Выдающийся звуковой образ: напольная акустика JBL HDI-3800 в обзоре портала Audioholics

0
2091
Выдающийся звуковой образ: напольная акустика JBL HDI-3800 в обзоре портала Audioholics

Впервые представленные в прошлом году в Денвере, модели линейки HDI американской компании JBL сразу привлекли внимание публики и специалистов. А совсем недавно Джеймс Ларсон из онлайн-журнала Audioholics получил возможность полноценно протестировать пару напольных колонок из этой серии – JBL HDI-3800. Эксперт высоко оценил исполнительские способности новой акустики.

В моделях серии HDI передовые технологии волноводов и динамиков удачно сочетаются с привлекательным дизайном корпусов. И всё это – отнюдь не по заоблачным ценам. По сравнению с другой акустикой семейства JBL Synthesis они относительно доступны.

Для сегодняшнего обзора мы получили флагманские напольные колонки HDI-3800. Отделка присланной для обзора пары матированным шпоном ореха отличается очень высоким качеством. Давайте посмотрим, смогут ли эти акустические системы добавить безупречное звучание к столь шикарному облику.

Внешний вид

Габариты JBL HDI-3800 скромными не назовёшь. И в связи с тем, что их присутствие в комнате ощутимо, возникает вопрос: насколько хорошо они в нее вписываются? Один из аспектов, весомо говорящих в их пользу, – отделка высокого класса. Красноватый натуральный шпон прекрасно гармонирует даже с дорогой мебелью.

Все вертикальные кромки корпуса скруглены. Три больших чёрных низкочастотных динамика и высокочастотный рупор, как и акустические системы в целом, сразу привлекают взгляд. Их не спутаешь ни с чем, даже когда они прикрыты грилями с магнитным креплением. Грили и впрямь делают эти колонки немного похожими на монолитные изваяния, но если учесть, насколько они большие, это в какой-то мере оправданно. Основание отделано чёрным лаком, добавляющим шика.

Все элементы чёрных вуферов, от окантовки до пылезащитного колпачка, мягко отражают падающий свет. Органичные плавные обводы внутренней поверхности рупоров делают элементы конструкции эстетичнее и мягче, чем при наличии острых углов. Единственная острая кромка в HDI-3800 – у плоской верхней грани. Эти колонки производят поистине монументальное впечатление!

Выдающийся звуковой образ: напольная акустика JBL HDI-3800 в обзоре портала Audioholics

Производитель предлагает три варианта отделки. Отделка матовым орехом подойдёт для традиционного декора помещений, но имеется и чёрный лаковый корпус, ориентированный на современный дизайн. А шпон серого дуба будет отлично смотреться в светлом интерьере. Однако для маленьких комнат HDI-3800 точно не предназначены.

Конструкция

JBL HDI-3800 – большие напольные колонки с тремя 8-дюймовыми НЧ-динамиками и твитером, нагруженным на рупор. По первому впечатлению, от этих домашних акустических систем исходит настоящая мощь, однако этим их достоинства вовсе не ограничиваются.

Компания Harman, владеющая брендом JBL, является одним из лидеров в области  разработки и производства акустических систем, поэтому новая модель, основанная на собственных исследованиях и разработках, просто обязана быть в авангарде технического прогресса.

Твитер, применяемый в HDI-3800, представляет собой 1-дюймовый компрессионный драйвер с кольцевой диафрагмой из лёгкого, но прочного и теплостойкого полимера Teonex. JBL сообщает, что этот патентованный ВЧ-динамик с обозначением 2410H-2 разработан на основе компрессионных драйверов серии D2, применяемых в коммерческих и бытовых акустических системах JBL класса high-end.

Выдающийся звуковой образ: напольная акустика JBL HDI-3800 в обзоре портала Audioholics

Твитер нагружен на рупор, который называется High-Definition Imaging Waveguide и основан на конструкции волновода, впервые применённого в мониторной акустической системе JBL M2. Волновод HDI, «тёзка» самой колонки, создан с помощью метода конечных элементов. Он контролирует направленность в очень большой полосе частот и сводит к минимуму рассеивание звуковых волн. Доказано, что нежелательное рассеивание в волноводах может в конечном итоге звучать как искажение, способное делать звук резче и, вероятно, являющееся одной из причин того, что динамики, нагруженные на рупор, считаются звучащими несколько «шероховато». Чтобы решить эту непростую задачу конструкторам HDI-3800 пришлось тщательно рассчитать оптимальную геометрию поверхности волновода.

