Теоретические основы и стратегия оптимизации звучания музыкальной системы: советы от Nordost

3
5009
Теоретические основы и стратегия оптимизации звучания музыкальной системы: советы от Nordost

Уже много лет апологеты Hi-Fi не могут сойтись во мнениях: насколько большими должны быть компоненты системы, интегральные или раздельные аппараты предпочесть, какую выбрать мощность и класс усиления, и есть ли предел стоимости? Вместо того чтобы задаться резонным вопросом, почему, к примеру, какой-нибудь новейший предусилитель за $ 20 000 не звучит вдвое лучше конкурирующей модели за $ 10 000? Они, похоже, считают это естественным положением дел.

Специалисты Nordost такой подход не разделяют. Если вы не слышите реального прироста характеристик от более дорогого продукта, то не стоит тратить на него деньги. Ибо хороший продукт, используемый правильно, должен оправдывать свою цену целиком и полностью.

У этого стройного представления есть лишь один потенциальный камень преткновения: определение «используемый правильно» может показаться не слишком конкретным. Однако, как вы увидите далее, в нашем случае нет ничего важнее корректного, «правильного» использования устройств воспроизведения музыки, которые оказались в вашей системе.

Рассмотрение аудиосистемы как набора аппаратных компонентов (источников сигнала, предусилителя, усилителей мощности и акустических систем), сравнимо с обзором автомобиля исключительно на основе рассмотрения двигателя и кузова. Несомненно, двигатель обладает целым рядом точно фиксируемых параметров, которые во многом определяют теоретическую, потенциальную эффективность конкретного автомобиля.

Теоретические основы и стратегия оптимизации звучания музыкальной системы: советы от Nordost

Аналогичным образом, кузов во многом определяет внешний облик автомобиля и его назначение. Но при этом другие важные показатели, например с точки зрения комфорта (число сидений и т.п.) зачастую до поры остаются вне нашего внимания. И совсем другое дело – использовать все потенциальные достоинства автомобиля на практике. Тут многое зависит от выбора шин, топлива и дорожного покрытия, по которому вы собираетесь ездить. Вы когда-нибудь видели, чтобы Ferrari пыталась преодолеть вспаханное поле за 60 секунд?

По аналогии, в музыкальной системе «топливо» приходит из стенной розетки, а «шинами» можно назвать акустические системы.

Но на чём же всё это базируется? Несмотря на то, что компоненты и колонки действительно определяют потенциальные характеристики системы, диапазон реальных характеристик жёстко ограничен устройством питания системы, межблочными и акустическими кабелями и используемыми антивибрационными элементами. Реальность такова, что во многих системах «топливо» низкооктановое, «шины» неподходящего размера плохо накачаны, а «дорожное покрытие» варьируется от вспаханного поля до льда.

Самое лучшее «топливо»

Как известно, воспроизведение звука Hi-Fi системой основано на мощности переменного тока от стенной розетки. Система потребляет этот «материал» и преобразует его в музыку. И любое «загрязнение» в линии переменного тока негативно отражается на качестве звучания акустических систем.

Да, внутренние источники питания, несколько регулирующих каскадов, работающие даже в экстремальных условиях, играют положительную роль. Но все они привносят и собственные изъяны. Не вызывает сомнения, что чем выше качество питания на входе, тем лучше результаты на выходе. Журналисты любят ссылаться на принцип «мусор на входе – мусор на выходе», обычно связывая его с проблемой качества входящего аудиосигнала. Однако они редко увязывают это правило с наиболее значимой составляющей – качеством источника питания переменного тока.

Вспомогательные составляющие

Принято считать, что стойки и платформы для аппаратуры надёжно изолируют компоненты от внешних вибраций. Однако в действительности механическая энергия генерируется и при работе самой аппаратуры. Каждый отдельный компонент, проводящий электричество, при этом вибрирует. Чем больше аппарат, тем выше интенсивность вибрации. Её порождают трансформаторы, транспорты оптических дисков и большие конденсаторы.

Теоретические основы и стратегия оптимизации звучания музыкальной системы: советы от Nordost

А самую большую механическую вибрацию создают динамики акустических систем. Они достаточно удалены от остальных компонентов и отделены воздушной прослойкой. Но не забывайте, что они напрямую связаны с выходным каскадом усилителя металлическими жилами акустических кабелей. И что энергия колебаний сильнее всего передаётся через металл.

Из-за вибраций металлические конические шипы, на которые опирается аппаратура, начинают работать кое-как, а мягкие амортизаторы из сорботана и вовсе становятся бесполезными. В результате сбивается временнáя синхронизация, снижается динамика звучания и нарушается упорядоченность энергетического спектра музыки.

Гидравлическая передача

Когда дело доходит до передачи сигнала, для создания и защиты которого вы приложили массу усилий, последним звеном является кабель, по которому этот сигнал передаётся от одного аппарата к другому. Независимо от того, насколько хорошо компоненты делают свою работу, все её результаты идут насмарку в случае искажений сигнала в соединяющем их проводе.

Мы говорим о комплексных искажениях сложного музыкального сигнала, в первую очередь фазовых, а не о способности кабеля передать синусоиду частотой 1 кГц. Кроме того, кабели играют гораздо бóльшую роль и в вибрационном поведении вашей системы, чем вы, вероятно, осознавали.

Ценность комплекта кабелей не в том, чтобы улучшать звучание системы, а в том, чтобы как можно меньше его ухудшать.

Создание прочной основы

Объединив три составляющие – качество переменного тока, подводимого к компонентам, способность устранять действующую на них вредную механическую вибрацию и возможность передавать создаваемые ими сигналы без потерь, – вы поймёте, что эти аспекты имеют решающее значение для эффективной работы системы. И если эти составляющие сочетаются неправильно, вы даже толком не услышите, на что способна ваша аппаратура в музыкальном отношении. Всё дело в том, чтобы получать нужное количество нужной энергии в нужном месте.

Эти элементы формируют основу вашей системы. Чем лучше и сбалансированнее их качество, тем шире основа; а чем шире основа, тем она устойчивее. Представьте, что аудиосистема – это «колонна». И очевидно, что чем выше колонна, которую вы пытаетесь построить, тем шире должно быть её основание для сохранения устойчивости конструкции.

Теоретические основы и стратегия оптимизации звучания музыкальной системы: советы от Nordost

Но что произойдёт при обновлении и улучшении системы? Если «фундамент» недостаточно широкий, то, увеличив высоту конструкции, вы снова начнёте балансировать на грани неустойчивости. И любое повышение качества аппаратуры выявляет неадекватность основы, иногда обеспечивая краткосрочные улучшения тех или иных параметров, но редко повышая общую музыкальность и удовольствие от прослушивания. Ведь если вы не в состоянии услышать, на что реально способна уже имеющаяся аппаратура, то как вы сможете оценить преимущества апгрейда?

Прежде, чем тратить дополнительные деньги на новейшую электронику или акустические системы, нужно понять насколько (и достаточно ли) хороша основа.

А что с затратами?

Прежде всего, извлекайте максимум пользы из того, что уже имеете, а не заменяйте его без раздумий. Вас могут удивить результаты, которых можно добиться от имеющейся системы. Что делает наши «Теоретические основы», при их правильном применении, наиболее экономичным средством апгрейда. Разумеется, по-настоящему качественные кабели ощутимо улучшают звучание. Но его улучшение будет намного заметнее, если и остальные фундаментальные основы находятся строго на своих местах.

Хорошее звучание? Но как же его добиться?

Чтобы разобраться, что именно требуется, нужно просто следовать правилам. У большинства из нас есть пёстрый набор кабелей, приобретённых в разные годы. И зачастую их приобретение было вызвано заменой аппаратных компонентов. Не забудем и про стойку с её особенностями: установленные в ней компоненты должны смотреться гармонично. Проходит время, и со всем этим приходится что-то делать.

Источник питания

      • По возможности подключите систему к отдельному жгуту электропроводки, оснащённому качественными розетками.
      • Используйте дистрибьютор питания системы с заземлением по схеме «звезда», в котором сигнальные цепи заземлены либо на вкопанный в землю стержень, либо на трубу холодной воды.
      • Самый важный в системе – кабель питания, подключённый к стеновой розетке. Если у вас есть всего один кабель аудиофильского уровня, используйте его здесь.
      • Для подачи питания на все ключевые компоненты системы используйте одинаковые кабели. По возможности возьмите для них сетевые кабели того же типа, что и подключённый к стеновой розетке. Как минимум, лучше использовать модели, где применяются те же технологии и материалы (одного производителя).
      • Приоритетность при распределении кабелей питания различного качества для подключения компонентов системы определяется опытным путём. Обычно самым качественным кабелем подключают предусилитель, затем идёт усилитель мощности, дальше –источники сигнала. Имейте в виду, что лучше использовать пять кабелей по цене $200 каждый, чем один за $1000 и четыре – стандартных из комплекта поставки аппаратов.
      • Не комбинируйте кабели «аудиофильского» уровня от разных производителей – они будут работать по-разному, и велика вероятность, что положительного эффекта вы не достигнете. В музыкальном отношении четыре или пять одинаковых кабелей всегда предпочтительнее разнородной комбинации «лучшего качества». Если у вас уже есть несколько разных «аудиофильских» моделей, лучше докупите кабели, идентичные по технологиям тому из вашей подборки, который явно качественнее остальных или лучше себя проявляет.

Опоры для компонентов

      • Для эффективного механического заземления шасси аппаратов необходимы две вещи: путь выхода энергии и механизм её рассеивания.
      • Штатные ножки из мягкой резины, прикреплённые к аппаратам, являются наихудшим решением. Их практически всегда следует обходить или, если необходимо, удалять.
      • Следует использовать жёсткие элементы между аппаратурой и опорной поверхностью. В самом дешевом и простом исполнении это означает алюминиевые конусы (стальные или латунные, как правило, эффективнее) и полку из многослойной фанеры (также могут подойти разделочные доски из множества маленьких кубиков из твердой древесины). Эти решения можно использовать в сочетании с любой имеющейся стойкой для аппаратуры. Да, специализированная стойка более предпочтительна, но удивительно, сколь многого можно добиться без затрат, за счёт подручных материалов.

Теоретические основы и стратегия оптимизации звучания музыкальной системы: советы от Nordost

      • Правильное расположение антирезонансных опор заметно улучшает звучание. В первую очередь, разместите их под силовым трансформатором и CD-транспортом (если он есть). После этого действуйте из соображений обеспечения общей устойчивости. Поэкспериментируйте, смещая только по одной опоре за раз.
      • Залог успеха – постоянство. Использование полок из одних материалов и одинаковых опор под всеми компонентами приносит удивительные результаты.

Межблочные и акустические кабели

      • Вы должны стремиться к наличию как можно более схожих между собой кабелей во всей системе. Это означает, что в идеале все ваши межблочные и акустические кабели должны быть из ассортимента одного и того же производителя.All cables from one producent
      • Наибольшая целостность звучания всегда достигается в системе, где сигнальные и силовые кабели выполнены из одинаковых материалов и произведены по одинаковым технологиям.
      • То же самое относится к цифровым межкомпонентным кабелям и кабелям для тонарма (внутренним и внешним), а также к перемычкам для подключения по схеме bi-wiring и другим специальным приспособлениям для подключения акустических систем.
      • При этом, как уже было сказано, не предполагайте заранее, что самый дорогой из имеющихся у вас кабелей – самый лучший или наиболее подходящий. Порой удивляешься, насколько добротно может звучать правильная подборка довольно скромных, но однотипных кабелей по сравнению с разнородной мешаниной, встречающейся в очень и очень многих системах.

И, наконец, несколько базовых правил того, что можно и чего нельзя делать с кабелями:

      1. Если ваши колонки требуют подключение по схеме Bi-Wiring, предпочтительнее использовать один кабель лучшего качества и качественные перемычки между клеммами НЧ и ВЧ на акустике, нежели чем тянуть к колонкам от усилителя два кабеля попроще. Замените стандартные перемычки акустических систем специализированными, однотипными с выбранным акустическим кабелем.
        Jumpers
      2. Если вы хотите подключить акустическую систему по схеме Bi-Amping, используйте идентичные кабели для каждой из полос частот.
      3. Подключение балансными межблочными кабелями с коннектором XLR не во всех случаях лучше подключения небалансными RCA. Электронные схемы компонентов аппаратуры по факту часто не являются полностью симметричными. В этом случае, небалансные соединения обеспечивают более чистый и динамичный звук с бóльшим эффектом присутствия.
      4. Не используйте стандартные аналоговые межблочные кабели ни для тонармов, ни для цифровых коаксиальных подключений. В обоих этих случаях подключение наилучшего качества дают кабели со специфическими характеристиками.

Звучание стало лучше. Но это – лишь первый шаг!

Выполнив все описанные выше действия, вы ощутите серьёзное улучшение звучания. Однако действительно хорошая новость состоит в том, что положительные моменты этим далеко не исчерпываются. Добившись результата сейчас, вы начнете понимать открывающиеся перед вами возможности по раскрытию потенциала вашей замечательной системы.

Простые рекомендации от Nordost представляют лишь минимум того, что необходимо знать для полноценной реализации возможностей высококлассной аудиотехники. Насколько же далеко можно зайти? Если рассуждать теоретически, то никаких реальных ограничений не существует.

Преимущества более совершенных кабелей и опор проявляются даже при использовании аппаратуры не самого высокого уровня. На выставках компания Nordost регулярно демонстрирует межблочные, акустические и силовые кабели Odin2 в сочетании с аудиосистемами, совокупная стоимость которых значительно ниже стоимости кабеля.

Это делается для того, чтобы наглядно продемонстрировать – насколько велик потенциал компонентов и акустики, если облегчить им задачу высококачественного воспроизведения музыки с помощью высококлассных кабелей, какими, безусловно, являются Odin2. Разница легко слышна. И чем целостнее общее звучание системы, тем лучше.

С другой стороны, можно обнаружить, что даже один-единственный кабель или плохо подобранная опора оказывает заметное отрицательное воздействие на качество звука. Поэтому не считайте, что, потратив деньги на дорогие стойки и кабели, вы полностью избавлены от проблем.

Тщательно проанализируйте вашу систему и честно оцените то, насколько в действительности согласованы имеющиеся кабели и опоры. На достижение чего они ориентированы, и та ли это задача, которую непременно нужно решить?

Если вы не позаботились о согласованности кабелей, качестве источника питания переменного тока и применяемых опор, то нет смысла тратить дополнительные деньги на замену компонентов или акустики, пока не разложите всё по полочкам и не построите этот прочный «фундамент». До тех пор вы даже не сможете определить на слух, на что реально способна ваша система!

Хотите поговорить о сопутствующих финансовых затратах? Это всегда непросто, но долго действовавшее правило «на кабели – 10% общей стоимости системы» в наши дни явно устарело.

Сегодня актуально новое правило – не бойтесь экспериментировать со своей системой.

Проверяйте её возможности, взяв на тест кабели, распределители питания и антирезонансные устройства Nordost у специализированных дилеров бренда. С большой долей вероятности можно гарантировать, что вас ждёт сюрприз.

что вас ждёт сюрприз

Как изготовитель кабелей, Nordost не просто говорит об этом. Декларируемые преимущества наглядно подтверждаются демонстрациями на выставках и мероприятиях для дилеров. И эти преимущества нетрудно услышать. Если их можно продемонстрировать даже в гостиничном номере, то представьте, как они «прозвучат» в составе хорошо подобранной домашней аудиосистемы.

Не самая захватывающая, на первый взгляд, работа с кабелями и опорами даёт ощутимые и экономически оправданные результаты. И не в последнюю очередь потому, что позволяет полностью проявиться аппаратуре, за которую вы уже заплатили.

Более того, когда вы слышите, на что реально способна ваша система, то при будущем апгрейде сможете точно сказать, какие положительные аспекты может придать звучанию системы ее дополнение тем или иным компонентом. А это означает, что больше не будет «шагов в сторону» с неясным исходом или дорогостоящих ошибок. Вы точно поймёте, куда вам нужно идти и как туда добраться. И будете получать удовольствие от путешествия на всём его протяжении!

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Очень хорошая статья.Написано всё очень точно. Мелочей в звуке не бывает.К сожалению очень многие написанное в статье игнорируют,опираясь на знания,полученные в институтах. Они забывают что там этому не учат. А простыми методами такими как отдельная линия питания,грамотная фильтрация питания,правильно подобранные кабели,можно добиться достаточно хороших результатов.

  2. Я понимаю, маркетинг диктует свои правила, наука никому не интересна, вот и вливают в уши людям потоки эзотерической ахинеи.
    Столько псевдонаучных вымыслов в одной статье и всё это, что-бы лишь продать провода…
    Как у классика: капиталист, пойдёт на ЛЮБЫЕ преступления и ложь, ради прибыли 300%.
    А по поводу проводов, да разница в звучании бывает, я и сам слышу, но она настолько незаметна, при условии ЛЮБОГО, ДЕШЁВОГО и качественного провода, а нас пытаются убедить в обратном, бабло побеждает всё:)))
    Сколько устраивали слепых тестов и как лажают в них аудиофилы, но даже после этого, с пеной у рта, настаивают на космических миллионных ценах, волшебных проводов.
    А если блок питания реагирует на замену метрового кабеля:)), то он полное говно и менять нужно не провод, а блок питания…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя