Американский портал AVTech Media отрядил эксперта Боба Анкоско взять интервью у Джеффри Хайнцеля (Geoffrey Heinzel), директора по международным продажам компании Ascendo. Ведь журналистов так заинтересовал двухметровый монстр SMSG50, разработанный и собранный немецкой фирмой Ascendo Immersive Audio, что они решили побольше разузнать об этом супер-сабвуфере. А их российские коллеги из Stereo.ru, в свою очередь, перевели этот любопытный материал на родной язык.
«В первую очередь, мы хотели узнать, что нужно, чтобы спроектировать и сконструировать сабвуфер таких размеров и мощностей — система выдает 140 дБ в пике и способна обеспечить давление в 105 дБ на 5 Гц. Вес махины составляет 200 кг, а в качестве излучателя используется всего один 50-дюймовый динамик.Справится ли такой саб со своими инфразвуковыми задачами лучше, чем сопоставимая система с несколькими 18-дюймовыми драйверами?»
S&V: Сабвуфер SMSG50 — это совершенно потрясающий продукт. Какова предыстория этой громадины? Как этот проект стал реальностью?
Джеффри Хайнцель: Название «SMSG50» расшифровывается как «Seismic Monitor Subwoofer Geschlossen» (пер. с нем. — «сейсмический сабвуфер-монитор закрытого типа»). Индекс «50» означает 50-дюймовый диффузор. Этот сабвуфер мы собрали после многочисленных тестов, в которых проверялись все доступные длинноходные динамики.
Компания Ascendo пробовала разные профессиональные 15-, 18- и 21-дюймовые вуферы от разных производителей, однако ни один не подошел для создания сверхнизкого ударного баса с высокой плотностью, скоростью и точностью.
Просто дело в том, что на рынке нет вуфера, который мог бы обмануть физику.
Я вот что имею в виду. Если вы хотите, чтобы акустическая система воспроизводила 20 Гц, то вам потребуется короб объемом 1–2 кубометра вне зависимости от размера самого излучателя (вуфера). Например, если в такой короб установить вуфер на 18, 21 или 24 дюйма, то с точки зрения частотного диапазона вы получите те же результаты. Разумеется, уровень звукового давления будет выше, если сам динамик будет больше — крупный излучатель способен двигать больше воздуха при том же ходе.
Если бы мощность низких частот зависела только от амплитуды колебания диффузора и его размеров, то все было бы намного проще.
На деле же для хорошего упругого баса на частоте 15, 10 или даже 5 Гц нужен вуфер с очень низкой частотой резонанса и короб закрытого типа с правильными параметрами.
Сделав расчёты, мы поняли, что большой вуфер с очень низкой резонансной частотой, если его разместить в большом закрытом коробе, обеспечивает смещение максимального значения групповой задержки на несколько октав вниз. И один большой вуфер играет гораздо плотнее, чем несколько 18-дюймовых излучателей в индивидуальных корпусах.
Помимо прочего, для быстрого упругого баса нужна звуковая катушка с минимальной индуктивностью. Это практически нереально, когда речь идет о длинноходном вуфере с большим количеством глубоко намотанной проволоки.
Как мы вышли из ситуации?
Мы разработали специальный драйвер с огромной катушкой диаметром почти 14 дюймов (слева на фото), что стало основой производительного мотора с несколькими неодимовыми магнитными кольцами общим весом 40 кг. Также мы задействовали изготовленные на заказ фланцы и полюсные наконечники из чистого железа с очень низким содержанием углерода. Этот хрупкий металл изготавливается в 10 раз дольше, чем обычное железо или нержавеющая сталь.
Ещё одной сложной задачей стало изготовление диффузора, который должен был оказаться легким, но достаточном прочным, чтобы выдержать движущую силу мотора и воздушные потоки без каких-либо деформаций в пределах нужного частотного диапазона. Выход был только один — сборка частями. Мы использовали карбоновый композитный материал и ребра жесткости с оборотной стороны.Чтобы сделать диффузор еще надежнее, мы применили технологию, позволившую добиться волнистого профиля. Поверхность конуса была изготовлена из пропитанной ткани, уложенной в несколько слоев. Мы склеивали отдельные отрезки, так как использовать один целый кусок материала было непрактично. Внутри, за диффузором разместилась тройная центрирующая шайба, закрепленная на 14-дюймовой катушке.
