В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.
«Обратите внимание на новые модели Т/х — это нечто совершенно особенное».
Джон Хантер, REL
Процесс создания нового продукта сравним с путешествием, которое может оказаться интересным, авантюрным, но чаще всего просто носит деловой характер. В случае с разработкой T/x всего было понемногу. Да ещё и с сюрпризами!
Честно говоря, при каждом очередном обновление линейки за последнее десятилетие (переход с R на S, с T на T/i) мы ощущаем некоторую нервозность. И на то есть вполне реальные причины. Как превзойти достигнутое? Окажется ли лучшей новая версия?
Подобные опасения связаны с тем, что у нас не бывает готовых сценариев. Продукция REL уникальна именно тем, что это результат непрерывного развития и совершенствования по мере накопления опыта. Доводка и полировка итогов побед, доставшихся нам с таким трудом. И это больше всего говорит о продвижении на пути к достоверному звучанию, к которому мы все стремимся.
Мы постоянно думаем, открываем для себя что-то новое в том, как мы воспринимаем музыку. Я говорю не только про бас, но про всю музыку, в диапазоне 10-12 октав. Это откладывается в памяти, затем прокручивается ночью во время сна на уровне подсознания. Мы не позволяем себе устанавливать в наши сабвуферы чипы DSP стоимостью $1.58 и потом гордиться идеально прямой линией АЧХ, как начерченные по линеечке шаблоны для рисунков в детском саду — «Молодец, Джонни, вот тебе звезда».
И хотя такие картинки кого-то вдохновляют и кому-то приятно думать, что они понимают, как работает сабвуфер. И в таком упрощении они смогут контролировать параметры звучания в стремлении из хаоса создать порядок. Но я вам скажу: это не работает! На мой взгляд, такой подход совершенно несостоятелен. Он приводит к появлению продуктов, которые роботизируют музыку, разбирают музыку на составные части, лишая ее жизни, искры коллективного творчества.
Прежде всего, мы не собираемся отказываться от любимых всеми усилителей класса А/В, которыми оснащались сабвуферы серии Т с тех пор, как в 2006 году я впервые решил использовать эту формулу, ставшую теперь уже волшебной.
Почему бы обычным людям – тем, кто не может выложить несколько тысяч на классный звук, – не иметь всё это уже сейчас? Почему бы им тоже не стать обладателями частицы красивой жизни, где колонки выполнены столь же безупречно, как и лучшие модели в домах состоятельных ценителей звука? Тем более, что они оснащены отличными драйверами, мощными и надежными усилителями.
В 2005 году в моделях серии R первого поколения мы модернизировали неуклюжие фильтры старых REL, заменив их современными и более простыми схемами с регуляторами, выведенными на панель управления, которые работают в традиционной манере, повышая уровень при повороте по часовой стрелке. С тех пор используем входные фильтры в этом же стиле. Сигнал с них подаётся на высококачественный усилитель класса А/В с массивным тороидальным трансформатором и большим, хорошо контролируемым блоком питания. Эта система и по сей день работает практически безотказно.
Статистика долговечности сабвуферов серии T на протяжении многих лет бросает вызов современной бизнес-аналитике.
За это время у нас многократно проводился бизнес-анализ для корректировки той или иной части нашей бизнес-модели. Как правило, в какой-то момент аналитики приходили к нам и говорили: «Знаете, нам кажется, у вас что-то перепутано в отчетности по частоте отказов». «Хм, это мало. Очень мало. Нам никогда не встречались столь низкие показатели». «Интересно, а может, у вас ошибка в отчёте?».
Мы им всегда отвечали одно и то же: «Нет, в отчетности нет ни ошибок, ни нарушений». Всё очень просто: хорошо продуманный и сделанный на совесть усилитель с большим запасом прочности будет надёжно и безотказно работать в течение многих и многих лет. И если через 15-20 лет непрерывной эксплуатации в жёстких условиях (а в реальности вы не найдете ни одного сабвуфера, который бы регулярно не подвергался эксплуатации в жёстких условиях) он перестанет работать, то его относительно легко можно будет отремонтировать.
Итак, с усилителем разобрались, с ним всё в порядке.
В базовой конструкции наших драйверов тоже нет ничего такого, что я нашёл бы нужным изменить ещё в серии T/i. Таким образом, я не видел способов значительного их улучшения, кроме разве что небольших доработок.
Остаётся корпус – часть конструкции, которую люди обычно воспринимают, как элемент декоративного оформления. С точки зрения инженера, однако, корпус определяет объем воздуха, который необходимо точно рассчитать для получения максимальной отдачи от сабвуфера.
Кстати, у меня уже была одна идея, которая пришла мне в голову, когда я анализировал успех нашей модели 212/SX, а также новейшей серии S. Она состояла в том, что решающее влияние на поведение драйвера оказывает не только объём корпуса, но и его пропорции – соотношение между высотой, шириной и глубиной.
Равно как и внутреннее демпфирование. Если демпфирование лишком сильное, звук становится глухим. Если слишком слабое, музыка лишается опоры и звук начинает болтаться, как голова на пружине в детской игрушке.
Итак, как добиться улучшения динамики при столь ограниченном выборе того, что можно изменить в конструкции? Остаётся лишь один вариант: увеличить внутренний объём воздуха.
Если увеличить слишком сильно, мы потеряем контроль над отражённой волной. Слишком мало – и увеличение будет иметь нулевой эффект. В результате, мы решили увеличить внутренний объём корпуса на 5-7% и закруглить внутренние углы. Это увеличило общую массу и избавило внутреннее пространство от прямых углов, образующих ловушки, где возрастает давление воздуха.
Сабвуферы стали тяжелее, металлические ножки увеличились и придали звуку дополнительную чёткость и чистоту.
Сюрприз! Теперь о сюрпризах.
Образцы новых моделей мы получили позже, чем обычно: изготовление закруглённых внутренних углов оказалось нелёгким делом. Я об этом напишу позже в своём блоге. Это имеет отношение к высоким технологиям и даёт идеальную повторяемость результатов. Мы разработали особую технику с применением специального оборудования. И используем её на протяжении многих лет в производстве моделей серии Reference.
Конечно, поначалу пришлось повозиться: звук был рыхлый, несколько мутный и размытый. Ладно, рассуждал я, нужно будет отрегулировать прочность и жёсткость диафрагм драйверов, с учётом увеличенного объёма корпуса. Вместе с моим другом Эриком мы сделали всё, что нужно.
И через месяц пришли переработанные образцы драйверов с новыми подвесами, которые сразу бросались в глаза.
Новый большой подвес повышенной жёсткости позволил увеличить ход диффузора. Гораздо большей жёсткостью по сравнению с прежней версией обладала и новая центрирующая шайба из карбона, призванная обеспечивать идеальное позиционирование звуковой катушки по центру при любой громкости.
Мы установили динамики и, как это принято, включили музыку, чтобы прогреть их в течение пары часов. А сами занялись другими делами наверху. Когда часа через три мы вернулись, произошла удивительная трансформация.
Если поначалу звук новых динамиков был холодным, жёстким и зажатым, то после прогрева появилась быстрота реакции, чёткость и ощущение пространства. Это было нечто большее, чем просто итог приработки движущихся элементов динамика. Это был результат идеального сочетания отстроенных драйверов и увеличенного объёма корпуса.
Чудо произошло прямо здесь, на наших глазах. И тут мы поняли, что сотворили нечто особенное.
В завершение мне с нашим главным инженером Джастином оставалось выполнить критически важную настройку уровня входного усиления, чтобы примирить его с нашим главным жандармом – трехступенчатым ограничителем. Эта настройка выполняется на слух с использованием хорошо знакомых треков с последующим повторным тестированием только канала .1/LFE. И оказывает существенное влияние на характер каждой линейки REL.
Через пару месяцев кропотливой работы с настройкой мы вдруг обнаружили, что перестали использовать в качестве эталона для сравнения предыдущие модели T/i и перешли на S/510.
Это нас несколько озадачило: ведь новая серия S – несомненный мировой лидер среди сабвуферов средних размеров и средней стоимости. Эти модели отличаются удивительно прозрачным и динамичным звучанием. Но особенно нас поразило то, что новая линейка T/x оказалась, скорее, миниатюрным воплощением моделей серии S, а не обновлением серии T/i.
У T/x нет разве что возможности установки нескольких сабвуферов в линейный массив. Хотя мы начали было подумывать и об этом! Но это уже другая история.
Так что, новые T/x не «немного», а несравненно и во всех отношениях лучше моделей предыдущей линейки T/i. Они демонстрируют тот качественный скачок, который позволяет соотносить их более крупными и дорогими моделями REL. Их звучание отличается удивительной чёткостью и экспрессией (мы еще не встречали лучшего в этом ценовом диапазоне). А также – невероятной динамикой с исключительно деликатной передачей тихих пассажей и мощным взрывным басом, который распространяется вверх. Удивительно! И очень отрадно!!!
Джон Хантер с 2005 года возглавляет отдел проектирования и акустических исследований REL, занимаясь разработкой всех моделей компании. С 1994 по 2011 год владел фирмой SUMIKO, отвечая за разработку фонокартриджей, включая модели Blue Point и производные, а также Pearwood Celebration и Palo Santos, и возглавляя отдел продаж. Его изделия, созданные за время работы в обеих компаниях, свыше 80 раз отмечены в номинациях «Выбор редактора» и «Лучшая награда». В 1981 году начал серию экспериментов по акустике помещений и оптимизации систем звуковоспроизведения, получившей впоследствии название M.A.S.T.E.R.S. Эта система, включающая рекомендации по установке, оптимизации и демонстрации оборудования класса High-End, использована для обучения более 2000 продавцов-консультантов. Вне своей профессиональной жизни Джон Хантер любит проводить время с семьей, водить спортивные автомобили, смотреть бейсбол и тренировать игроков.