Эксперт портала Darco.Audio Фил Райт констатирует: один сабвуфер REL T/5x поднял тестовую систему на уровень выше. Добавление второго дало ещё более интересное улучшение. Бас стал ниже при полной интеграции сабвуфера с основными колонками. Существенно расширилась звуковая сцена. Ни за что бы не поверил, если бы не услышал сам!
В поисках лучшего звука
Если вы считаете, что в любом деле можно обойтись без опыта, попробуйте настроить сабвуфер. А вот главный инженер-конструктор компании REL Роб Хант за 30 минут настроил для моей системы два новых сабвуфера T/5x. По одному на канал, каждый с разными настройками. Он успешно справился с задачей: всё сразу зазвучало именно так, как надо. Я был впечатлён. И моя вторая попытка была уже успешнее. Потому что я руководствовался скорее принципом «настроить и забыть», чем «настроить и продолжать возиться».
В общих чертах
В модели T/5x стоимостью 89 990 ₽ использован 8-дюймовый динамик с диффузором из композита FibreAlloy для воспроизведения нижних частот вплоть до 32 Гц (-6 дБ по спецификации производителя). Встроенный усилитель класса A/B 125 Вт выбран за его более высокие значения тока по сравнению с усилителями класса D (отметим, что в других своих моделях REL использует класс D).
Направленный вниз динамик имеет тот же размер, что и в предыдущей модели T/5i, на базе которой создана T/5x. Но увеличенный ход его диффузора, по заявлению REL, обеспечивает более мощное звучание. Модернизирован подвес динамика, а также часть внутренних компонентов. В итоге сабвуфер получился немногим больше по размеру. Но REL утверждает, что «благодаря продуманному дизайну» T/5x смотрится меньше, чем есть в действительности.
Поскольку у меня нет под рукой T/5i, мне трудно сопоставить его с T/5x. Могу лишь сказать, что внешне новинка – само совершенство. При своих габаритах 300 x 307 x 313 мм (Ш х В х Г) выглядит модель довольно миниатюрна. А в корпусе чёрного или белого цвета выглядит прямо-таки на миллион долларов. Этому способствуют закруглённые края, изящные металлические опоры. А также пятислойное лаковое покрытие и вид со снятым грилем.
Восхитительно! Очень впечатляет.
Сзади находятся входы, радиатор для отвода тепла от усилителя, разъём беспроводного интерфейса, переключатель фазы и выключатель питания. А также регуляторы громкости и кроссовера. REL допускает установку T/5x на ковровое покрытие. Да, и не вздумайте устанавливать два сабвуфера T/x друг на друга (возможность такой установки предусмотрена для моделей старших серий REL)! Ведь верхний будет сдвигаться из-за вибрации.
Подключение
Подключение T/5x (и любого другого сабвуфера REL) к Hi-Fi системе выполняется одним из двух способов. Первый – соединение низкого уровня с использованием кабеля RCA. Второй – соединение высокого уровня с использованием акустических клемм усилителя.
В последнем случае, мы, как обычно, подключаем к усилителю основные колонки. Затем берём из комплекта поставки кабель высокоуровневого подключения REL и подключаем его зачищенные концы к акустическим клеммам усилителя. А коннектор Neutrik Speakon – к сабвуферу.
REL предпочитает подключение высокого уровня, поскольку на сабвуфер поступает тот же сигнал, что и на колонки. И это способствует лучшей интеграции сабвуфера.
Для систем домашнего кинотеатра предусмотрен также вход низкочастотных эффектов (LFE), который можно использовать в сочетании с другими входами. Например, при использовании подключения низкого уровня вы соединяете кабелем RCA выход LFE усилителя с соответствующим входом сабвуфера.
К стереосистеме можно подключить два сабвуфера – по одному на каждый канал.
Если у нас один сабвуфер T/5x, подключаем его только к одному из каналов, так как, по утверждению REL, низкочастотный контент в том и другом канале одинаков. Такой способ позволяет избежать потенциальных проблем с моноблоками или симметричными дифференциальными усилителями, где высокоуровневое подключение одного сабвуфера к обоим каналам образует общую землю, которая может вызвать повреждение усилителя.
Дополнительно можно приобрести систему беспроводной передачи сигнала REL Arrow, состоящую из передатчика и приемника (оба требуют питания). Приёмник подключается к специальному разъёму на задней панели T/5x. А передатчик – к акустическим терминалам усилителя методом высокоуровневого подключения. Для встраивания в систему домашнего кинотеатра передатчик имеет также вход LFE. Его, при необходимости, можно использовать для соединения с входом низкого уровня усилителя. В этом случае использование канала низкочастотных эффектов (LFE) невозможно.
Качество звука, по заверению REL, будет таким же, как и с кабельным подключением. Кроме того, производитель допускает возможность подключения одного сабвуфера проводным способом, а другого – беспроводным. За неимением системы Arrow, я не смог смоделировать подобный вариант. Но столь широкие возможности для подключения заслуживают одобрения.
В обзоре я использовал обе конфигурации: с одним и двумя сабвуферами T/5x с кабельным подключением. При тестировании системы с одним сабвуфером мне пришлось немного поднять уровень усиления.
Настройка
Вкратце: многократно меняем положение сабвуфера, частоту кроссовера, уровень усиления и фазу. До тех пор, пока не добьёмся оптимального звучания. Роб Хант настроил бесчисленное множество сабвуферов, у него есть опыт и вся процедура отработана. Я же прибег к помощи партнёра для прослушивания. Не знаю, что наиболее важно в процессе настройки, но конечный результат говорит сам за себя.
Регулятор кроссовера не имеет делений и не является линейным устройством. Это означает, что вы не будете знать, какая именно точка разделения частот выбрана в данный момент: вам придётся довериться своему слуху. К счастью, регулятор даёт полный оборот на 40 щелчков в диапазоне от 30 до 120 Гц. Это облегчает возвращение к прежним вариантам настройки.
Пара моих сабвуферов T/5x были настроены на 11 щелчков при повороте снизу вверх. По словам Роба, это примерно 60 Гц. Это довольно много. Не будет ли REL слишком сильно накладываться на звук основных колонок при частоте разделения 60 Гц? Очевидно, нет. Ни пика, ни провала частот между T/5x и моими колонками Graham LS6 не ощущается.
Производитель рекомендует устанавливать сабвуфер в углу. Для достижения точного позиционирования, можно перемещать T/5x, удерживая его одной рукой за угол, другой – за боковую сторону. Вполне уместны небольшие корректировки. А когда T/5x начнет резонировать вместе с комнатой, значит, найдено правильное положение.
Затем на слух устанавливается фаза и уровень усиления. Для моей системы правильной оказалась фаза 180°. Для левого сабвуфера я задал усиление на три щелчка больше (полный оборот — 40 щелчков), поскольку перед ним было больше открытого пространства.
Инженеру REL – человеку, обладающему большим опытом в этой области, —–понадобилось всего тридцать минут на настройку обоих сабвуферов.
Система с одним T/5x
Для прослушивания использовалась система, включающая стример/ЦАП/предусилитель Cambridge Audio Edge NQ, два усилителя мощности Gold Note PA-10 и пара колонок Graham LS6 на стойках.
Уже во время настройки было слышно, как T/5x меняет звучание. И не только на нижних частотах: начинает раскрываться звуковая сцена. И довольно заметно, даже когда в музыке было очень мало басов.
Может ли сабвуфер улучшить звучание сольной акустической гитары? Ещё как может! Я неоднократно слышал это на демонстрациях REL. И в моей гостиной улучшение было столь же реальным, как и там: больше пространства вокруг музыкантов, глубже звуковая сцена, четче звучание.
Взять, например, вступление из «Fermi’s Paradox» (Surrick & McFarlane). Возможно, композиция эта несколько необычна, но бесспорно красива и хорошо записана в широком акустическом пространстве. Без T/5x музыка завораживает.
Включаем T/5x – и запись оживает: в ней появляется глубина и чётче отслеживается мелодические переборы лютни. Когда вместе с танцующей лютней начинает играть виола да гамба, отчётливее проявляется текстура ее бурдонного звука, извлекаемого смычком. Очень неслабое улучшение!
Другие примеры: классическая гитара Шона Шибе на диске «Camino» или запись композиции «Treaty» Леонарда Коэна в исполнении Cande Y Paulo. С участием REL они звучат так, будто исполнители присутствуют в вашей комнате. Таким образом, добавление T/5x в систему положительно сказывается на всей музыке, а не только на той, где есть басы.
Для смены настроения я поставил только что вышедший альбом Стива Хэкетта «Surrender of Silence». Благодаря поддержке большого оркестра звучание поистине грандиозное! Помпезность раннего Genesis Хакетта до сих пор жива. Без REL запись звучит великолепно.
Снова подключаю T/5x – и всё увеличивается в масштабе. Причём значительно. И мы понимаем: нижним частотам есть что сказать.
То же самое касается эмбиентной музыки и саундтреков к фильмам. Звучание «Sound of Metal» Абрахама Мардера из одноименного фильма преисполнено низкочастотной энергией, которая составляет основу всего. Без REL звук несколько прилизанный. С сабвуфером в звучании появляется настоящая угроза.
То же можно сказать и об альбоме «Invisible Cities» группы A Winged Victory For The Sullen. Здесь REL ясно даёт понять, что всё строится на фундаменте из пульсирующих низких нот синтезатора.
Согласованность с колонками Graham LS6 поистине идеальна. По заявлениям производителя, драйверы и фильтры REL обеспечивают быстрый бас. Тот бас, который быстро начинается и быстро обрывается, без затухания. Это способствует хорошей интеграции с основной акустикой.
Заявления подтверждаются практикой, и я вскоре забыл о том, что в системе есть сабвуфер. Волшебство REL состоит в том, что, кажется, колонки Graham сами выдают бас.
Теперь посмотрим, что дает второй T/5x.
В тандеме
Сразу отмечу, что бас опустился ещё ниже. Во второй, медленной части «Органной симфонии № 3» Сен-Санса (Munch, Living Stereo) горловое рычание стало глубже. То же касается и начальных импульсных звуков в композиции Джеймса Хорнера «Cosmo – My Old Friend» из саундтрека к фильму «Sneakers» (Тихушники). Звуки стали более четкими, наполненными и ударными. Расширилась ли звуковая сцена? Об этом чуть позже.
Ещё одна известная композиция с мощным басом – «Angel» из альбома «Mezzanine» группы Massive Attack. С двумя сабвуферами REL линия баса достигает большей глубины, становясь разборчивее. В «Inception» Ханса Циммера ощутимо больше веса, чем с одним T/5x.
В целом, второй T/5x дает о себе знать едва уловимо — но позитивно. Улучшение небольшое, это не как день и ночь, но явно усиливает вовлеченность в музыку.
Вернёмся к милой композиции «Fermi’s Paradox» и вопросу о звуковой сцене. Подключение второго сабвуфера REL раскрывает её ещё больше. Звук становится точнее. Все обретает больше свежести, начальные ноты лютни засверкали ярче, переборы зазвучали еще отчётливее.
То же можно сказать и о композиции «Hoshi Meguri no Uta» из альбома «For 2 Akis» Шинья Фукумори. Здесь с двумя REL тарелки звучат деликатнее, чем с одним. То же самое мы слышим в концертном варианте «Bimini» Мишеля Петруччиани (альбом «The Blue Note Years»). Мастерство гитариста Джима Холла становится еще более очевидным.
Для меня совершенно ясно, что два сабвуфера REL T/5x звучат лучше, чем один.
Дополнительные принадлежности для улучшения звука /* «Примочки», если не покажется вульгарным*/
Вернемся к конфигурации с одним T/5x, теперь установленному на четырех антивибрационных опорах IsoAcoustics IsoPucks. Опоры дали новый эффект: звуковые образы стали более сфокусированными, менее размазанными, а бас – чуть плотнее.
Например, громоподобный низ в композиции «This Is» Грейс Джонс (альбом Hurricane) достигает такого уровня артикуляции, которого я не слышал до появления T/5x в своей системе. Исчезло ощущение легковесного «баса ради баса», проявилась действительно замысловатая игра на самых низких нотах.
С эстетической точки зрения, T/5x на «шайбах» IsoAcoustics выглядят несколько неуклюже. Но этот компромисс я лично готов принять, учитывая то преимущество в звучании, они дают.
Заключение
Добавление сабвуфера всецело оправдано. Один REL T/5x поднял мою систему на ступень выше. Добавление ещё одного дало ещё более интересное улучшение. В обоих случаях, бас стал ниже при полной интеграции сабвуфера с основными колонками. Существенно расширилась звуковая сцена. Ни за что бы не поверил, если бы не услышал сам. Единственная, как бы, претензия – слишком яркий светодиодный индикатор на задней панели.
Мне определённо очень помог метод первоначальной настройки Роба Ханта. Хорошо бы принять его во внимание каждому, кто собирается добавлять сабвуфер в свою систему. Кроме того, на вебсайте REL есть много рекомендаций и видеороликов. Ознакомьтесь с ними.