Популярный немецкий журнал Audiovision в октябрьском номере опубликовал тест системы пространственного звучания в конфигурации 11.2, построенной на компонентах британской компании Arcam. Материал показался нам настолько любопытным, что мы решили опубликовать его перевод целиком.


ТЕСТ МЕСЯЦА

БАШНЯ СИЛЫ

Система в конфигурации 11.2 – не только внушительный общий вес компонентов, но и впечатляющая мощность
Система в конфигурации 11.2 – не только внушительный общий вес компонентов, но и впечатляющая мощность

ARCAM FMJ AV860 / P49 / P429
Комплект из AV-процессора и оконечных усилителей за € 25 400

Мощность усиливаемого сигнала 3300 ватт, общий вес почти 100 кг и цена € 25 400 – впечатляющие характеристики этого комплекта от Arcam. Возникает вопрос: как же всё это звучит?

+ сбалансированное пространственное звучание
+ высокая мощность во всех режимах работы
+ обработка видео 4K, входы HDMI 2.0 и протокол защиты HDCP 2.2
+ поддержка Dolby Atmos и DTS:X, обработка по схеме 11.2

отсутствие беспроводных функций
отсутствие поддержки системы звучания Auro 3D

Иногда случается то, чего даже не ждёшь: в данном случае в нашу лабораторию доставили сразу шесть внушительных коробок общим весом почти в 100 кг. Компания Arcam прислала нам целую батарею современной аудиофильской аппаратуры для домашнего кинотеатра.

Центром системы 11.2-канального звучания, поддерживающей форматы Dolby Atmos и DTS:X, служит новый AV-процессор Arcam AV860, а усиление обеспечивают четыре стереофонических усилителя мощности Arcam P49 и четырёхканальный усилитель мощности P429. Последний использовался для четырёх потолочных каналов. Для проведения нашего теста месяца в измерительную лабораторию была доставлена электроника общей стоимостью в € 25 400.

Аудио-видео процессор AV860

Передняя панель AV-процессора AV860 за € 5 400 ничем не отличается от таковой у AV-ресивера Arcam AVR850. Помимо лаконичного дизайна, идентичны даже размеры корпуса, и лишь разница в весе говорит о том, что в конструкции процессора отсутствуют семь выходных каскадов, имеющихся у AVR850. Соответственно, на задней панели вместо винтовых клемм для подключения акустических систем размещены выходы предварительного усилителя, которые инженеры Arcam предусмотрели в удвоенном количестве: соединение с оконечными усилителями в AV860 возможно через разъёмы RCA и XLR. В остальном оснащение новой модели практически не отличается от AVR850.

Элегантный чёрный корпус процессора AV860 оснащён расположенным посередине большим регулятором громкости. Информация на дисплее с зелёной точечной матрицей хорошо считывается даже на расстоянии, а интенсивность подсветки можно регулировать. Справа внизу расположен сетевой выключатель, сегодня уже являющийся редкостью для подобных устройств.
Элегантный чёрный корпус процессора AV860 оснащён расположенным посередине большим регулятором громкости. Информация на дисплее с зелёной точечной матрицей хорошо считывается даже на расстоянии, а интенсивность подсветки можно регулировать. Справа внизу расположен сетевой выключатель, сегодня уже являющийся редкостью для подобных устройств.

Разумеется, присутствует видеоплата с 7 входами и 3 выходами стандарта HDMI 2.0a с поддержкой HDR-10 и защитой от копирования HDCP 2.2. Микропрограммное обеспечение, обновлённое в конце августа, позволяет обрабатывать даже HDR-форматы Dolby Vision и HLG. А вот аналоговые видеоразъёмы этим британским производителем аппаратуры высшего класса полностью проигнорированы. Звук обеспечивают 6 цифровых и 6 аналоговых стереоразъёмов типа RCA, однако вход для старого доброго проигрывателя винила отсутствует.

В данной модели реализована поддержка актуальных форматов пространственного звучания Dolby Atmos и DTS:X. Auro 3D, к сожалению, не поддерживается – вообще-то, при такой цене, можно было бы и включить в стоимость аппарата соответствующие лицензионные сборы. Тем не менее, Dolby-сигналы могут воспроизводиться в формате DTS Neural:X, а звук DTS – с использованием Dolby Surround Mixer. Исключение составляет собственный формат DTS:X, который декодерами Dolby не воспроизводится. В этом процессоре из Великобритании полностью отсутствуют программы звуковой имитации известных концертных залов или кинозалов. Аппарат оснащён высокоэффективной системой автокалибровки акустических систем Dirac Live (для обработки полученных результатов требуется компьютер). Британцу определённо не хватает обычного эквалайзера с ручным регулированием. 

Эксплуатация и практическая ценность

Пульт дистанционного управления AV860
Пульт дистанционного управления AV860

По нашему мнению, система управления каскадом предварительного усиления от Arcam нуждается в улучшении: дизайн отображаемой на дисплее информации несколько старомоден, наглядная графика отсутствует, да и размер шрифта мелковат. Управление с использованием IP-адреса через интернет-браузер невозможно, а мобильное приложение «ArcamRemote» для управления AV860 доступно в настоящее время только для iOS-устройств iOS от Apple.

Напротив, похвалы заслуживает прилагаемое к аппарату подробное руководство по эксплуатации в печатном виде, являющееся сегодня настоящей редкостью. Система комплектуется удобным, оставляющим очень хорошее впечатление пультом управления с подсветкой и крупными, понятно сгруппированными программируемыми кнопками. Кнопка «Info» (Информация) функционирует только для входов Tuner (Тюнер), Net (Сеть) и USB, а при просмотре дисков Blu-ray информация о соответствующем формате изображения и звука отображается при нажатии кнопки «Mode» (Режим), отвечающей и за выбор декодера пространственного звучания. Индикатор громкости на аппарате переключить на индикацию в децибелах нельзя, громкость отображается в цифрах от 0 до 99. Функция синхронизации звука и изображения замедляет звук в диапазоне от 0 до 250 миллисекунд.

 

 Настройка акустических систем

Благодаря 11.2-канальным выходам предварительного усилителя аппарат обеспечивает возможность самых разнообразных настроек объемного звука. При начале работы владельцы меньшего числа оконечных усилителей могут выбрать в пункте «Verwenden Sie Kanal 6 & 7 für…» (Используйте каналы 6 и 7 для…» в меню «Lautsprecherarten» (Типы акустических систем) задние акустические системы пространственного звучания, потолочные колонки, подключение основных колонок по схеме bi-amping или активное усиление звука в соседней комнате. Как обычно, все акустические системы можно задать в меню как «Большие» или «Малые», однако соответствующее разделение переходных частот может производиться индивидуально только для колонок «Dolby Enabled», остальные колонки ограничиваются общей частотой кроссовера между 80 и 110 Гц. Для регулировки уровня задан оптимальный шаг в 0.5 дБ, однако громкий генератор шумов выключить нельзя, чтобы, например, провести настройку системы при помощи внешних тональных сигналов. Расстояния до колонок задаются с шагом 2 или 3 см, что чуть больше, чем хотелось бы: для точной регулировки уровня лучше подошли бы интервалы в 1 см.

Видео и мультимедиа

В предусилителе AV860 потребителю предлагается множество разъёмов для цифрового подключения: 7 входов и 3 выхода HDMI, 4 коаксиальных разъёма и 2 гнезда Toslink. Однако в устройстве отсутствуют аналоговые видеовходы. К 11.2 каналам выходных разъёмов RCA добавлены 12 XLR-выходов. Также имеется достаточно редкий вход DAB.
В предусилителе AV860 потребителю предлагается множество разъёмов для цифрового подключения: 7 входов и 3 выхода HDMI, 4 коаксиальных разъёма и 2 гнезда Toslink. Однако в устройстве отсутствуют аналоговые видеовходы. К 11.2 каналам выходных разъёмов RCA добавлены 12 XLR-выходов. Также имеется достаточно редкий вход DAB.

Из 7 входов HDMI один может транслировать HD-видео с мобильных устройств (функция MHL), с одного из 3 выходов HDMI может посылаться отдельный сигнал во вторую комнату; кроме того, HDMI 1 поддерживает CEC и ARC. Видео-эквалайзер отсутствует, при помощи функции масштабирования видео производится лишь экстраполяция 1080p-источников в 4K; все другие разрешения передаются в масштабе 1:1.

Arcam AV860 со снятой верхней крышкой

Под крышкой – много свободного места, что способствует прекрасной вентиляции
Под крышкой – много свободного места, что способствует прекрасной вентиляции

При снятой крышке процессора Arcam AV860 отчётливо видно раздельное расположение трансформатора и электронных плат.

  1. Системная плата: Как и у AV-ресивера AVR850, плата для цифровых процессоров обработки сигналов, накопителей и процессоров HDMI расположена на самом верху в правом, заднем углу. Под ней расположена плата для цифровых и аналоговых аудиоинтерфейсов. В самом низу размещена секция выходов предусилителя с разъемами для аналоговых подключений типов RCA и XLR.
  2. Конденсаторы: 2 цилиндрических конденсатора сглаживающего фильтра обеспечивают чистое постоянное напряжение; при сравнении с AV-ресиверами их размеры оказываются действительно небольшими, что, однако, в отсутствие энергоемких выходных каскадов не должно удивлять пользователя.
  3. Свободное пространство: там, где у AVR850 находились радиатор отвода тепла и оконечные каскады, в AV860 – пустота, что способствует вентиляции устройства. Соответственно, из-за незначительного тепловыделения создатели AV860 отказались от установки вентилятора, при этом процессор работает бесшумно.
  4. Трансформатор: большой, находящийся в стороне от остальной электроники трансформатор с тороидальным сердечником занял свое место спереди справа. Тороидальные преобразователи отличаются высокой производительностью и минимальной склонностью к рассеиванию.

К сожалению, при эксплуатации Arcam придется отказаться от возможности наслаждаться музыкой без проводов: у AV860 нет поддержки WiFi, как и Bluetooth и AirPlay – за счет чего снижается оценка в баллах. Однако у аппарата всё же есть сетевой разъем LAN, чтобы можно было слушать музыку по интернет-радио, через сервер данных по UPnP или с помощью приложения Spotify. Особенностью AV860 является наличие цифрового тюнера DAB+ для приема цифровых радиопрограмм.

Процессор может получать музыкальный контент и с внешнего накопителя, подключаемого к разъёму USB, который не очень практично расположен на задней панели. Аппарат способен читать файлы в таких распространенных форматах, как WAV, WMA, MP3 и FLAC, однако «не понимает» форматов ALAC и DSD, а также многоканальные файлы FLAC.

В комплекте поставки: помимо микрофона для автокалибровки в комплект включена внешняя звуковая карта USB-Mini для подключения микрофона к компьютеру РС или MAC.
В комплекте поставки: помимо микрофона для автокалибровки в комплект включена внешняя звуковая карта USB-Mini для подключения микрофона к компьютеру РС или MAC.

Система автокалибровки «DIRAC LIVE»

Для автокалибровки акустических систем используется система Dirac Live, которая является одной из самых эффективных систем, представленных на рынке. Однако издержки при автокалибровке при помощи данной системы выше, чем при использовании решений большинства конкурентов. Полученные с помощью микрофона замеры должны пройти обработку на компьютере (например, Mac от Apple), на котором установлено программное обеспечение «DIRAC LIVE» – его можно бесплатно загрузить с сайта Arcam, и потом уже обработанные данные должны быть обратно загружены в AV-процессор. Для обмена данными ПК и AV-процессор должны находиться в одной и той же сети; кроме того, в меню процессора в «Общих настройках» в разделе «Управление» бегунок нужно установить на «IP». Входящая в комплект поставки звуковая карта USB-Mini подключается к ПК через разъем USB, а затем к ней подключают микрофон. Перед проведением автокалибровки на процессоре необходимо задать базовую конфигурацию акустических систем (количество, размер, настройки кроссоверов). После этого программа при запуске автоматически распознает модель AV-процессора и настройки АС.

Указания на английском языке (версия на немецком языке не доступна) по правому краю помогают вести автокалибровку дальше: После настройки микрофона и тестовых тональных сигналов, а также выбора зрительского места (стул, диван, аудитория) с помощью тестовых тональных сигналов примерно за 15 минут определяются частотные характеристики (ГОЛУБЫЕ) всех колонок, представляемые в итоге в графическом виде. Щелчок по кнопке «Optimize» (Оптимизировать) запускает коррекцию частотных характеристик на основе определенного ранее целевого графика (ОРАНЖЕВЫЙ). Она выводится на экран активацией кнопки-флажка «Target» (Цель) и – отличная идея! – может быть оформлена согласно индивидуальным предпочтениям. Для этого предусмотрены свободно назначаемые опорные точки, которые можно переместить по своему усмотрению. После завершения расчетов на дисплей выводятся и исправленные частотные характеристики (ЗЕЛЁНЫЕ).

«Dirac Live»: После проведения автокалибровки и оптимизации отображаются, как здесь показано на примере центрального канала, первоначальные (ГОЛУБЫЕ) и исправленные (ЗЕЛЕНЫЕ) частотные характеристики, а также свободно назначаемый целевой график (ОРАНЖЕВЫЙ).
«Dirac Live»: После проведения автокалибровки и оптимизации отображаются, как здесь показано на примере центрального канала, первоначальные (ГОЛУБЫЕ) и исправленные (ЗЕЛЁНЫЕ) частотные характеристики, а также свободно назначаемый целевой график (ОРАНЖЕВЫЙ).

На завершающем этапе новые рассчитанные графики сохраняются в виде проекта и передаются в процессор. Существует возможность определения и сохранения любого количества целевых графиков, поэтому постепенно можно приблизиться к своему желанному звуку. На это затрачивается много времени, но результат, однако, стόит затраченных усилий.

Усилители мощности P49 и P429

Стоимость двухканального усилителя P49 весом 18 кг составляет € 4 500. В конструкции используется достаточно редко встречающаяся секция усилителя «Class-G». Электропитание осуществляется по двухпроводной линии: в то время как первая линия при малом питающем напряжении в обычном режиме работает с хорошим коэффициентом полезного действия при небольшом потреблении энергии и незначительном повышении температуры, выходной каскад в случае высокой потребности в мощности переключается на вторую электрическую линию с высоким питающим напряжением.

Четырёхканальный оконечный усилитель P429 (вверху) соединяется с процессором через разъёмы RCA. USB служит исключительно для обновления программного обеспечения, а через гнездо Ethernet осуществляется управление по сети. Оконечный стереоусилитель P49 (внизу) в числе прочего допускает подключение по схеме bi-wiring. Подключение к процессору осуществляется через разъёмы RCA и XLR.
Четырёхканальный оконечный усилитель P429 (вверху) соединяется с процессором через разъёмы RCA. USB служит исключительно для обновления программного обеспечения, а через гнездо Ethernet осуществляется управление по сети. Оконечный стереоусилитель P49 (внизу) в числе прочего допускает подключение по схеме bi-wiring. Подключение к процессору осуществляется через разъёмы RCA и XLR.

За такую искусную работу с меняющимся напряжением отвечает автоматическая система переключения, которая обеспечивает непрерывное отслеживание напряжения и переход между ними. Кстати, о напряжении: здесь имеется всё реже используемый в AV-аппаратуре сетевой выключатель, который, при необходимости, снижает потребление энергии устройством до нуля. P49 также может работать в мостовом режиме или в режиме двойного моно: при этом оба блока усилителя P49 приводят в действие только одну акустическую систему, а вид кабельного соединения варьируется в зависимости от стандартов подключённой колонки (однопроводное или двухпроводное подключение). Этот оконечный усилитель можно подключить к предварительному через разъемы RCA или XLR. Внешне P49 следует дизайну процессора AV860, демонстрируя слегка выпуклую переднюю панель, заметную вентиляционную решетку снизу и те же габариты корпуса. При этом, однако, цветовой оттенок антрацита на усилителе мощности чуть светлее, чем на процессоре.

Оконечный усилитель P429 весом почти 14 кг тоже скомпонован по принципу «Class G», однако в его более плоском корпусе размещены 4 усилительных блока. Здесь тоже возможна работа в мостовом режиме или в режиме двойного моно, однако этот аппарат за € 2 000 может быть подключён к процессору только через разъёмы RCA. Как и AV860, P429 оснащён сетевым выключателем. Для обеспечения достаточной вентиляции этот усилитель мощности должен устанавливаться отдельно. Помимо того, корпус сильно нагревается, и слышно, как включается внутренний вентилятор (в присланной нам для тестирования модели изнутри доносилось тихое жужжание). Наряду с двумя вышеописанными усилителями мощности в производственной программе Arcam имеется их трёхканальный аналог P349, который технически и внешне схож с P49.

Качество пространственного звучания

P49 выдавал убедительную мощность в 355 или 240 Вт на канал при нагрузке 4 или 6 Ом. К нашему удивлению, во время замеров мощности с использованием длительных тестовых тональных сигналов частотой 1 кГц, этот оконечный стереоусилитель начиная с мощности на выходе 100 Вт на канал издавал свист, который усиливался пропорционально увеличению выходной мощности. Проверочное испытание со вторым экземпляром дало тот же результат. Однако при обычном тесте на прослушивание музыки и звукового сопровождения фильмов свист не обнаруживался даже на очень большой громкости. Напротив, 4-канальный P429 не издал ни одного постороннего звука, а его мощности 4 x 134 Вт (4 Ом) или 116 Вт (6 Ом) вполне хватает для больших домашних кинотеатров.

В тесте на прослушивание комплект от Arcam легко справился в многоканальном миксе с классической композицией наших тестов «Two against Nature» группы Steely Dan, обеспечив не только полнокровность, чистоту и воздушность звучания, но и невероятно мощный и контролируемый басовый фундамент даже при отсутствии сабвуфера. Исполнение полифонической вокальной музыки композитора Палестрины («Messa di Santa Cecilia») на SACD в 5.0-канальном миксе также доставило только радость: в комнате были прекрасно слышны четко позиционируемые в пространстве отдельные голоса, и реверберация достоверно передавала церковную акустику. Комплект от Arcam воссоздает оригинальные записи с абсолютной точностью. Рок-музыка в миксе Dolby Atmos (композиция «Smoke and Mirrors Live» в живом исполнении Imagine Dragons) превращала комнату прослушивания в настоящий концертный зал – создавалось соответствующее звуковое давление, ощущение пространства и реалистичная атмосфера выступления «вживую».

Внушительный комплект от Arcam вызвал восторг и в ходе наших кинотестов: в роликах с демо-диска в формате Atmos создавались невероятно пространственные, воздушные и реалистичные эффекты (в том числе потолочными колонками), которые гармонично объединялись в трехмерный звук. Шумные сцены, как, например, из фильма «Призрак в доспехах» (2017), доставляли еще больше удовольствия: так, в финале чисто физически ощущалось буквально каждое движение танка, словно прокладывавшего себе путь через комнату прослушивания. Благодаря безупречной работе оконечных усилителей выстрелы и взрывы раздавались будто рядом с нами.

Помимо того, в фильме-катастрофе «Deepwater Horizon» комплект от Arcam с лёгкостью воссоздал взрыв на буровой платформе и передавал эффекты с такой устрашающей глубиной и достоверностью, что иногда можно было и не смотреть на экран. Система автокалибровки надежно устраняет пронзительные высокие частоты на пиковых значениях громкости, тем более, что благодаря возможности ручной настройки целевого графика звук можно адаптировать к личным предпочтениям.

Качество стереофонического звучания

При тестовом прослушивании в стереоконфигурации данный британский продукт выдал убедительные результаты по всем направлениям: фортепиано звучало с необходимой ясностью и естественностью, оркестры играли с полной энергией, а монументальная органная музыка воспроизводилась с точной передачей пространственного масштаба. Кроме того, звучание джазовых композиций (например, «Pancake» от Youn Sun Nahs) отличалось ощутимым «проворством», придававшем музыке необходимое напряжение и должный заряд энергетики исполнения. Даже мэйнстримовая, слегка невнятная манера пения Ланы Дель Рей воспроизводилась в музыкальном плане на достаточно высоком уровне, однако здесь сравнительно посредственное качество записи ограничивало наслаждение от прослушивания – настоящее проклятие аудиофильских устройств, которые ничего не приукрашивают. При подключении через Toslink предусилитель Arcam выдает такое же малое количество шумов, как и при подключении через HDMI. Функция «Direct» полезна только для аналоговых источников стереозвука. С ее помощью происходит прямое переключение поступающих сигналов с аналоговых входов на аналоговые выходы на основные акустические системы, и цифровая обработка сигналов при этом отключена.

ВЫВОДЫ

Для тех, кто хотел бы слышать в своем домашнем кинотеатре звучание уровня Non-Plus-Ultra, этот комплект из AV-процессора и усилителей мощности Arcam является прекрасным выбором. Однако это удовольствие далеко не из дешёвых, и при выборе сопутствующей аппаратуры неизбежны некоторые компромиссы.

 

Оценки

КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ         очень хорошо, 60 / 60

P49: выходная мощность в стереоконфигурации 355 Вт (4 Ом, синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц) 6 / 6
P49: выходная мощность в стереоконфигурации 240 Вт (6 Ом, синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц) 6 / 6
P429: выходная мощность в конфигурации 4.0 116 Вт (6 Ом, синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц) 6 / 6

 

Результаты тестовых прослушиваний Многоканальный объемный звук: очень хорошо 30 / 30
Стереозвук: очень хорошо 10 / 10

 

МАТЕРИАЛЫ И ОТДЕЛКА очень хорошо 5 / 5
ОБРАБОТКА ВИДЕОСИГНАЛОВ хорошо 4 / 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ очень хорошо 12 / 15

 

Пульт дистанционного управления 3 / 3
Удобство управления 3 / 3
Конфигурирование динамиков 2 / 3
Регуляторы тембра / эквалайзер 1 / 3
Система автоматической калибровки 3 / 3

ПРОДУКТ ЭТАЛОННОГО УРОВНЯ – 92 из 100

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя