В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.
Рассказывая о сабвуферах REL, мы нередко упоминаем про «скорость баса». Недавно Джон Хантер общался с парой обозревателей на YouTube. И для него стал своего рода откровением тот факт, что большинство людей не знают, что такое скорость баса. Они плохо себе представляют, как она выражается в звуке и в чём её преимущество. Поэтому Джон решил рассмотреть тему скорости подробнее.
Один из главных принципов компании REL в деле достижения быстрого и естественного баса заключается в использовании быстродействующих аналоговых фильтров. Тогда как многие конкуренты полагаются на процессоры цифровой обработки сигнала (DSP) в сочетании с цифровой коррекцией акустики помещения.
Длительный опыт непосредственной работы инженеров REL с этими цифровыми технологиями показывает, что и та, и другая оставляют желать лучшего. Они обещают (а иногда – даже и позволяют) достичь почти ровной характеристики баса. Заметьте: «ровной», но не «идеальной». Различий здесь гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
DSP-процессоры применяются ещё с 70-х годов прошлого века. И совершено непонятно, почему и поныне некоторые производители сабвуферов пытаются продавать эту технологию как универсальное средство для решения проблем цифрового звука. По сути, DSP-процессор – это не что иное, как небольшой специализированный компьютер, устанавливаемый на плату встроенного усилителя. Аудиосигнал, проходящий через усилитель сабвуфера, попадает на этот компьютер. Здесь он подвергается обработке в программе, похожей на электронные таблицы Excel. С её помощью команда разработчиков решает, на какие элементы звучания следует воздействовать.
У такого подхода есть две проблемы:
- Обработка сигнала требует времени.
Чем больше объем обработки (сложность выполняемых команд), тем больше времени она занимает. По оценкам DSP.com, величина задержки, которую один только DSP вносит в общую задержку аудиосигнала, составляет от 5 до 30 мс. Для массива задач, выполняемых сабвуферами с DSP-процессором, обычно требуется не менее 12 – 15 мс, а возможно – и все 30 мс. В ходе разработки фильтров для линейки Reference мы потратили много времени на тестирование фильтрующих цепей. И пришли к выводу, что 8 мс – это то предельное значение, которое обеспечивает «быстроту». То есть время, необходимое для разделения частотного диапазона и отсечения верхних частот для сабвуферов REL, не должно составлять более 8 мс (наша «стандартная» скорость фильтрации). А фильтры, используемые в серии REL Reference, справляются с этим всего за 4 мс. И да, вы сможете услышать разницу мгновенно – если будете сравнивать сабвуферы напрямую. - Технология DSP настолько проста в применении, что вдохновляет разработчиков на манипуляции с большим количеством переменных.
Допустим, некая компания решила, получить идеально ровный бас в миниатюрном корпусе. И вот ей удалось выжать чистый глубокий бас 26 Гц из 10-дюймового кубика. Который «обычно» выдаёт, скажем, 38 Гц. И если производителю, который гонится за цифрами, не обращая внимания на то, как будет звучать музыка, это покажется недостаточным, то почему бы не сделать ровный бас до 25 Гц? Впрочем, зачем останавливаться? С помощью DSP-процессора можно реализовать частоту 24 Гц, или даже 23 Гц. И если вы послушаете систему с таким сабвуфером, то начнете недоумевать (как недавно недоумевали те два «ютубера»). Ведь этот кубик, при всей заявленной мощности, воспроизводит масштабные сцены домашнего кинотеатра далеко не так громко и вовсе не так мощно, как это делает одна из недавних новинок REL.
Почему? Спросите разработчиков, почему они не выполнили свои обещания.
Похоже, они забыли, что 800 Вт – это всего лишь вдвое громче, чем 80 Вт. Поскольку мощность имеет логарифмическую зависимость. Такие специалисты с апломбом рассуждают о высокой мощности, но реальность опровергает их заявления. Сделай они корпус немного больше и используй лишь один активный драйвер, цель была бы достигнута. Но они соблазнились DSP.
Мы прекрасно осознаём, что производство продукта, который по-настоящему нравится людям, требует опыта и опоры на здравый смысл. Поэтому мы использовали быстрый аналоговый фильтр. Ни один бит информации не пропал, не пострадал и не подвергся обработке при создании модели REL T/7x.
Этот фильтр позволил сократить путь прохождения сигнала от входа Speakon до встроенного усилителя всего до 60 мм. Что является ещё одним условием, которое упускают из виду приверженцы идеи «DSP – превыше всего». Короткий путь прохождения сигнала критически важен для получения хорошего, чёткого и быстрого баса. Того, что способен передать слабое, отдающееся эхом рассеяние звука. Когда последние ноты органа вздрагивают и растворяются в массе камня и дерева Шартрского собора.
Вернусь к обещанию, которое я дал в начале. И отмечу, что сама по себе скорость не всегда поддаётся осознанию, когда ее слышишь наяву. Но если сабвуфер медленный, то вскоре возникает желание отключить его. Сабвуфер должен быть быстрее основных колонок, иначе музыка начинает «тормозить».
Скорость раскрывает тонкости музыкальной фактуры. Она создаёт контраст, столь необходимый для преодоления разрыва между живым и записанным исполнением. Скорость – это мгновенный звук, с которым 88-мм снаряд зенитного орудия врезается в башню танка «Шерман» в фильме «Ярость». Тут вы почти чувствуете запах выхлопов несгоревшего топлива. При просмотре боевиков скорость сначала бьет по нервам, заставляя вас вздрогнуть и только потом ужаснуться.
А в музыке скорость сверхнизкого баса – это то, что передаёт пространство и реализм музыкальных событий. Переносит нас в студию, позволяя чувствовать контакт между музыкантами, а не только слышать ноты. Благодаря скорости, гармоническая структура в верхнем среднем и нижнем верхнем диапазонах начинает сиять и переливаться. Так, как это происходит в живой музыке, без превращения в металлический скрежет, который лишь усугубляется при повышении громкости.
Короче, скорость придаёт ощущение полета – что в музыке, что в фильмах.
Здесь вполне уместно будет вставить специальное объявление вроде тех, что фигурируют в конце художественных фильмов. «При создании этого суббаса не были использованы ни цифровые технологии, ни цифровая обработка».
Пусть аналоговые фильтры не дают простора для настройки и ограничивают возможности манипулирования переменными. Зато они вынуждают нас придерживаться некоей высшей истины. Уделять пристальное внимание деталям и скрупулезно следовать законам физики. Всё для того, чтобы создавать сабвуферы с естественным звуком. Они будут согласованно работать с сателлитами и безупречно служить в музыке и в кино.
John Hunter,
REL Owner & Design Director