В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

 

Мы бережно относимся к истории своей компании, но при этом своё внимание и силы фокусируем на будущем. И мы осознаём, что прочная опора на привычные базовые ценности позволяет сохранять связь с нашими корнями, с тем, что неоднократно приносило нам успех.

Возможно, в силу того, что когда-то в колледже я занимался изучением истории, я считаю очень важным иметь чёткое представление о собственно прошлом, понимать, куда движется рынок, и уметь адаптироваться к нему. Проявляйте осмотрительность, ищите новые подходы, старайтесь извлекать уроки из жизненных ситуаций, совмещая все это с собственным видением, и постоянно стремитесь к развитию.

Приобретая компанию REL в 2005 году, я решил, что для того, чтобы добиться успеха в будущем, нам необходимо осуществить три важные вещи: ускорить отклик сабвуферов, увеличить их громкость и обеспечить корпусам привлекательный дизайн. Чтобы узнать, насколько мы продвинулись, я вернулся к заметкам, которые вёл ещё до наступления новой эры REL (и до финансового кризиса 2008 – 2012 годов, что придаёт аудиотехнике той эпохи некий ореол благополучия и процветания).

Оглядываясь на события минувших 16 лет, я считаю полезным не только относиться к прошлому с уважением, но и уметь отделять правду от вымысла. В этом отношении наиболее подходящими объектами для сравнения являются две наши модели: Strata III 1998 – 2003 годов и современный сабвуфер T/9i. Та и другая в Северной Америке стоит $1299 (или $1499 с отделкой шпоном натурального дерева, которого до сих пор требуют некоторые потребители – позже я объясню, почему сегодня использовать его крайне непрактично).

Заметьте: цена в $1299 не учитывает инфляции, которую необходимо принимать во внимание при сравнении изделий разных эпох. Последуй мы этому правилу, текущая цена модели Strata III с поправкой на инфляцию составила бы $2050. Это поставило бы ее в невыгодное положение. Но и без того, как вы увидите далее, результаты сравнения выглядят отнюдь не в пользу старой модели.

Территория баса: сравнение старых и новых моделей сабвуферов REL

Strata III. Это первая модель компании REL, которая в 1998 году вышла на мировой уровень качества на международном рынке.

Она имела корпус средних по нынешним меркам размеров, 10-дюймовый динамик VIFA и усилитель мощностью 100 Вт. Сегодня большинство покупателей были бы удивлены такими габаритами, ведь представления публики о размерах сабвуферов эволюционировали в сторону компактности. Также их вряд ли порадовала бы относительно лёгкий корпус старой модели, выкрашенная в чёрный цвет (Grittex Black). Входные фильтры показывали достаточно быструю для того времени реакцию – 16 мс групповой задержки (об этом мне тогда сообщил Ричард Лорд). Однако это на 100% медленнее, чем то, что демонстрируют современные сабвуферы REL.

T/9i. Современная модель, обеспечивающая более «быстрый», мощный и глубокий бас.

Корпус этого сабвуфера более компактен. Бессмысленно спорить об эстетических предпочтениях, но объём корпуса T/9i примерно на 40% меньше корпуса ST III. T/9i оснащён двумя 10-дюймовыми динамиками – одним активным и одним пассивным излучателем, размещённом смонтированным на нижней панели корпуса. Номинальная мощность встроенного усилителя собственной разработки с радиатором, выходящим на заднюю панель сабвуфера, составляет 300 Вт. Что до быстроты реакции диффузора, современная модель T/9i обеспечивает групповую задержку 8 мс.

Территория баса: сравнение старых и новых моделей сабвуферов REL

Сравнительное прослушивание

Сеансы прослушивания выявили несколько легковесный, но тёплый характер звучания Strata III, который, как и всё в REL, служит во благо музыки. Бас, однако, не особенно глубокий. Вспоминаю тестирование после того, как к нам поступила эта модель, тогда – ещё новинка. По результатам измерений бас достигал 34 Гц – это если брать те стандарты, которые мы используем сегодня, и которые гораздо строже, чем тогдашние. Современная модель T/9i согласно заявленным характеристикам обеспечивает бас до 28 Гц, но в действительности он легко опускается до 26 Гц. Что же касается выходного уровня и быстроты реакции, ST III развивает максимальную мощность без искажений при громкости 96 дБ, а T/9i – при 104 дБ.

Попробуем применить эти критерии к реальным условиям. Как вы помните, современная модель конкурирует с поправкой на инфляцию и стоит на 57% дешевле, чем Strata III. При этом на пиковой мощности T/9i звучит на 50% громче.

В мире сабвуферов разница в 3 Гц в низкочастотном диапазоне достаточна для того, чтобы определить границу более высокого класса в категории цена /качество (как, например, между нынешними сериями S и Reference). Глубина нижних частот, которую обеспечивает T/9i, на 8 Гц больше, чем то, что предлагала модель Strata III. В этом смысле T/9i конкурирует скорее с топовой моделью той эпохи Stadium III стоимостью $3000, а не со Strata III.

Территория баса: сравнение старых и новых моделей сабвуферов REL

Так что, если какой-нибудь аудиофил со стажем начнет перед вами ностальгировать, расписывая превосходство старых сабвуферов, поставьте его перед приведёнными выше фактами. Либо вежливо улыбнитесь, кивните, и продолжайте слушать свой новый REL – T/9i, T/7i или любую другую современную модель. Твёрдо зная при этом, что компания REL эффективно преумножила своё наследие.

Не забывая о традициях, мы всецело устремлены помыслами в будущее. Мы концентрируем внимание на совершенствовании продуктов REL, опираясь при этом на опыт прошлого и развивая свои сильные стороны. И не пытайтесь, пожалуйста, говорить нашим инженерам и разработчикам, что старая продукция была «лучше». Это просто не может служить предметом серьёзной дискуссии – ни объективно, ни субъективно.

P.S. – о шпоне натурального дерева, и почему мы его больше не предлагаем…

Если вам нравится отделка из натурального дерева, мы рады за вас. Нам она тоже нравится. Но это экономически невыгодно. Факты свидетельствуют о том, что более 80% проданных в былые времена моделей Strata III и Storm III были выкрашены в чёрный цвет (Grittex Black). Сумма в $200 (или современные $300) — это существенная доплата, и лишь небольшой процент покупателей готов платить такие деньги на красоту натурального шпона. Предлагать его в 1998 году позволяло лишь то обстоятельство, что около 80% всех «деревянных» сабвуферов (помните, чёрный цвет составлял 80% продаж, а все 5 вариантов шпона — только 20%) использовали покрытие из вишни. Редкий момент в истории, когда один вариант отделки определял приоритеты дизайна на разных рынках мира в течение целого десятилетия.

Сегодня нет единого мнения о том, какой вид древесины наиболее привлекателен для рынка. В странах Скандинавии и Северной Европы отдают предпочтение светлому дереву и белому лаку. Южная Европа демонстрирует широкое разнообразие пристрастий без чётко выраженных предпочтений, что позволяет дизайнерам предлагать собственные решения. Северная Америка склоняется к тёмному дереву, но тоже без единодушия. А в Азии отдают предпочтение тёмным тропическим породам – таким, как палисандр или чёрное дерево. Однако из-за различий в оттенках разработка единого стандарта невозможна. Поэтому, например, шпон палисандрового дерева на корпусе акустики Monitor Audio мало похож на такой же шпон на моделях Bowers and Wilkins.

 

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя