Скажу очевидную вещь: ни про какой другой элемент аудиовизуального тракта не существует столько откровенно эзотерических баек, как про кабели. На них в равной степени как возлагают мифические надежды на радикальное преображение качества звука или картинки, так и обвиняют во всех смертных грехах. Поэтому, пожалуй самое главное, что следует знать каждому меломану, а уж тем более аудиофилу о кабелях – это то, что любой кабель является своего рода фильтром. Это значит, что он физически не в состоянии привнести в проходящий по нему сигнал ничего нового, но лишь в той или иной степени значимости изъять из него какую-то часть информации.
В этом плане он, кстати сказать, подобен чуть ли не самому основному компоненту любого тракта – комнате прослушивания. Не секрет, что у любого помещения в собственной АЧХ есть свой набор пиков и провалов, так вот – если первые еще реально как-то устранить за счет использования скажем параметрического эквалайзера, то со вторыми следует либо смириться, либо решать проблему радикально иными методами, например за счет изменения геометрии или расстановки акустических систем. Так и с помощью кабеля можно, например, несколько сгладить чрезмерно яркие высокие частоты или попытаться обуздать излишне рьяный бас, но стараться выпятить какие-то акценты…
В математике минус на минус действительно дает плюс, но с точки зрения электроакустики всё несколько сложнее. Следует чётко понимать, что кабельная продукция в любой системе, что бы ни говорили производители и продавцы про её соразмерную с остальными компонентами важность – это всегда последний штрих, наведение окончательного лоска в уже практически полностью законченном проекте. Скажем, если аудиотракт собирается начиная с акустических систем, то следующим после их покупки компонентом должен стать интегральный или оконечный усилитель, но никак не кабель, ибо влияние на качество звучания связки «усилитель + колонки» существенно выше, чем влияние любого кабеля.
Кабель – это, в первую очередь, проводник. Если не брать в расчёт сверхпроводимость при сверхнизких температурах, то наилучшей проводимостью среди металлов обладает серебро. Однако, электропроводность меди уступает аналогичному значению серебра единицы процентов. Это раз.
Два: существует такое явление, как скин-эффект, а именно – уменьшение амплитуды электромагнитных волн по мере их проникновения вглубь проводника. И если для силового кабеля скин-эффект практически не заметен, так как на частоте 50 Гц толщина скин-слоя в медном проводнике составляет почти сантиметр, то для пресловутых 20 кГц его толщина определяется десятыми долями мм. И в этой ситуации, чем разорять покупателя килограммовыми серебряными кабелями в руку толщиной — гораздо логичнее использовать множество тонких медных проводников с полированной и посеребренной поверхностью, как например делает американская компания Nordost.
Кабель – это не только проводник, но и диэлектрик. Идеальным диэлектриком является вакуум, а поскольку так недалеко и до сферического коня, то будем реалистами. Самый расхожий диэлектрик – поливинилхлорид, его не использует только ленивый. Чуть получше с точки зрения физических и потребительских качеств – полиэтилен, следующим идет полипропилен и наконец пожалуй что идеальным из реальных является политетрафторэтилен, он же фторопласт, он же тефлон. К сожалению он же и наиболее дорогой, поэтому встретить его можно нечасто.
А что же всё-таки насчет вакуума? В бытовых условиях он не достижим, но его можно заменить… воздухом. Собственно говоря, любая волокнистая или вспененная изоляция как раз и использует воздух в качестве одной из диэлектрических составляющих. А вот вышеупомянутый Nordost пошел еще дальше и свел контакт проводника с и так почти идеальным тефлоном до минимума. Микромонофиламентная технология подразумевает спиральную намотку тефлоновой нити с большим шагом вокруг проводника и уже затем усадку этой конструкции в тефлоновый же рукав. Простота конструкции на редкость обманчива и требует прецизионного оборудования и недешёвых материалов для реализации.
Сочетание проводников и диэлектриков в кабеле, помимо такого очевидного (и объективного далеко не самого важного) параметра, как сопротивление (если только речь не идет о сочетании малого сечения и большого тока), неизбежно приводит к наличию таких параметров, как индуктивность и ёмкость. И вот уже их значения в большей степени определяются геометрией, нежели используемыми материалами. В данной ситуации очень важными оказываются накопленный опыт и наличие собственной производственной базы, скажем шведская компания Jenving занимается производством кабельной продукции под маркой Supra уже свыше 40 (!) лет, даже из производителей аппаратуры мало кто в состоянии похвастаться такой биографией. И, опять же, разъёмы – очень важный элемент кабеля, только производители со стажем могут позволить себе заниматься разработкой собственных коннекторов, а не покупать готовые на стороне.
В последнее время всё большую популярность получают различные инсталляционные проекты, когда вся аппаратура не ставится в уже готовое помещение, но её расположение и функционирование рассчитываются ещё на этапе строительства или ремонта. В этом случае как никогда важно грамотное использование коммутационных возможностей системы: ведь даже небольшую ошибку исправить будет значительно сложнее, все кабели окажутся в итоге буквально замурованы внутри стен. Американская компания ICE Cable, пожалуй, одна из наиболее известных в этой отрасли, её продукцией пользуется большинство квалифицированных инсталляторов.
Напоследок, если вы всего лишь собираетесь перекоммутировать свою стереосистему или кинотеатр новыми кабелями, то вот несколько несложных советов.
Не пытайтесь экономить на длине кабелей. Вопрос тут даже не в том, что большая длина «облагораживает» сигнал, но хотя бы в том, что кабель, установленный не «внатяг», не оказывает нагрузки на свои собственные разъемы и разъемы компонентов тракта, что банально приводит к усталости металла.
Не пытайтесь собирать различные кабели в пучки и тем более бухты. Выглядеть это возможно будет и более опрятно, но на звук произведет прямо обратный эффект. Как минимум – постарайтесь не прокладывать вместе силовые и сигнальные линии, в худшем случае – пусть они пересекаются под прямым углом. При несимметричном расположении стойки с аппаратурой относительно колонок не пытайтесь использовать кабели разной длины, дисбаланс скорей всего будет явно слышен.
Наконец не сочтите за труд раз хотя бы в несколько месяцев аккуратно передергивать все кабели, то есть вынимать и снова вставлять разъемы. Контакты могут со временем закисать, а в этом случае они будут зачищаться, хотя в идеале конечно использовать специальную жидкость, например той же марки Nordost.