Любителей музыки, в зависимости от степени и направленности их увлечения, принято делить на меломанов и аудиофилов.

Первым важней содержательная часть, вторых же заботит форма, то есть качество записи и воспроизведения. Но фактически, обе эти категории раньше можно было смело относить к филофонистам, потому что физическая природа носителей фонограмм обязывала их прежде всего озадачиваться приобретением пластинок, катушек, кассет, дисков и т. д., а уж потом задумываться над условиями для их прослушивания. Исключение составляли разве что заядлые поклонники радиовещания.

И вот пришла Цифра

С переходом записей в цифровой домен влияние на качество звучания непосредственно носителя стало постепенно утрачивать свое значение. Если в каком-нибудь сравнительном прослушивании компакт-диск звучит лучше файла, это значит лишь то, что используемый CD-проигрыватель как источник аудиосигнала спроектирован и изготовлен лучше, нежели медиапроигрыватель, но вовсе не означает, что биты на куске поликарбоната записаны лучше, чем они же на винчестере или флешке. А уж с развитием звукозаписи высокого разрешения роль компакт-диска с его архаичными 16/44.1 и вовсе нивелируется.

Цифровой формат музыкальных записей позволяет получить их из удалённого хранилища «здесь и сейчас»
Цифровой формат музыкальных записей позволяет получить их из удалённого хранилища «здесь и сейчас»

По причине эфемерности контента эфемеризация его носителя была лишь вопросом времени, однако же подзатянулась вследствие задержки в развитии «средств доставки». Поясню. Компакт-диску, как, объективно, самому массовому цифровому аудионосителю, вот уже 35 лет. Казалось бы, что мешает, условно говоря, включать его в одном месте, а получаемый с него цифровой поток передавать в другое? В первую очередь – наличие линий передачи (и их пропускной способности), которых ранее катастрофически не хватало: достаточно вспомнить модемный вариант подключения к интернету, скажем, 20-летней давности. А вот около 10 лет назад положение уже существенно изменилось.

Так что же такое стриминг?

Стриминговые сервисы – это компании, которые имеют доступ к хранилищам музыкального контента в цифровом виде и обеспечивают его воспроизведение по запросу пользователей через интернет на различных устройствах (смартфонах, беспроводных колонках, медиапроигрывателях и т.д.)

Управляйте музыкальным контентом со своего мобильного устройства
Управляйте музыкальным контентом со своего мобильного устройства

Возникает резонный вопрос: почему же стриминг появился только сейчас? А вы представьте себе десятки миллионов песен и столько же слушателей, а затем попытайтесь посчитать нагрузку на серверы и загруженность линий при их одновременной передаче. Собственно говоря, именно по этой причине стриминг начинался с форматов со сжатием — mp3 и им подобных.

Основные игроки

Пионеры в этой отрасли – шведский Spotify (2006) и французский Deezer (2007), причем первый до сих пор не доступен у нас (по крайней мере, на законных основаниях), зато вторым можно воспользоваться всего за 3 рубля в месяц (правда только первые 3 месяца, но и потом стоимость месячной подписки составит гуманные 170 рублей). Deezer предлагает своим пользователям и дополнительные возможности: скажем, функция Flow сформирует изо всех ваших «любимых» треков и персональных рекомендаций бесконечный плей-лист – вам остаётся только слушать. А интеграция с сервисом Shazam позволяет с помощью микрофона мобильного устройства определить, что за песню вы случайно услышали и мгновенно найти этот трек в базе Deezer. Что же касается качества, то у обоих сервисов оно пока не превышает 320 кб/с.

Интерфейс Deezer отличается удобством в использовании и функциональностью
Интерфейс Deezer отличается удобством в использовании и функциональностью

На другой, «полновесной» чаше весов – предоставляющие полномасштабный доступ к музыке не только CD-качества, но и к хайрезам французский Qobuz (2007) и норвежский Tidal (2014). Впрочем, первые заниматься непосредственно стримингом стали относительно недавно, а вторые были норвежской компанией пожалуй что только на момент основания.

Сразу внесу ясность – пока что ни Tidal ни Qobuz официально у нас не поддерживаются, а возможность подключения к ним хоть и имеется, однако требует навыков настройки VPN или других подобных ему «неофициальных» способов получения доступа.

Хайрез у Tidal воспроизводится посредством кодека MQA, разработанного британской компанией Meridian, и, кстати сказать, тоже осуществляющего сжатие с потерями.

А вот что касается Qobuz, то их стриминг полноценный, более того – файлы с разрешением вплоть до 24/192 можно сохранять и на локальных накопителях, правда годовая подписка обойдётся вам аж в £350!

Сервис Qobuz позволяет скачивать файлы Hi-Res-audio
Сервис Qobuz позволяет скачивать файлы Hi-Res-audio

Современный стриминг – это не только практически произвольный выбор музыки по жанрам, артистам, альбомам и песням, но и самые различные плейлисты, как составленные лично вами, так и подготовленные для вас музыкантами, обозревателями, компаниями и т. д. Кроме того, подборки могут делаться под настроение или повод, например для прогулок, пробежек, занятий спортом или вечеринок. Не будем забывать и про «непрофильный» контент, в частности фильмы, сериалы, программы и клипы. Напомним, что из «большой четвёрки» официально в России сейчас работает только Deezer, однако ситуация в отрасли меняется стремительно.

А что у других?

Естественно, свои собственные музыкальные сервисы есть и у многих IT-корпораций – например, Apple, Amazon, Google или Яндекс. Но, насколько мне известно, пока не существует ни некоего всеобъемлющего каталога, ни хотя бы агрегатора подобных сервисов со, скажем так, единым механизмом поиска. С другой стороны, например, стриминговые сервисы самых известных в мире и в России поисковых систем Google Play Музыка и Яндекс.Музыка, в числе прочих приятных бонусов, практикуют эксклюзивные релизы некоторых артистов, а количество доступных треков исчисляется десятками миллионов. Однако оба эти сервиса пока не могут похвастаться HD-качеством.

Резюме

Раньше пользователь покупал некие материальные свидетельства чьего-то музыкального творчества, потом появились неосязаемые файлы, а сейчас, фактически, практикуется аренда музыкального контента.

В этом подходе есть как плюсы, так и минусы. К первым относятся потенциальная доступность огромного каталога музыки, удобство поиска по нему и развитая система ссылок, рекомендаций и т. д. Ко вторым я бы отнёс необходимость наличия интернет-соединения (либо необычайной прозорливости, которая бы подсказала скачать весь желаемый контент заранее, и достаточного для этого серьёзного объёма памяти) и арендный характер пользования. Пластинка может стоить сильно дороже, но она останется с вами навсегда или по крайней мере на несколько десятков воспроизведений. Впрочем, даже у создателей этих сервисов, вероятно, не было идеи прямого их противопоставления традиционному high end audio, ведь в первую очередь стриминг – это удобство.

Стриминг – это просто и удобно
Стриминг – это просто и удобно

Удобства эти совершенно очевидные и наглядные:

  • пользователю нет нужды покупать никаких материальных носителей с контентом.
  • контент не нужно скачивать и можно сэкономить на средствах хранения – при наличии соединения с интернет.
  • этот «эфемерный» контент легко может быть доступен в любом месте, где есть интернет – дома, на улице, на природе или в поездке.
  • Из чего следует и то, что контент потоковых сервисов можно с лёгкостью использовать в многокомнатных системах воспроизведения и управления звуком (multiroom), о которых мы ещё напишем подробнее.