Диффузоры трёх 8-дюймовых НЧ-динамиков изготавливаются из материала Advanced Aluminum Matrix, который представляет собой анодированный алюминий. Технология жёсткого анодирования улучшает демпфирование диффузора, создавая на его наружной поверхности тонкий слой керамики. В конструкции использованы звуковые катушки 1.5″ в симметричной конфигурации с «кольцом стабилизации потока» и медным закорачивающим кольцом. Здесь геометрия полюсных наконечников оптимизирована методом конечных элементов для более линейного перемещения конического диффузора в обоих направлениях. Закорачивающее кольцо уменьшает индукцию для более плавного отклика в расширенной полосе частот и уменьшения гармонических искажений нечетного порядка. Медь как материал закорачивающего кольца лучше алюминия, хотя в большинстве других динамиков из соображений экономии применяется алюминий. В JBL мне объяснили, что кольцо стабилизации потока стабилизирует магнитное поле, создаваемое магнитом двигательной системы вследствие модуляций противодействующего поля, генерируемого движением звуковой катушки. Длинноходные НЧ-динамики установлены в литых корзинах, обеспечивающих высокую жёсткость конструкции.

HDI-3800 – 2½-полосная модель. Все три вуфера работают в одном и том же низкочастотном диапазоне, но только один воспроизводит и средние частоты. Задана только одна частота разделения – между НЧ/СЧ-динамиком и твитером. Два нижних вуфера воспроизводят частоты до 800 Гц, а верхний – до 1.8 кГц, откуда начинается полоса твитера. Преимуществом 2½-полосной конструкции является увеличение запаса по низким частотам дополнительным вуфером. Ещё одно преимущество – более эффективное воспроизведение низких частот, способное компенсировать потери на интерференцию отражённых и излучаемых волн.

Выдающийся звуковой образ: напольная акустика JBL HDI-3800 в обзоре портала Audioholics

Прочный корпус изготовлен из MDF-панелей. Передняя и задняя толщиной 1″, боковые – ¾». Конструкция усилена внутренними распорками, камеры динамиков проложены демпфирующим материалом. Конические резиновые опоры не поцарапают твёрдый пол. Профиль раструбов двух портов фазоинвертора диаметром 3″, расположенных на задней панели, оптимизирован с помощью компьютерного моделирования. Площадь портов больше, чем у большинства сабвуферов. HDI-3800 способны выдавать очень мощный бас. Для желающих подключить колонки по схеме bi-wiring или bi-amping предусмотрены два набора винтовых клемм. Обычно я утверждаю, что подключение бытовых акустических систем по схеме bi-amping – пустая трата времени. Но секция вуферов на этих колонках настолько мощна, что дополнительный, по-настоящему «мускулистый» усилитель в некоторых ситуациях может помочь полностью раскрыть их потенциал.

Выдающийся звуковой образ: напольная акустика JBL HDI-3800 в обзоре портала Audioholics

JBL HDI-3800 нельзя назвать бюджетными колонками. Но за свои деньги вы получаете немало. Качество компонентов и уровень их разработки очень высоки, и в конструкции и дизайне нет никаких признаков стремления пойти по наиболее простому пути. Теперь необходимо послушать эту акустику. Проверим, настолько ли хорош звук, насколько высок уровень конструкторской проработки.

Прослушивание

Колонки установлены в комнате примерно 7 x 4 м, на необходимом расстоянии от стен и направлены прямо на место прослушивания. Расстояние от колонок до места прослушивания – около 3 м. Усиление – ресиверо Pioneer Elite SC-55. Коррекция АЧХ под акустику комнаты не проводилась. Сабвуферы использовались для воспроизведения контента, содержащего глубокие низкие частоты.

В составе стереосистемы

В фильме «Древо жизни» Терренса Малика есть сцена, сопровождаемая очень запоминающимся хоралом, который, как я узнал позднее, был взят из альбома 1998 года «Реквием по другу» композитора Збигнева Прайснера. Хорошее качество записи и также динамический диапазон шире обычного позволят HDI-3800 продемонстрировать свои возможности. «Реквием по другу» был данью Прайснера всемирно известному режиссеру Кшиштофу Кесьлёвскому. Он полон яркой эмоциональной силы и полностью притягивает внимание во время воспроизведения. Это преимущественно хоровая музыка с инструментальной поддержкой органа и оркестра и мощным ведущим сопрано, доминирующим во многих пассажах.

С самого начала HDI-3800 воспроизводили хоровые голоса с безупречной чистотой и аккуратностью. Звуковой образ ведущего вокала был точен, пространство хора чётко очерчено. Органная поддержка мощна, но не подавляет. Партии других инструментов воссоздавались с кристальной ясностью. Звуковая сцена «Реквиема по другу» не вызывала ни малейших нареканий. В более интенсивных фрагментах HDI-3800 проявили себя по-настоящему блистательно и справлялись с динамичной подачей, которая определенно ускользнула бы от менее крупных колонок. Пространство собора, которое пытается передать альбом, HDI-3800 воссоздали как нельзя лучше.

Впечатления от прослушивания этого альбома на HDI-3800 стало самым удачным опытом из всех на данный момент. Любой ценитель классической музыки будет очарован звучанием, которое способны создавать эти акустические системы.

Выдающийся звуковой образ

Исследуя фонотеку Qobuz, я наткнулся на альбом «Birkin/Gainsbourg: Le Symphonic» – релиз 2017 года с записью в оркестровой обработке. Джейн Биркин выступает здесь в роли ведущей вокалистки, и её мягкий голос, чередуясь с мощным полнозвучием оркестра, создает перетекание изысканных пассажей в более динамичные. Качество продакшна и записи замечательное, и голос Биркин искусно сбалансирован со звучанием Национального симфонического оркестра Польского радио. Исполняемые композиции представляют собой кавер-версии произведений Генсбура, выдержанных в эстетике кабаре, и потому гораздо более традиционны, нежели современные композиции на «Requiem for a Friend», вследствие чего, хотя оба альбома оркестровые, их настроение и тональность радикально отличаются.

Меня потрясло, насколько здорово HDI-3800 удерживают голос Биркин как раз в центре звуковой сцены наряду с фортепианными партиями. Струнные группы окружали центр, расширяя звуковую сцену всего оркестра, а деревянные духовые инструменты звучали чуть более локализованно. Способности формировать звуковой образ у этих акустических систем просто выдающиеся. Эти треки не вполне дают HDI-3800 шанс поиграть мускулами применительно к динамическому диапазону, как это было на «Requiem for a Friend», поскольку они, вероятно, и не предназначались для воспроизведения с громкостью живого звука. Однако преимущества широкого динамического диапазона, возможно, являются одним из факторов, обеспечивающих реалистичное воспроизведение инструментов и голосов, которые я слышал. HDI-3800 передавали это исполнение совершенно осязаемо. Подача на высшем уровне!

Любой, кто видел фильм 2018 года «Аннигиляция», может засвидетельствовать, что музыка к нему уникальна и поразительна. Она состоит из разнородных элементов, в совокупности образующих музыкальное сопровождение, придающее ощущениям от просмотра должную толику замешательства. Тут есть зловещее звуковое окружение, хоровая музыка, традиционная акустическая гитара, мрачные оркестровые пассажи и незабываемо причудливые кульминационные шумы. Если вам нужна музыка, создающая тёмное и таинственное настроение, этот саундтрек станет идеальным выбором.

Первый трек звучал отчётливо и узнаваемо. Несколько тревожных струнных перешли в рифф акустической гитары, то и дело встречающийся на протяжении всего фильма. Но на втором треке HDI-3800 удивили глубоким басом, которого я не заметил при предыдущем прослушивании этого альбома, а также – трудноуловимыми звуковыми эффектами на заднем плане. Одни звуки формировались в точно определённых местах, а другие были более обволакивающими и менее локализованными.

Когда музыка становилась насыщенной басом, эти колонки доказывали, что вполне могут обходиться без сабвуферов. При большой громкости бас HDI-3800 может сотрясать комнату и ощущаться телом в той же мере, что и ушами. Это совсем не удивительно с учётом шести 8-дюймовых вуферов, приходящихся на пару колонок. Суммарная площадь поверхности диффузоров здесь больше, чем у одного 18-дюймового динамика сабвуфера. Количество воспроизводимых низких частот просто умопомрачительное, но они ни разу не воспринимались как неуправляемый или плохо очерченный бас.

Выдающийся звуковой образ

В качестве музыки, способной раскачать HDI-3800, я включил совсем недавний альбом «Remnant» исполнителя электронной музыки по имени Лорн. Музыка Лорна выдержана в эстетике дабстепа, но творчество его самобытно и не поддается однозначной классификации. Хотя это не совсем музыка для вечеринок, она отлично подходит для прослушивания на большой громкости. Лорн исследует более низкие частоты, чем у большинства дабстеп-исполнителей, делая это в качестве личного музыкального заявления.

HDI-3800 проявили себя как акустические системы, способные перемещать серьёзное количество воздуха. Бас с самого начала был настолько ощутимым, что прослушивание напоминало погружение в какую-то густую жидкость. И опять же не скажешь, что это был неточный бас. Формируемый звуковой образ был высокоточным или широким в зависимости от того, что именно требовалось. HDI-3800 сохраняли тональный баланс на всех частотах, независимо от уровня громкости. Если вам нужна сабвуферная динамика баса без наличия сабвуфера, прослушайте как следует эти акустические системы. Они идеально подходят для таких альбомов, как «Remnant».

При просмотре фильмов

На что способны HDI-3800 при воспроизведении множества диалогов? Разборчиво ли передают речь? Я настроил систему ДК по схеме 2.0, саундтрек воспроизводился только парой фронтальных колонок.

Фильм «Достать ножи» было приятно смотреть с самого начала, и HDI-3800 воспроизводили звук просто бесподобно. Диалоги всегда были чёткими, музыка звучала великолепно. Музыкальное сопровождение, написанное Натаном Джонсоном, оркестровое, но на передний план выдвинут струнный квартет, пассажи которого вызывают в памяти классические драматические мистерии типа «Альфред Хичкок представляет». Пара колонок создавала настоящее «большеэкранное» звучание, словно находишься в кинотеатре.

Выдающийся звуковой образ

Один из фильмов, которых я ждал с нетерпением, – картина 2019 года «Ford против Ferrari». Масштабное кинополотно об автогонках, не основанное на комиксах или фэнтези для молодежи и не являющееся ностальгическим римейком. И если уж звуковой микс этого фильма близок к реальной жизни, то звуки двигателей и движения по треку должны быть очень, прямо-таки ошеломляюще громкими. В реальности мощный 8-цилиндровый V-образный двигатель на полном газу издает звук, пробирающий кого угодно до самого нутра. Я хотел узнать, насколько близко HDI-3800 могут приблизиться к реальности, предполагая, что микс это позволяет.

Я прибавил громкость и дал колонкам оторваться по полной. Рёв автомобильных моторов, передаваемый акустическими системами, пробирал до кишок, а фильм продолжительностью два с половиной часа по воздействию на органы чувств был сравним с длительным избиением.

Разборчивость диалогов была хорошей, как и воспроизведение музыкального сопровождения, однако наибольшего эффекта фильм достигает там, где есть звуки автомобилей. HDI-3800 сохраняют чистоту звучания на большой громкости без необходимости в монструозном усилителе и способны погружаться в глубокий бас.

Глубокий бас и высокая эффективность требуют большого размера. HDI-3800 – большие колонки, способные создавать «большой», по-настоящему масштабный звук. Динамика и масштаб звучания были сродни посещению выставки IMAX. Просмотр «Ford vs Ferrari» с использованием HDI-3800 доставил мне изрядное удовольствие: это отличный фильм, впечатления от которого усиливаются благодаря исключительно реалистичной подаче, обеспечиваемой столь действенными акустическими системами.

Выдающийся звуковой образ: напольная акустика JBL HDI-3800 в обзоре портала Audioholics

Вывод

Мне очень понравились JBL HDI-3800. Они всё делают правильно. Когда нет стремления уменьшить габариты корпуса, и производители не слишком ограничены бюджетом, открывается множество возможностей для создания колонок впечатляющей конструкции. Компания JBL, безусловно, использовала эти преимущества для создания действительно хорошей акустики. Эти колонки не предназначены для небольших комнат. Они могут создавать большое звуковое пространство с сильной басовой составляющей.

HDI-3800 звучат великолепно. Они точно сбалансированы по тону, воспроизводят басы до 37 Гц. Они отличаются превосходным динамическим диапазоном и могут легко озвучить большое помещение. Благодаря высокой чувствительности, они не требуют монструозных усилителей, чтобы полностью показать себя. При этом они легко справляются и с большой мощностью.

Качество сборки очень хорошее. Это надёжные колонки, которые рассчитаны на длительную эксплуатацию. При должном уходе они будут радовать вас десятилетиями. HDI-3800 не назовёшь дешевыми. Но в целом их покупка станет выгодной сделкой. Мне жаль отправлять их обратно производителю. Вердикт – настоятельно рекомендуется!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя