Территория баса: оба эквалайзера одинаково великолепны

0
469
Территория баса: оба эквалайзера одинаково великолепны – LjN8K3zux

В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.

Если термин «параметрический эквалайзер» вам ни о чем не говорит, знайте: вы не одиноки. Мы попробуем объяснить, что это такое и почему двойной аналоговый параметрический эквалайзер, встроенный в наши новые модели серии Reference, считается одним из наиболее значимых улучшений, предложенных компанией REL за последние три десятилетия.

В каждой из серии Reference последних лет (No. 32, No. 31 и No.25) реализованы ДВА таких эквалайзера на плате фильтра Reference. Их можно сравнить с интеллектом, который определяет масштаб таланта сабвуфера и контролирует его звучание.

Слово «параметр» Оксфордский словарь определяет как «числовой или другой измеряемый фактор, который составляет одно из свойств, определяющих систему или условия ее функционирования». Например, можно сказать, что трансмиссия не позволит вам переключиться на пониженную передачу, если скорость вашего автомобиля не соответствует параметрам пониженной передачи.

В звуковоспроизведении используются свои параметры такие, как:

  1. Частота.
  2. Амплитуда, показывающая громкость или уровень сигнала на определённой частоте.
  3. Добротность – характеристика колебательной системы, определяющей резонанс. Чем уже контур (выше добротность), тем резче звучание, и чем шире контур (ниже добротность), тем звучание мягче.

Мы упростили встроенный эквалайзер, жёстко настроив значение добротности. Поскольку знаем, как сложно будет добиться пользователю хороших результатов, если оставить все настройки на его усмотрение. Всё-таки достижение хорошего звука должно даваться легко: вам вовсе не следует быть инженером для этого!

Прежде всего мы задались вопросом: «С какими проблемами сталкиваются пользователи нашей продукции и чем мы можем помочь им?» Оказалось, самая большая проблема – это само помещение. Как помочь пользователю значительно улучшить характеристики его комнаты прослушивания?

Мы быстро поняли, что акустические характеристики практически любого помещения включают два аспекта, которые влияют на звучание системы. Причём не только на звучание баса. Во-первых, почти во всех помещениях наблюдается резкий спад на частотах ниже 30 Гц. Во-вторых, акустика помещений демонстрирует тенденцию к образованию пиков в области 70–75 Гц. Нам хорошо знакомо это явление – гулкий бас («рум-бум»), от которого начинаешь тихо свирепеть.

Территория баса: оба эквалайзера одинаково великолепны

  1. Прежде всего, включите фильтр на задней панели REL Reference. Обращаем ваше внимание на то, что тихий кратковременный шум на высоких частотах – это нормальное явление при выполнении регулировок.Территория баса: оба эквалайзера одинаково великолепны
  2. На пульте дистанционного управления сабвуферов серии Reference есть мини-тумблер, который позволяет выбрать один из двух аналоговых фильтров. Установите тумблер в положение «A», которое обеспечивает подъём (усиление) НЧ ниже 30 Гц. Это необходимо для компенсации спада, который свойственен акустическому окружению всех домашних помещений. В результате бас обретает более мощный фундамент, становится более плотным и насыщенным. Включите наш любимый саундтрек к фильму «Тихушники» (Sneakers).

2a. Установите самую низкую частоту – 22 или 23 Гц (с помощью регулятора .1/LFE Level на пульте ДУ). Затем регулятором High/Low Level поднимите уровень до значения +5 (поворот по часовой стрелке). Это обеспечивает дополнительное усиление, вполне достаточное для того, чтобы почувствовать разницу. Начинайте постепенно повышать частоту (регулятор .1/LFE Level) до 30 Гц с шагом в 1 Гц. Прислушивайтесь к тому, как комната начинает оживать и в звуке появляется все больше энергии. Отметьте частоту, которая вам показалась оптимальной, но продолжайте регулировку, чтобы убедиться, что 1 Гц выше или ниже уже не даёт улучшения. Обычно это происходит в диапазоне 24 – 27 Гц. Если ничего не оживает, попробуйте поднять частоту чуть выше 30 Гц. Но будьте осторожны, так как дальше возможно появление помех, которые будет создавать выбранная вами настройка кроссовера.

2b. Определившись с частотой, уменьшите уровень усиления до значения +2. Ровно настолько, чтобы отчётливое улучшение звука ещё не пропадало) Затем прислушайтесь к увеличению веса и мощи глубокого баса, одновременно следя за сохранением тонких деталей. Начинайте постепенно повышать усиление. Экспериментируйте, но помните, что радикальное повышение (или понижение) усиления потом будет трудно компенсировать настройкой добротности. Добившись нужного результата, вы получите примерно следующие настройки: частота 24 – 27 Гц, усиление от +3 до +6. У себя мы остановились на частоте 24 Гц и усилении +4.

Территория баса: оба эквалайзера одинаково великолепны

3a. Фильтр B снижает эффект «усиления помещения», который возникает в области 70 – 75 Гц. Установите тумблер в положение «B», переведя его до упора вправо. Поверните регулятор High/Low Level вниз (против часовой стрелки), установив на дисплее значение -5. Установите регулятор .1/LFE Level на 10 Гц выше той частоты, на которую вы настроили фильтр A. В нашем случае это будет 34 Гц – самая низкая частота, которую позволяет задать пульт для моделей No. 32 и No. 31. На модель No.25 это не распространяется, поэтому мы рекомендуем поднять частоту более чем на 10 Гц от настройки фильтра A, которая была вами задана в пунктах 2a и 2b. Как правило, частоты, на которых достигается наилучший отклик, находятся на 10 – 30 Гц выше настройки фильтра А.

Рекомендация REL: К чему следует прислушиваться? С помощью фильтра В мы снижаем уровень в области средних нижних частот. Таким образом, мы подстраиваем кроссовер, а также подавляем выпирающие средние низы, которые вызывают утолщение и утяжеление баса, что сопровождается потерей чёткости и делает бас «мохнатым». Будьте внимательны и терпеливы (это всё-таки не спортивная гонка), записывайте и анализируйте настройки. Только таким путем вы подойдете к надёжной отправной точке.

Фильтр В менее ограничен по частотам, поэтому с ним определённо стоит поэкспериментировать. Нередко я получал очень хорошие результаты, устанавливая регулятор .1/LFE Level на заведомо низкую частоту (скажем, на 48 Гц), а затем начинал повышать её. Как вдруг, где-то на 54 Гц звучание резко улучшалось. Не совершайте ошибку, не пытайтесь установить частоту фильтра в диапазоне 70 – 75 Гц только из-за того, что именно в этой области возникает эффект усиления помещения. В действительности для коррекции этой области необходимо уменьшить усиление на участке, который будет ниже по крайней мере на одну треть октавы (около 20 Гц). В итоге, настройка в нашей комнате составила следующие значения: частота 48 Гц, уровень -4.

И последнее, что необходимо для получения максимальной отдачи от сабвуфера REL серии Reference, – это наша функция эквализации с возможностью быстрой настройки.

Компенсируя эффект усиления помещения, она решает обе связанные с ним проблемы. Повышает четкость и атаку звучания всей системы, а также значительно расширяет пространность самых глубоких басов. Единожды добившись такого звучания, вы уже никогда не сможете от него отказаться.

По аналогии с саундтреком к фильму «Тихушники» для контрольного прослушивания музыки, мы применили эту технику на примере сцен из фильма «Подводная лодка U-571». Когда вокруг начинают взрываться глубинные бомбы! Если правильно настроить фильтр A, то ощущение массы и тяжести ударной волны, бьющей в корпус, обретает невероятную реалистичность. А фильтр B позволяет услышать жуткий звук прорыва водяных струй – то, чего я ни разу не слышал до того момента, как настроил параметрический эквалайзер REL Reference. Я даже пригнулся от неожиданности…

Все эти технические средства нацелены на то, чтобы помочь вам извлечь максимум того, на что способны наши лучшие модели из серии REL Reference. Мы надеемся, что, ознакомившись с этим описанием, внимательные и взыскательные пользователи смогут добиться такого же эффекта на своих домашних системах без специальных приборов. А мы готовы всячески помогать вам в достижении высочайшего качества звучания.

John Hunter
John Hunter,

REL Owner & Design Director

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя