Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера, часть 2

0
145
Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера, часть 2

В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

 

Если вы не читали первую часть «Советов…», где мы остановились на конфигурации 3:1, рекомендуем начать с неё. Ведь теперь речь пойдёт о самой популярной конфигурации многоканальной системы домашнего театра – 5.1.

Здесь мы исходим из предположения, что у вас уже есть AV-ресивер, способный работать в конфигурации 5.1. Хотя подойдут и более сложные варианты – 7.2 и т.п. В подобных случаях очень важно чётко себе представлять, для чего предназначена каждая из групп каналов. Лично я бы посоветовал использовать 5.3 в качестве неплохой альтернативы. Почему – объясню позже.

 

Имеет ли значение понятие «стерео» для домашнего кинотеатра? Во ВСЕХ многоканальных системах домашних кинотеатров масштаб всей системы напрямую зависит от качества работы основных фронтальных колонок. Это фундамент, на котором зиждется весь многоканальный театр. Если они звучат бледно или же неграмотно установлены, это негативно скажется на качестве работы всей системы.

Именно поэтому в «Части 1» я отдельно советовал потратить больше на эти колонки и пропорционально меньше – на электронику.

Тем более учитывая, что в бюджетных моделях ресиверов, как правило, установлены блоки питания довольно среднего качества. Ведь необходимо впихнуть семь каналов, плюс модули цифровой обработки, Tidal, Netflix и беспроводные решения в один корпус. И умудриться уложиться в тысячу фунтов. Задача не из простых!

Высокоуровневое подключение

Итак, основные левый и правый динамики отвечают за масштаб действия и эффектность домашнего кинотеатра. А основной сабвуфер – вспомогательный элемент для этих двух колонок и электроники, которая обеспечивает их работу. Это особенно верно применительно к продукции REL. Мы специализируемся в особом способе подключения, который называется высокоуровневым. Полностью автономный сабвуфер со своим собственным мощным усилителем подключается к тем же самым терминалам на задней панели ресивера, что и основные левый и правый динамики. Плюс – канал .1/LFE, отвечающий за бас в спецэффектах.

Подключение сабвуфера REL к AV-ресиверу по высокому уровню

Единственное, что необходимо сделать – установить в меню настройки ресивера для обеих фронтальных колонок режим «Large» (или «Full Range»). После этого остаётся только включить систему, соединить выход .1 на вашем ресивере и вход .1/LFE на задней панели сабвуфера REL с помощью кабеля RCA-RCA и установить полную громкость.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Установите вручную «Full Range». И «0» – в разделе «Расстояние» в меню настроек (кроме моделей Denon и Marantz: они уже предустановлены на 12 футов, для них ничего не меняйте). Так у вас получится добиться от системы самой яркой динамики.

 

Фронт и центр

Центральный канал крайне важен, ведь он передает большую часть диалогов и позволяет спецэффектам с выраженным направлением оставаться постоянными и распознаваемыми. Так, реактивный самолет, мчащийся поперек экрана справа налево, будет издавать один непрерывный звук, переходящий справа налево, без запинок или снижения мощности при проходе через центральную часть экрана.

Сабвуфер REL, подключённый по высокому уровню с колонкой центрального канала
Сабвуфер REL, подключённый по высокому уровню с колонкой центрального канала

Вот самые распространённые ошибки:

A. Для акустической системы центрального канала в установках ресивера выбран режим «Small». Переключение на «Large» может значительно улучшить результат.

B. Настройка этого канала на слишком высокий уровень и полное отсутствие эха. Используйте «розовый шум» для настройки уровней, переключитесь несколько раз между левым, правым и центральным каналами, чтобы убедиться, что они настроены на одинаковый уровень и ни один из них не громче. Благодаря идеальному балансу уровней, звуковая информация, передаваемая через центральный канал, будет гармонично встроена в контекст. Если уровень центрального канала настроен грамотно, вы сможете легко воспринимать всю звуковую информацию.

Затем установите величину задержки на начальную точку 3 фута (если у вас Denon/Marantz – на 15 футов). Такая настройка обеспечит правильное расположение центрального канала внутри сцены, как будто он находится на равноудаленной дуге. А все звуковые детали будут расположены в правильной перспективе в рамках общей сцены. Если голоса звучат слишком отрывисто, добавьте один фут. Если они звучат слишком мягко при комфортной громкости, уберите один-два фута, чтобы сделать звук более чётким.

Традиционная система конфигурации 5.1
Традиционная система конфигурации 5.1
СОВЕТ ДЛЯ СИСТЕМЫ REL 3D
Установите все параметры согласно приведённым выше рекомендациям, и используйте самый маленький из сабвуферов REL, входящих в систему. Например, с основным сабвуфером с S/812 может потребоваться только T/7i для сабвуфера центрального канала. Это устройство REL должно использовать только высокоуровневое подключение. Вы можете подключиться напрямую к задней панели колонки центрального канала, чтобы сэкономить время и добиться более простого соединения.

 

Тыловые каналы

Тыловая акустика отвечает за создание пространственного звучания. И добавление фоновой информации, которая способна убедить слух зрителя в том, что он находится в трёхмерной «звуковой картине».

Бытует миф, что качество тыловых колонок не играет большой роли. Имеется в виду, что им не обязательно хорошо воспроизводить весь диапазон, особенно – басы. На самом деле, поскольку ощущение пространства и масштаба создаётся глубокими басами (представьте эхо шагов в пещере), для достоверной передачи этих звуковых качеств вам понадобятся, как минимум, хорошие двухполосные полочники с вуферами в 170 мм. Это могут быть также высококачественные встраиваемые колонки, установленные на правильной высоте в тыловой стене.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
И снова советуем установить режим «Large». Повторите манипуляции с «розовым шумом» для настройки уровней. Убедитесь, что они соответствуют установкам для трём передних каналов. Установите первичное расстояние на 12 футов. Для достижения эффекта меньшего пространства, уменьшите показатель парой щелчков. Для ощущения более просторного помещения, увеличьте значение на несколько футов и отрегулируйте точнее по мере необходимости.

 

Система REL 3D конфигурации 5.1 с отдельными сабвуферами для центрального и тыловых каналов в дополнение к основному сабвуферу
Система REL 3D конфигурации 5.1 с отдельными сабвуферами для центрального и тыловых каналов в дополнение к основному сабвуферу
СОВЕТ ДЛЯ СИСТЕМЫ REL 3D
Установите все параметры согласно рекомендациям, и используйте второй по величине сабвуфер REL в этой системе для поддержки тыловых колонок. Для центрального канала используется самый маленький, а этим каналам лучше всего подойдёт именно второй по величине сабвуфер.

 

Мы надеемся, что вы немного разобрались в работе домашних кинотеатров, узнали, за что отвечает каждая часть системы и как добиться от нее оптимальных результатов. Наша задача – помочь тем, кто заинтересован в получении по-настоящему качественного звучания своих домашних систем.

И здесь есть очень важный момент: из моего опыта следует, что не стоит обращаться к цифровой коррекции акустики помещения. За почти 30 лет я не раз слышал о том, что системы с коррекцией акустики помещения творят чудеса.

Тем не менее, даже неспециалистам достаточно прочитать мои советы и запастись капелькой терпения. Которое позволит им добиться самых лучших результатов от своих систем. И получить больше ярких впечатлений от просмотра!

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя