дети не унесутся по своим важным делам, к друзьям и прочим вещам, которые обходятся без родителей. Семьи, у которых есть общие дела и развлечения, гораздо крепче, чем те, в которых родители и дети не имеют общих точек соприкосновения, соединяющие их хотя бы с помощью впечатлений и смеха.

Территория баса: как в полном объёме получить от REL то, за что вы заплатили

Но давайте перейдём к основам серьёзной настройки кинотеатра, который сделает впечатления такими яркими. Сначала давайте обозначим те настройки, которые нужно верно выставить:

  1. Фаза (0° или 180°)
  2. Кроссовер (20 – 120 Гц, плавная регулировка)
  3. Уровень («Выключено» – «Максимум», плавная регулировка)

Начните с выбора музыкального материала. Особенно рекомендую CD с саундтреком к фильму «Тихушники» 1992 года. Трек 4 – самый лучший для настройки фазы и кроссовера, который мы только нашли. Уровень же в театре настраивается несколько по-другому.

  1. Фаза: ваш HT подключен к сети и включён (можете использовать «Автовключение», но мы рекомендуем держать сабвуфер включенным постоянно – в режиме ожидания он потребляет очень мало энергии, а вот постоянное включение-выключение рано или поздно приведёт к выходу из строя конденсаторов в блоке питания). Начните проигрывать четвёртый трек на хорошей громкости. Ваша система должна быть в режиме 2.1 – работают только фронтальные каналы и сабвуфер, используются AV-ресивер или AV-процессор. В композиции обратите внимание на большой концертный барабан, который отбивает постоянный ритм.Теперь переключите фазу и послушайте, в каком из положений регулятора достигается большая громкость.
    .
    Возможно, придётся поэкспериментировать несколько раз. Так как мы используем фильтры с более крутым спадом, чем обычно, разница должна быть очевидна. Оставьте этот регулятор в положении «громче бас», он становится громче, потому что динамики колонок и сабвуфера работают в фазе, чего и нужно было добиться.
  1. Кроссовер: в нашем регулируемом кроссовере всегда есть возможность подстроить и LFE/.1-вход, что у большинства других сабвуферов невозможно. Эта регулировка определяет значение частоты, на которой будут срезаны высокие частоты. Вот тут необходимо обратить пристальное внимание на настройку. У кинотеатральных эффектов обычно нет реальной базы (вот вы, к примеру, знаете, как должен звучать взрыв фотонной торпеды в глубоком космосе?). Поэтому очень важно использовать вышеназванный трек №4. Без этого, я вам гарантирую, вы выставите срез кроссовера слишком высоко и получите ограничение громкости вашего REL.
    .
    Почему? Как мы знаем, спецэффекты могут быть весьма громкими – на 15-16 дБ громче обычного сигнала. Если вы установите срез слишком высоко, то растратите ресурсы блока питания на воспроизведение сигналов, которые и так имеют слишком высокую частоту, чтобы звучать реалистично, а вот для низкочастотных эффектов ресурсов останется маловато. Что еще хуже, вы создадите гудящий верхний бас, который ужасно звучит и «загрязняет» звучание диалогов. В вышеописанных случаях дилеры установили кроссовер на 3 часа. Когда мы закончили с настройкой, то он был установлен примерно на 9:30, а мужские диалоги получили необходимый вес без гулкости.

Совет профессионала

Установите кроссовер ресивера или процессора на 200 Гц, чтобы отправить на REL максимально широкополосный сигнал, с которым сабвуфер сможет работать. НЕ ДЕЛАЙТЕ ОШИБКИ, оставляя стандартную настройку в 80 Гц.

 

  1. Усиление (Gain): установка этой настройки для кинотеатра отличается от подобной на классических REL с высокоуровневым входом. Почему? Потому что у .1-канала собственный сигнал, созданный специально для спецэффектов. Если вы в молодости записывали аудиокассеты, техника покажется знакомой. Надо выбрать самый драматичный, громкий и потрясающий эффект из тех, что вы испытывали.
    .
    Используйте последнюю главу «Трансформеров» (на самом деле, подойдёт любая), глава 14 «Железного человека» тоже отлично подойдёт. Смотрите фрагмент с максимальной громкостью, пока система не дает слышимых искажений, сабвуфер при этом отключён.Потом отключите колонки (или усилитель мощности) и воспроизводите фрагмент только с включённым сабвуфером. Выкручивайте регулятор до тех пор, пока не услышите искажения – поверните регулятор немного назад.
    .
    Включите усилитель (или подключите колонки) и запустите ещё раз на полной системе. Таким образом вы убедитесь, что все части вашей системы в состоянии нормально воспроизвести эти мощные сигналы, и вам не придётся волноваться, что сабвуфер или колонки не справятся.

Территория баса: как в полном объёме получить от REL то, за что вы заплатили

Весь этот процесс займёт менее 30 минут, если вы не будете отвлекаться. И вы получите мощный, хорошо сбитый бас в своём кинотеатре. Наслаждайтесь!

Кстати, напомним про упомянутых в самом начале дилеров. Фаза у них была установлена неправильно, расположение сабвуфера выбрано неидеально (подвигайте свой HT и найдите место, где он звучит громче всего), а кроссовер был выставлен на 3 часа вместо 9:30. И через десять минут моей настройки их система рушила комнату. И играла как минимум в два раза громче, с большей низкочастотной поддержкой и живым звуком, чем до этого!

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director