Пару лет назад британская компания Arcam обновила свою кинотеатральную линейку, и в настоящий момент в её составе присутствуют AV-процессор и три AV-ресивера. Помимо «прожиточного минимума» в лице Dolby Atmos и DTS:X, а также прочих не менее актуальных и полезных «плюшек», новинки получили поддержку системы коррекции акустики помещения Dirac Live. Что это за зверь и действительно ли он способен решить «квартирный вопрос»?
Проблема
Традиционно считается, что качество звучания в наибольшей степени зависит от качества акустической системы. Безусловно, испортить его можно и усилителем, и источником, но именно на этапе электроакустического преобразования таятся основные проблемы. Однако многие забывают, что акустическая система – отнюдь не сферический конь в вакууме, а вполне себе реальная колонка, и, как правило – не одна, расположенная в не менее реальном помещении, чаще всего – типичной жилой комнате. А комната – это и собственные резонансы, и стоячие волны, и реверберация, далее – по списку. И если в случае со стереопарой можно хотя бы «поиграть» с её местоположением, то когда речь заходит про современный домашний кинотеатр, где колонок запросто может оказаться больше десятка, не говоря уже про сабвуферы – руки поневоле опускаются.
Метод
Пол Дирак (Paul Dirac). Именно в его честь была названа компания, основанная в 2001 году группой сотрудников Уппсальского университета, между прочим – старейшего в Скандинавии, недавно ему исполнилось аж 540 лет!
Задачу перед собой они поставили нетривиальную: заставить реальные колонки в реальных условиях звучать идеально, ну или, по крайней мере, предельно близко к идеалу.
Несмотря на казалось бы типично домашний профиль, первым клиентом Dirac стал… концерн BMW. С другой стороны, в этом тоже есть резон: ведь салон автомобиля с акустической точки зрения гораздо более проблематичен для адекватного звуковоспроизведения. Затем к BMW добавились Rolls Royce, Bentley, Volvo и другие, появились дивизионы мобильного аудио и виртуальной реальности, однако нас, безусловно, прежде всего интересует именно домашнее применение.
Ключевые особенности системы коррекции Dirac Live – это проведение замеров не в одной, а в нескольких точках (в данном случае – девяти), а также коррекция не только частотной, но и импульсной характеристики.
Вся процедура достаточно понятна и занимает не больше часа. Комплектный микрофон необходимо подключить к комплектной же звуковой карте, а ее, в свою очередь – к компьютеру, подключенному к той же локальной сети, что и ресивер или процессор Arcam. После этого аппарат сгенерирует специальные тестовые сигналы, которые будут воспроизведены через колонки и проанализированы.
На основании полученных данных будут заданы типы всех колонок, расстояния до них и уровни, а также корректирующие кривые, в зависимости от особенностей помещения и акустических систем. В процессе калибровки важно соблюдать тишину в помещении, для этого следует закрыть все окна и двери, а при необходимости выключить вентилятор или кондиционер.
Не цифрой единой
Важно отдавать себе отчёт, что цифровая коррекция акустики помещения прослушивания – не панацея. Методика эта, безусловно, эффективная, но далеко не исчерпывающая, а самое главное – она должна стать «вишенкой на торте» в списке мер, предпринятых для улучшения акустических характеристик вашей комнаты.
Если есть возможность как-то улучшить звучание за счёт расстановки колонок (допустим, фронтальной пары или сабвуфера), или акустического оформления помещения – ковёр, мягкая мебель, открытые полки или шкафы с книгами (а лучше – специальные акустические панели и басовые ловушки), то начать лучше с него, а уже цифровой коррекцией навести финальный лоск.
Как у всех? Нет!
В абсолютном большинстве AV-ресиверов для проведения измерений и расчёта корректирующих цепочек используются собственные вычислительные мощности, зачастую – весьма невысокие. Более того, при появлении новых методик или алгоритмов нет уверенности, что их удастся применить на базе уже имеющихся аппаратных возможностей. Продукция Arcam в данном случае выгодно отличается от других вариантов за счёт использования внешнего компьютера. Это не говоря уже про то, что имея под руками полноценные дисплей, клавиатуру и мышку, взаимодействовать с этим комплексом существенно проще и удобней. Попробуйте!
[…] для такого класса техники решений, прежде всего систему калибровки акустики помещения Dirac и оконечные усилительные каскады в классе […]
[…] для такого класса техники решений, прежде всего систему калибровки акустики помещения Dirac и оконечные усилительные каскады в классе […]
Видели уже авто-калибровки и прочие авто-тон компенсации , да только почему-то никто ими не пользуется после первых же опытов . Всегда лучше своим органам доверять — это приятнее и надёжнее , поскольку микрофон адекватно не отражает слуховое восприятие человека . Приматам довелось более долгую эволюцию претерпеть , их уши сложнее плёночки с катушечкой . Маркетинговые ухищрения не обманут вменяемых аудио-филов , которые согласны платить за звучание а не за вычисления , хоть бы и дап-блю