Корзину сделали из отдельных алюминиевых элементов со специальным напылением. Весь каркас собрали до того, как закрепить его на моторе. Вес вуфера в сборке составил 135 кг, поэтому нам понадобился кран, чтобы поднять его для установки в короб.
Диффузор мы приклеили к звуковой катушке за счет держателя, который специально напечатали на 3D-принтере. Корзина и мотор были прикреплены к готовому модулю в самую последнюю очередь.
Первый тест готовой конструкции с усиленным изнутри корпусом из березовой 21-мм фанеры оказался провальным — короб не выдержал мощи вуфера. Нам пришлось вернуться к чертежам, чтобы разработать более крепкий и толстый корпус, способный противостоять 9 кВт механической энергии, производимой мотором.
Перед нами стояла еще одна непростая задача — найти подходящий усилитель, мощности и тока которого хватило бы для сабвуфера. Проблема большинства усилителей, даже если брать в расчет только профессиональную технику, заключается в том, что их пиковые показатели верны только для миллисекундных отрезков времени. Усилитель может работать на полной мощности считанные миллисекунды, которые и подразумеваются производителями в техническом описании.
Длительная мощность усилителя указывается при снижении уровня на 12 или даже 24 дБ. Утверждается, что для музыки этого вполне достаточно. Возможно, так и есть, если мы говорим о музыкальном выступлении, но для кинотеатральных низкочастотных эффектов с совершенно иной природой вам понадобится высокая полная RMS-мощность для относительно долгих временных периодов (несколько секунд).
Выходная мощность всех протестированных нами усилителей проседала после нескольких миллисекунд. Кроме того, мощность дополнительно снижалась в результате срабатывания защитных режимов в блоках питания. Было очевидно, что нам требовался усилитель, способный дать несколько киловатт без проседаний на протяжении долгого времени. В конце концов, нам удалось найти фирму в США, специализацией которой как раз и оказались такие усилители.
S&V: Преследовали ли вы еще какие-либо цели, помимо создания самого большого сабвуфера в мире?
Джеффри Хайнцель: Ранее я упомянул групповую задержку, которая связана с фазовой характеристикой и, в конечном счете, с плотностью звука НЧ-головки. Если групповую задержку снизить, то улучшения можно будет услышать и замерить. Смещение групповой частотной задержки вверх ухудшает звучание вуфера, делая его характер несобранным и излишне размашистым. Кроме того, вуфер начинает вести себя хуже с точки зрения фазы. Такая проблема очень часто встречается в сабвуферах.
Мы считаем, что любой сабвуфер, даже если он оборудован 50-дюймовым драйвером, должен вписываться в систему (и помещение) как по времени, так и по фазе. В противном случае сабвуфера вовсе не должно быть в сетапе. Глубокий бас — а в нашем случае это инфразвуковой бас — должен дополнять звучание системы с безупречной синхронностью. Низкие частоты не должны отвлекать вас своей вялой подачей, запаздыванием или гулом.
Нужно понимать, что добиться от сабвуфера идеально согласованного по времени и фазе баса все-таки возможно. Глубокий бас, вопреки распространенному мнению, не подразумевает гул и бессмысленное сотрясение всего вокруг без тонального разграничения.
Компания Ascendo выпускает сабвуферы разных форм и размеров, включая 24- и 32-дюймовые инфразвуковые модели. Мы сделали сабвуфер с 50-дюймовым излучателем, чтобы доказать себе и всем нашим партнерам и клиентам, что мы способны достичь нужного результата, о котором я уже подробно рассказал. Если бы мы не могли, то мы бы и не стали вести разговор. Мы сделали это. Теперь у нас появились планы создать что-то еще большее. Следите за нашими разработками.
S&V: Ого! Держите нас в курсе. А кому может понадобиться такой сабвуфер, как SMSG50? Для каких систем он создан?
Джеффри Хайнцель: Мы понимаем, что не у всех есть возможность купить такой сабвуфер. Не у каждого есть соответствующее помещение. Это не серийный продукт — это референсный сабвуфер. Модель SMSG50 подходит для проектов с хорошим бюджетом и достаточным количеством свободного пространства. Демонстрационные тесты доказали, что SMSG50 — это не просто научный эксперимент без практического применения, но сабвуфер высшего класса.
S&V: Насколько сложен SMSG50 в плане установки?
Джеффри Хайнцель: Как и в случае с большими проекторами, проекционными полотнами и видеостенами, для наших профессиональных партнеров инсталляция SMSG50 не станет какой-то необыкновенно сложной задачей. Часто Ascendo принимает участие в инсталляционном процессе. Мы помогаем с правильной установкой нашего продукта.
S&V: Как много сабвуферов SMSG50 вы уже установили? И есть ли существенная разница между домашними кинотеатрами и коммерческими?
Джеффри Хайнцель: На сегодняшний день внедрение новых продуктов проходит быстрее в частном секторе, так как коммерческим кинозалам требуется время, чтобы согласовать новые стандарты. Если говорить о частных кинотеатрах, то мы уже продали два SMSG50 в Швейцарию, один в Китай, а еще четыре таких сабвуфера должны быть вскоре установлены в Дубае. Также один или два SMSG50 могут уехать в Индонезию.
S&V: Что вы можете сказать тем, кто считает двухметровый сабвуфер непрактичным излишеством?
Джеффри Хайнцель: Скорее всего, речь идет о той категории людей, которая считает излишеством мощные автомобили, часы стоимостью 20 000 долларов, вино по 2 000 долларов за бутылку, дорогие дома за пару десятков миллионов… Эти примеры хорошо подходят, чтобы дать представление о потенциальных клиентах: в мире есть люди, которые могут позволить себе уникальный SMSG50, а не пойти на компромисс. Всем заинтересованным наш сабвуфер запросто докажет, что он превосходит альтернативные решения по соотношению цена/качество.
S&V: Сколько стоит установить такой сабвуфер?
Джеффри Хайнцель: Необходимо учитывать все: местонахождение кинотеатра, работу, задействованную технику для транспортировки и т.д. Поэтому правильным будет сказать, что инсталляция сабвуфера обойдется в несколько сотен или даже тысяч долларов. Если сравнивать с установкой большой видеостены или проекционной системы, то установка SMSG50, вероятно, обойдется дешевле.Если говорить о розничных ценах, то у нас их просто нет — все продукты рассчитаны на заказные инсталляции. Каждый отдельный проект зависит от определенных условий, являющихся компетенцией инсталлятора. Мы не указываем розничные цены. Об этом нужно говорить с нашими партнерами.
Сабвуфер они конечно собрали хороший, молодцы, но не надо говорить что для 20 Гц обязательно делать минимум одно кубометровый корпус. Не каждый в квартире может позволить такой размер колонок. Например у меня акустика самодельная, объем 180 литров, фазоинверторного типа. Головы 12 дюймов две шт. Делал для себя, как любителя субнизов.
Резонанс фазоинвертора составляет 17.5 Гц. Так что эффективно воспроизводимая частота начинается от 12 Гц.
Порт фазоинвертора экспоненциальный, внутренний конец канала так-же плавно расширяется, но скорее имеет степенной рост раскрытия. Это обеспечивает низкую турбулентность на концах фазоинвертора. И как итог: малошумная работа на таких низких частотах. По сравнению с обычной трубой которая дает раза в три больше призвуков.
Честно говоря есть динамик и побольше:)) Причём значительно — 80 дюймов.
http://alex-audio.com/ru/prod/samyy-bolshoy-dinamik-v-mire/ вот здесь можно на него полюбоваться.
Моряк тот кто не боиться океана,зачем маленько если есть большое
Году этак в 80-81 в журнале Наука и техника в разделе БИНТИ было фото действующего 2х киловатного динамика в корпусе высотой 4,5метра..Изготовлен в Японии как раз для этих целей
меня интересует какой усилитель они использовали