Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера

0
1782
Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера

В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

 

Делая первый шаг в мире домашних кинотеатров, можно легко потеряться. Чтобы не совершить ошибки при выборе конфигурации и ключевых компонентов, необходимо обладать хотя бы базовым знанием предмета. Иначе вы рискуете столкнуться с ненужными сложностями. И понести излишние расходы.

Между тем, сам по себе этот процесс невероятно интересен и увлекателен. Будет лучше, если вы с самого начала осознаете, что вовсе не обязательно покупать «всё и сразу». По ходу дела вы наберётесь опыта и сумеете принять более осознанные решения. Такой подход позволит вам эффективнее использовать свой бюджет. Избежать приобретения компонентов, назначение которых вам не вполне понятно. Или же те, потенциал которых вы не сможете использовать сразу с полной отдачей.

Сабвуфер REL из серии HT, специально предназначенной для использования в составе домашнего кинотеатра
Сабвуфер REL из серии HT, специально предназначенной для использования в составе домашнего кинотеатра

В этой публикации мы постарались собрать все самые важные знания и основные приёмы. Они помогут вам при создании и поэтапном развитии домашнего кинотеатра – от базовой конфигурации до полноразмерной и полнофункциональной системы 5.1.

Прежде всего, вы должны определить для себя три важных момента:

        1. Каким будет пространство, в котором разместится ваш домашний кинотеатр: малым, средним или большим?
        2. Насколько громким должно быть звучание кинотеатра с учётом ваших предпочтений и особенностей его использования?
        3. Насколько важно для вас качество воспроизведения музыки в свободное от просмотра фильмов время?
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
В небольших помещениях система 2.1 иногда способна дать больше, чем полноценная система 5.1.

 

Ваше пространство ограничено?

Если у вас скромная городская квартира, и для видео предназначена LCD-панель в спальне, следует понимать, что далеко не все домашние кинотеатры должны иметь пять или более каналов. Для небольшой квартиры вполне достаточно пары колонок с приличным сабвуфером.

Система 2.1 с сабвуфером REL
Система 2.1

Используете экран с диагональю менее 70″? Можно попробовать обойтись без центрального канала. Хотя в иных случаях он исключительно важен. Просто большинство современных двухполосных акустических систем с динамиками от 150 мм, установленных на расстоянии 65 – 75 см друг от друга, выдают объёмный, динамичный и хорошо артикулированный звук. Он легко заполняет центральное пространство, формируя яркие звуковые образы. Две размещённые на небольшом расстоянии друг от друга колонки создают трёхмерную звуковую сцену.

Всё внимание качеству

Большинство из тех, кто покупает мощные многоканальные ресиверы, не слишком хорошо разбираются в особенностях настройки. Они слабо представляют себе, что именно может дать та или иная настройка канала. В результате в настройках акустических систем для всех колонок по умолчанию остаётся значение «малые», с нулевой задержкой.

Если вы не знаете, что значат эти термины, вполне вероятно, что мир современных многоканальных кинотеатров вскоре станет вызывать у вас чувство досады и разочарования. И в этом вы не одиноки. Если вы чувствуете неуверенность, лучше выбрать качество и минимум каналов, отказавшись на этом этапе от многоканальности со всей сложностью её настройки, порождающей лишние проблемы.

Помните, что пара достойных колонок с сабвуфером и приличный AV-ресивер составляют фундамент очень хорошего кинотеатра.

Берите хорошую акустику авторитетных производителей

Прежде всего, остерегайтесь продукции популярных производителей телевизоров, предлагающих комплекты колонок по низким ценам. Зачастую такой комплект дополняется беспроводным сабвуфером, не способным воспроизводить частоты ниже 60 Гц. А ведь именно в этом диапазоне и должен быть настоящий бас.

Ведь вся суть домашнего кинотеатра состоит в том, чтобы звук был, как в реальном кинозале. Поэтому не стоит соблазняться низкими ценами, чтобы потом не жалеть.

Фирмы, которые специализируются именно на акустике, предлагают, как правило, хорошо звучащие колонки. Тогда как акустика, которую «попутно» выпускают громадные корпорации, вероятнее всего будет звучать просто ужасно. Не тратьте ни копейки на их колонки или сабвуферы: опыт показывает, что этого делать не стоит.

Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера
Система 5.1

Выбираем подходящий ресивер

Для небольшого помещения имеет смысл выбрать простой ресивер. Основная сложность использования AV-ресиверов связана именно с замысловатыми настройками Dolby-декодирования многоканального звука. Лично я предпочитаю систему «навырост». Поэтому взял бы относительно недорогой аппарат Yamaha или Onkyo.

А если позволяет бюджет, то, конечно же, Arcam.

Ведь в последние годы ресиверы Marantz и Denon не обеспечивают полного динамического диапазона в режиме кинотеатра. А это ограничивает естественную динамику, которая и составляет значительную часть удовольствия, получаемого при просмотре фильмов.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Если вы любите музыку и фильмы, но знаете, что у вас не будет места для расширения кинотеатра до полноценного многоканального формата 5.1 или выше, обратите внимание на двухканальный ресивер Yamaha R-S202, который стоит примерно $150. Это очень выгодная покупка. Конструкция восходит к классике аппаратов начального уровня конца 90-х годов: добротный выходной каскад, работающий в классе А/В, большой и тяжелый трансформатор питания. Но помните: подойдёт он лишь в том случае, если вы не планируете расширения системы в будущем. Просто хотите иметь ресивер по приемлемой цене и подходящий для музыки и фильмов.

 

Главное для кинотеатра – правильная настройка

Займёмся установкой и настройкой системы. Разместите колонки на некотором расстоянии от задней стены, направляя их на позицию прослушивания. В идеале, вершина угла, образуемого звуковыми лучами, должна находиться примерно в полуметре у вас за головой. Расстояние между компактными колонками может не превышать двух метров. Большие акустические системы можно раздвинуть шире – до трёх метров.

Войдите в меню настройки параметров акустических систем своего ресивера и выберите вариант Large (Большие) или Full Range (Полный диапазон). Прослушайте результат. Пока компоненты не прогрелись, слушайте на умеренной громкости, чтобы не перегрузить систему. Если в звуке появятся искажения или резкость, убавьте громкость. Экспериментируя, можно постепенно довести громкость до очень высокого уровня.

Добавление колонки центрального канала

Итак, вы собрали недорогую, но высококачественную систему 2.1 начального уровня. Если на её основе вы планируете построить полноценный 5.1-канальный (или более масштабный) домашний кинотеатр, следующим шагом будет добавление «центра».

Территория баса: советы по обустройству домашнего кинотеатра от Джона Хантера
Система с фронтальными колонками, сабвуфером и центральным каналом

Важно, чтобы этот центр соответствовал уровню ваших основных колонок, так что лучше не скупиться.

Если акустическая система центрального канала, доступная в ценовой категории ваших фронтальных колонок, слишком мала или слишком велика, поднимитесь на ступень выше и выберите подходящую модель более высокого качества. Центральный канал играет исключительно важную роль, отвечая за разборчивость диалогов, а также наиболее значимых звуков, находящихся в фокусе кадра.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Почти во всех домашних кинотеатрах, с которыми мне доводилось иметь дело, центральный канал настроен слишком громко. В результате казалось, будто звучит один большой «моноспикер» с сильным шумом из центра. Тогда как левая и правая колонки почти не слышны. Учитывайте эту особенность.

 

Попробуйте уменьшить громкость, ориентируясь на слух по громкому шипению. Вместо автоматической коррекции (Room Correction) выберите функцию ручной настройки (Manual). Это поможет выровнять уровень всех каналов.

Разумеется, можно купить прибор для измерения уровня. Но всё же рекомендую попытаться сделать регулировки «на слух». Доверьтесь своему слуху: это очень точный инструмент. Включите функцию контроля уровня (Level Check) на AV-ресивере и начинайте слушать шипение фронтальных каналов. Субъективно каждый из них будет звучать по-разному, но постарайтесь найти приблизительный баланс.

Не поддавайтесь искушению изменить громкость левого или правого канала. Слушайте центр относительно двух фронтальных каналов, повышая или понижая уровень по мере необходимости, пока центр не сравняется по громкости с фронтом. Скорее всего, вам понадобится убавлять громкость центрального канала. Если все сделать правильно, звуковая сцена вокруг действующих лиц фильма обретает реалистичность и объём, становится по-настоящему трехмерной.

Кинотеатр и встраиваемая акустика

Возможно, среди прочего вы рассматривали варианты с использованием встраиваемых акустических систем – стеновой или потолочной. Они прекрасно подходят для фоновой музыки, но ни в коем случае не могут заменить фронтальные каналы домашнего кинотеатра. Не связывайтесь со встраиваемой акустикой.

Чёткость звука, особенно речи (не говоря уже о диалогах в фильмах) в высшей степени зависит от направленности. То есть все три фронтальные колонки – левая, правая и центральная – должны быть направлены на слушателя. Стеновая акустика позволяет реализовать это правило. А старшие модели дают возможность изменять угол направленности низкочастотных и высокочастотных излучателей, чтобы точнее ориентировать их на место прослушивания.

Потолочная акустика
Потолочная акустика

Между тем, потолочная акустика полностью проигрывает связке «лево-право-центр» домашнего кинотеатра или стереофонической паре. Ведь в данном случае все излучатели направлены вниз. Интересно, что когда работают потолочные колонки, присутствующие то и дело спрашивают: «Что?», «Что он сказал?», «А можно сделать погромче?».

Выходит, потолочная акустика – это плохо? Напротив, это очень хорошо! Если её правильно использовать.

Она отлично подходит для фоновой музыки, заполняющей весь дом. Это создаёт атмосферу роскоши, которой трудно не поддаться. Прежде во дворцах делали фонтаны с мягко журчащей водой. И потолочная акустика навевает такое же ощущение покоя и шикарного окружения.

Колонки, встраиваемые в потолок, отлично подходят и для пространственных каналов, особенно фланговых, в системе 7.2 или Atmos. Это более продвинутые версии домашнего кинотеатра. Но мы немного забегаем вперёд.

Резюмируем

В качестве основной акустики домашнего кинотеатра используйте традиционные колонки. В идеале – двухполосные полочники на стойках, с 6.5-дюймовыми динамиками или большие напольные. Если пространство для кинотеатра  ограничено, прекрасно подойдут полочные модели. В крайнем случае, можно использовать стеновую акустику. Она даёт направленное излучение звука, как обычные колонки. Потолочную акустику оставьте для пространственного и фонового рассеяния звука.

REL T-Zero MKIII
REL T-Zero MKIII
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Для получения действительно высокого качества звучания – например, в столовой – можно использовать компактный сабвуфер REL T-Zero MKIII, подключённый к усилителю через вход высокого уровня.

Наши советы помогут вам заложить основу домашнего кинотеатра. В следующий раз мы рассмотрим акустические системы пространственного звучания и способы их размещения. И предложим несколько советов по альтернативным методам построения системы 7.2, которая выводит домашний кинотеатр на качественно новый уровень.

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя