Норвегию сложно назвать Меккой аудиоиндустрии, в отличии, например, от щедрой на разработчиков колонок Дании. Тем не менее, у этой скандинавской страны, занимающей ведущие позиции в экспорте нефти, есть и свои «профессиональные» аудиофилы.

Чуть ли не самый известный из них – Бент Холтер, выпускник норвежского технологического университета. Тридцать лет назад он основал (и с тех пор – возглавляет) компанию, названную по имени немецкого философа-идеалиста Гегеля, чьими работами Бент в молодости был серьёзно увлечён. Кстати сказать, так же называлась и одна из его первых рок-групп, где Холтер играл на гитаре.

Бент Холтер, основатель и владелец компании Hegel
Бент Холтер, основатель и владелец компании Hegel

Мы сегодня поговорим об истории этой незаурядной компании, но в несколько необычном ключе. А именно – с позиции разработанных ею технологий, активно используемых при создании новых аппаратов. А таких разработок, учитывая даты появления первого усилителя (1990), цифро-аналогового преобразователя (1994) и CD-проигрывателя (1996) под маркой Hegel, успело накопиться немало.

Технология SoundEngine

Пожалуй, самая известная фирменная схема – это SoundEngine, созданная Бентом Холтером в 1997 году в содружестве и по заказу телекоммуникационного холдинга Telenor (патент США №6.275.104 B1 от 14 августа 2001 г). С её помощью осуществляется динамическая коррекция сигнала в каскадах усилителя, позволяющая минимизировать возникающие нелинейные искажения. Чтобы понять сущность этой технологии, можно провести простую аналогию: когда история пересказывается от человека к человеку, каждый последующий рассказчик неминуемо добавляет какие-то свои детали и забывает уже имеющиеся. В итоге конечный слушатель узнает совершенно иную историю. SoundEngine исправляет эффект отсечки, характерный для усилителей класса АВ и погрешности динамического диапазона сигнала при его прохождении по звукоусилительным схемам. В отличие от более привычной цепочки общей ООС, в данном случае коррекция используется локально и каждый раз применительно к последующим каскадам усиления. Результат очевиден: конечный сигнал в гораздо большей степени соответствует оригиналу, нежели в обычном усилителе.

Технология DualAmp

Ещё одна важная черта всех усилителей Hegel – использование технологии DualAmp. В обычных схемах усилители тока и напряжения чаще всего совмещены в рамках одного модуля, а у Hegel это совершенно независимые каскады. Сначала усиливается напряжение, затем ток. Благодаря этому есть возможность использовать в каскадах максимально подходящие для конкретных задач компоненты и схемы. В первом случае важна точность передачи и сохранения сигнала, во втором – способность работы даже со сложными в плане нагрузки колонками. Между этими каскадами нет отрицательной обратной связи. В результате удаётся снизить искажения и сохранить исходный динамический диапазон записи.

Технология DualPowerВ обычном усилителе единый блок питания используется для всех схем, то есть мощные выходные каскады запитываются той же энергией, что и входные, работающие с деликатными сигналами линейного уровня. Естественно, что большие токи выходных каскадов могут неблагоприятно влиять на малые напряжения входных. Технология DualPower подразумевает наличие независимых вторичных обмоток сетевого трансформатора для питания входных и выходных каскадов, равно как и специализированных выпрямителей для каждого потребителя и раздельных фильтрующих конденсаторов. Таким образом, существенно снижается возможность взаимопроникновения искажений между каскадами.

Концепция OrganicSoundКонцепция Organic Sound подразумевает сохранение исходного динамического диапазона записи на протяжении всего пути от источника к колонкам. Ничто не должно добавиться к изначальному замыслу звукорежиссера и исполнителя, как и ничто не должно быть потеряно из их творчества. И похоже, что у Hegel получается строго следовать этому правилу.

Технология MasterClockЧуть ли не самая важная часть любого CD-проигрывателя – генератор синхроимпульсов. По сути, это метроном, по которому настраиваются и за которым постоянно следят все цифровые схемы, благодаря ему они работают чётко и слаженно. Чем точнее этот метроном, тем лучше звук. А если он барахлит, возникает так называемый джиттер или дрожание цифровой фазы, то есть временнЫе ошибки. В CD-проигрывателях Hegel используются генераторы с погрешностью не более 10 пс, это одна стомиллиардная (!) доля секунды. Даже свет (а заодно и электросигнал) за такое время успевает преодолеть лишь 3 мм: фактически, это погрешность на уровне длины ножки микросхемы. Возможных причин для возникновения джиттера масса, в основном они кроются в качестве компонентов, помехах и в топологии схемы. Чаще всего генератор ставится непосредственно в приводе – фактически, в самом эпицентре различных шумов и наводок, что существенно снижает его точность. Кроме того, на качество звука влияет использование формата SPDIF для передачи сигнала от привода к преобразователю. В качественных вариантах реализации генератор размещается отдельно, синхронизируя и привод и конвертер. Именно такой вариант под названием MasterClock используется в CD-проигрывателях Hegel, он установлен на плате ЦАП.

Технология HegelUSBUSB-разъём, который можно встретить в усилителях и конвертерах Hegel, позволяет подключить к ним практически любой компьютер под управлением Windows или Mac OS. Технология Hegel USB фактически представляет собой компьютерную звуковую карту или аудиоконтроллер. Все звуки из компьютера, подключенного к этому USB, будут звучать из вашей аудиосистемы, то есть не только музыка, но и Skype и Youtube и многое другое. Вы сможете смотреть видео, играть в игры, слушать радио, общаться и даже узнавать о приходе новых сообщений. А поскольку компьютер – не лучшее место для аналогового звука, то лучше вынести из него звуковую карту. А в идеале – сделать её не компьютерной, а типично аудиофильской, как у Hegel, с присущими данному классу техники широкому динамическому диапазону, а также низким уровнем искажений и шумов.

Технология SynchroDACБольшинство современных цифровых источников используют асинхронное преобразование исходного сигнала для увеличения частоты его дискретизации перед цифро-аналоговым преобразованием. Специалисты из Hegel выяснили, что подобное преобразование приводит к деградации качества звучания. И разработали концепцию собственного, синхронного преобразования, которое обеспечивает более высокое разрешение и меньшие искажения. Технология SynchroDAC используется совместно с описанной выше MasterClock, чтобы минимизировать вредоносное влияние джиттера. SynchroDAC подразумевает работу с полноценным балансным сигналом для того, чтобы сохранить исходный динамический диапазон и минимизировать искажения.

Технология LineDriverПолученный после SynchroDAC аналоговый сигнал не менее важен и столь же легко может быть испорчен при неправильном обращении. Для начала, из него нужно отфильтровать ВЧ-шум, оставшийся после конвертации, который может снизить разрешение и линейность, при этом фильтр должен быть фазолинейным. А уже после фильтра задействуется фирменная схема LineDriver, которая обеспечивает согласование с межблочными кабелями, за счет своего крайне низкого выходного импеданса. Подобная схема имеет высокую токовую отдачу, за счёт чего она без проблем справляется с любыми кабелями без потери качества. Естественно, что для сохранения разрешения и снижения искажений используется балансная схемотехника. Не меньшее внимание уделяется и неизменности исходного динамического диапазона.

Hegel Röst – лучший европейский интегральный усилитель
Hegel Röst – лучший европейский интегральный усилитель 2017 – 2018

Компания Hegel демонстрирует удачное совмещение творческого и инженерного подходов к реализации задуманного. И, как результат – объективное качество разработок и производства. А то, что в теории можно просто услышать, на практике вполне реально измерить, обосновать и реализовать. И восторженные отзывы экспертов и публики о продуктах Hegel лишний раз подтверждают сей отрадный факт. Только за последние годы аппараты Hegel трижды – интегральный усилитель H160 (2015 – 2016), ЦАП HD30 (2016 – 2017) и интегральный усилитель Röst (2017 – 2018) – становились лучшими в своём классе по мнению Европейской Ассоциации Изображения и Звука (EISA).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя