Ещё в 1894 году американский физик Альфред Майер изложил теоретические обоснования алгоритма психоакустического кодирования аудиосигнала. Однако реализовать его без использования цифровой аппаратуры оказалось затруднительно, поэтому эру портативной аудиотехники открыл в 1979 году насквозь аналоговый (так и хочется написать – «тёплый ламповый») кассетный плеер Sony Walkman TPS-L2.
И всё бы ничего, но в это же время 23-летний бизнесмен и изобретатель Кейн Крамер представил первый в мире цифровой плеер! Модель IXI размером с кредитную карту была оснащена ЖК-дисплеем и управляющими клавишами, а емкость встроенной памяти составляла внушительные на тот момент 8 МБ. Напомню, что появившиеся тогда же домашние компьютеры Atari имели ПЗУ объемом всего в несколько килобайт. Вдобавок, первым инвестором проекта IXI стал сам сэр Пол Маккартни. Но, несмотря на такую звездную поддержку, затея вероятно оказалась слишком революционной для своего времени и не получила дальнейшего развития.
Но вернёмся к психоакустике.
От теории до практики один шаг, однако тут он растянулся почти на век, ибо известный теперь абсолютно всем формат mp3 был представлен только в 1993 году. Первый же серийный плеер с его использованием появился еще 5 лет спустя, это был южнокорейский MPMan с емкостью 32 либо 64 МБ.
Проходит ещё 3 года и наступает эпоха iPod, а с ней, казалось бы, и начало конца полноценной стационарной аудиотехники. Впрочем, примерно в это же время появляется и самый, пожалуй, популярный на сегодняшний день формат сжатия без потерь – flac. Так что для качественной музыки не всё оказалось потеряно, тем более, что flac – это не только звучание уровня CD, но и файлы высокого разрешения.
Так что же происходит сегодня?
В моём понимании, поддерживается своего рода хрупкий паритет между стационарной и мобильной техникой, оба дивизиона развиваются параллельно, у каждого есть свои поклонники. Естественно, что пик интереса находится на стыке этих технологий, оттого столь высока популярность разного рода беспроводных колонок и наушников.
С одной стороны, это совсем не похоже на типичные для аудиофила рупорные напольные монстры или ламповые «сварочные аппараты», с другой – им всё-таки необходимы для полноценной работы и сетевое питание, и интернет, и источник сигнала. Понятно, что основа существования наушников – это музыка в дороге, но почему дома, скажем за ноутбуком, она должна звучать «по остаточному принципу»?
Похоже именно так рассуждали в британской компании Cambridge Audio, когда решили разработать портативный ЦАП для наушников DacMagic XS2. Сообразно индексу в названии, это алюминиевая коробочка габаритами меньше коробка спичек, однако же достаточно увесистая (100 г).
Коммутация представлена разъёмами Micro-USB для подключения компьютера и миниджеком для подключения наушников. Управление и контроль – две клавиши регулировки громкости и светодиод, информирующий о частоте дискретизации входящего сигнала и прочих режимах. Функционал, в рамках поставленных задач – исчерпывающий, а именно: конвертер ESS9023 с параметрами 24/192, аналоговый регулятор громкости более чем на полсотни шагов, наконец выходные мощность в 150 мВт и сопротивление в 0.5 Ом, гарантирующие совместимость с абсолютным большинством наушников, имеющихся на рынке.
Возникает резонный вопрос – зачем нужна эта безделушка владельцу ноутбука, в котором и так имеется выход для наушников? Ответ на этот вопрос получить удивительно просто: нужно всего лишь сравнить их звучание через штатный выход и с помощью DacMagic XS2 – желательно не на сетевых роликах или музыке из соцсетей, а на более-менее приличном по качеству контенте. Желание слушать музыку традиционным способом отпадёт само собой!