29 сентября 1964 года Реймон Донс получил патент США за номером 3150739 на конструкцию корпуса для низкочастотного динамика и, пожалуй что, именно эту дату можно считать официальным днём рождения сабвуфера. Теоретические изыскания очень быстро получили практическое воплощение: компания Aladdin Electronics наладила выпуск модели Octavium. Поначалу широкому распространению сабвуферов в домах аудиофилов мешали физические ограничения записи НЧ-регистра на грампластинках, но с появлением CD и, самое главное, DVD они стали почти обязательным атрибутом многих аудиосистем.
Прежде всего следует уяснить одну простую вещь: даже очень хорошим сабвуфером не исправить изначально плохую акустическую систему, он просто-напросто для этого не предназначен. Его задача – воспроизвести частотный диапазон, лежащий ниже АЧХ основных колонок и, собственно говоря, исходя из этих предпосылок и создаётся его конструкция.
Взять, к примеру, акустическое оформление НЧ-динамика. Самый простой и распространённый вариант – фазоинвертор, но он же – и самый компромиссный с точки зрения качества звучания. Если заменить порт фазоинвертора пассивным радиатором, звучание станет значительно лучше, но и это не предел мечтаний. Наиболее грамотный вариант – закрытый ящик, но он же и самый сложный в проектировании и реализации: необходим достаточно большой и жёсткий корпус, надёжный динамик, мощный усилитель и т.д.
Традиционно считается, что усилитель класса D, работающий в режиме широтно-импульсной модуляции, немного уступает каноническим классам А и АВ в музыкальности, при этом очевидно превосходя их в мощности. Но применительно к сабвуферу, где усилителю приходится работать не с комплексной реактивной нагрузкой из кучи динамиков и разделительных фильтров, а с понятной резистивной нагрузкой «в лице» звуковой катушки, класс D совершенно уместен и порой даже желателен.
Коммутационное и управляющее оснащение сабвуфера – отдельная история. Проводное и беспроводное подключение, линейное и высокоуровневое, балансное и небалансное, не говоря уже про различные транзиты – всё это может пригодиться в различных вариантах инсталляции. Всевозможные фильтры, параметрические эквалайзеры, регулировка фазы сигнала, дистанционное управление этими функциями существенно увеличивают гибкость настройки сабвуфера применительно к различным вариантам акустической обстановки в помещении прослушивания. Но где же взять всё это богатство?
В 1990 году Ричард Эдмунд Лорд основал специализированную компанию по производству сабвуферов, назвав ее первыми буквами своего имени. В 2005 году он продал ее Джону Хантеру, возглавляющему REL и по сей день. В ознаменование четвертьвекового юбилея этого прославленного производителя, была разработана модель с говорящим названием No.25, о которой хотелось бы поговорить поподробнее.
Внешность аппарата, на первый взгляд, традиционна – это приземистый ящик с динамиком на лицевой панели. Однако же, как говаривал ещё Гюстав Флобер, «Le bon Dieu est dans le detail» («Бог таится в деталях»), а тут как раз именно этот случай.
Начать с того, что ящик кажется типичным только на картинке, а по факту при высоте в полметра и ширине с глубиной в ¾ метра он больше напоминает положенный на заднюю стенку комод, по крайней мере – в плане габаритов. Что же до его геометрии, то это скорее поперечный срез корабельного корпуса, в аккурат – вдоль шпангоутов: его боковые стенки непараллельны и криволинейны, что обеспечивает эффективное подавление внутренних стоячих волн.
Корпус изготовлен из листов MDF австралийского производства толщиной 30 мм и дополнительно усилен вставками из массива древесины, оттого неудивительно, что его масса составляет внушительные 78 кг.
Динамик калибром в 15 дюймов, оснащён диффузором из углеволокна, а его ход составляет целых 100 мм, обеспечивая нижнюю граничную частоту в 14 Гц по уровню -6 дБ. Киловаттный широтно-импульсный усилитель использует технологию NextGen3, естественно, что коммутационно-управляющее оснащение исчерпывающе, включая фирменный пульт дистанционного управления в металлическом корпусе с карбоновой верхней панелью.
Но, пожалуй, самая главная фишка этого аппарата – возможность построения с его помощью так называемых линейных массивов. Кстати говоря, именно со знакомства Джона Хантера с этой технологией в далеком 1981 году и началось его увлечение качественным басом. В ультимативном варианте полдюжины «двадцать пятых» устанавливаются друг на друга в две стойки по три аппарата в каждой. При этом в зависимости от высоты поканальные пары отвечают за разные диапазоны НЧ, от самого глубокого баса до границы с АЧХ колонок, тем самым задавая этому регистру не только громкость и качество, но и пространственные характеристики.
Ну и не забываем про регулируемую подсветку днища, обеспечивающую фактически эффект парения корпуса в затемненных помещениях!