Алан Сирком из журнала «Hi-Fi+» одним из первых заполучил на тестирование проигрыватель виниловых дисков от Burmester. Прототип своей дебютной «вертушки» берлинская компания представила в прошлом году. С тех пор аудиофилы во всём мире с нетерпением ожидают детальных отчётов о серийных образцах Burmester 175. И вот, наконец, свершилось!
Мнение Алана однозначно: «Это просто чертовски хороший проигрыватель. Он превосходит все ожидания».
Мы публикуем перевод материала из «Hi-Fi+» полностью.
Виниловый проигрыватель Burmester Audiosysteme 175
Компания Burmester лишь на 41-м году существования выпустила свой первый виниловый проигрыватель, поэтому модель Burmester 175 просто обязана быть особенной. Компания показала миру прототип 175-й в 2017, чтобы позже выпустить проигрыватель в сборе, тонарм, картридж и фонокорректор. И теперь, после выставки 2018 года в Мюнхене, всё это, наконец, готово… и ожидание того стоило!
С самого возрождения винила один момент всегда был недостаточно представлен в этом сегменте –
готовая система для воспроизведения винила High End-класса.
Если вы покупаете бюджетную вертушку, то никаких проблем получить готовое решение, которое уже включает стол, тонарм, картридж и фотонокорректор – «всё-в-одном». Clearaudio, Pro-Ject и Rega имеют очень интересные предложения в этом сегменте. А вот выше определенного ценового уровня готовая система заменяется на конструктор, где разные компоненты (зачастую – от разных производителей) собираются воедино. И тут уже только от вас (или вашего дилера) зависит, сможете ли вы собрать из всего этого отлично звучащую вертушку.
Burmester – первый High End-бренд, который бросает вызов подобной концепции своей моделью 175. И он явно не будет последним: SME только что анонсировала свою собственную готовую систему. Для некоторых сама мысль системы «всё-в-одном» неприемлема. Мол, это можно допустить в бюджетном сегменте, но не для настоящих аудиофилов. Эти самые «аудиофилы» требуют раздельно все компоненты – стол, тонарм, картридж и фонокорректор, которые подобраны после долгих многочасовых прослушиваний. И конечный результат этой сборки остаётся либо в ваших руках, либо в руках доверенного эксперта.
Достаточно лишь затронуть тему выбора проигрывателя из отдельных компонентов, как становится ясно, что всё далеко не просто.
Во-первых, вся эта аудиофильская двусмысленность. Сдвигая рамки своих потребностей, вы можете исключить практически любого из этого клуба «ценителей прекрасного звука». Ещё более важно, что некоторые варианты тюнинга виниловых проигрывателей сегодня весьма трудно осуществить в принципе. Все эти «долгие прослушивания» по факту ограничены количеством компонентов, которые есть у дилера, желанием всё это демонстрировать или возможностью дать под залог домой даже самому лояльному клиенту. Предположим, вы в состоянии выбрать стол, тонарм, картридж и фонокорректор, выбирая каждый компонент из трёх вариантов. Это значит, что всего придётся провести от 3 до 12 отдельных прослушиваний, чтобы выбрать оптимальную комбинацию. Возможно, стоит всю эту беготню переложить на кого-то другого?
А потом вас ждёт установка и настройка. Да, есть на свете эксперты, которые специализируются на сборке и настройке высококачественных виниловых проигрывателей и в процессе выжимания из виниловой темы самого максимума (о чем вы даже не мечтали), мы даже взяли интервью у одного из них (Стирлинг Трейли). Но также стоит отметить, что за десятилетие падения продаж винила весь этот бесценный опыт плавно забывался – как в магазине, так и у ценителя музыки. Всё это означает, что полноценный проигрыватель винила High End-класса нельзя воспринимать, как какой-то компромисс.
Всё это можно назвать философскими измышлениями, если бы этот самый виниловый проигрыватель не был чем-то выдающимся, а модель 175 полностью соответствует понятию «выдающаяся».
Она входит в линейку продуктов Reference – вершину домашних аудиокомпонентов Burmester, –
составляя компанию таким классным аппаратам, как CD-проигрыватель 069, музыкальный центр 111 и нестареющий предусилитель 808 mk5. Как уже упоминалось ранее, это первый проигрыватель винила, выпущенный компанией Burmester за всю её 41-летнюю историю. Любители теорий заговора могут отметить, что проигрыватель был выпущен после смерти Дитера Бурмистра, однако к моменту его кончины разработка аппарата уже шла полным ходом.
Первое, что отмечаешь в Burmester 175 – обманчивый вес. Хитрые остеопаты и физиотерапевты могут использовать аппарат в качестве «ловушки» для наивных клиентов: «Не поднимите ли?». Думая, что эта штука весит килограмм 20, вы подхватите почти 60 кг живого веса, которые заставят вас поднапрячься – вне зависимости от вашего желания.
Изрядная доля этого веса приходится на опорный диск, который состоит из двух слоёв алюминия и слоя латуни между ними, образуя «сэндвич».
Это было сделано специально, чтобы обеспечить оптимальное демпфирование и уменьшить резонансы, возникающие в процессе работы. Битумное покрытие и трехслойный кожаный мат делают демпфирующие свойства конструкции еще выше. Опорный диск необычно тяжёл, будь он еще массивнее, свет бы исчезал в нем, как в чёрной дыре.
Такая высокая масса давит на основу и опорный подшипник, стремясь разрушить их, если бы они не были столь высокой точности изготовления. Естественно, мы сейчас говорим о технике Burmester, так что «высокая точность изготовления» здесь обеспечена по умолчанию. Так что конический субдиск очень прочен (его коническая форма обеспечивает легкое крепление, точное центрирование и превосходную концентричность). Забавно осознавать, насколько правильная круглая форма важна для проигрывателя виниловых записей), а подшипник рассчитан на весь срок работы проигрывателя.
В 175-м проигрывателе используется четыре мотора, расположенных «квадратом» вокруг субдиска.
Похожая схема применялась в Kuzma XL4, пока компания не перешла на моторы постоянного напряжения. В нашем же случае сам привод скрыт от глаз. Необходимость использования именно четырех моторов (кроме банального момента, необходимого, чтобы сдвинуть с места массивный опорный диск) в том, чтобы предотвратить неравномерное давление на подшипник. Такое давление не сократит его жизненный цикл (ну ладно, может оно что-то и будет значить для рас будущего – таких, как морлоки или элои из «Машины Времени» Уэллса, – но в реальности подшипник, скорее всего, переживёт пра-пра-правнуков всех, кто сейчас читает этот текст), но может повлиять на равномерность вращения. Кроме того, несколько моторов и пассиков сокращают время раскрутки и улучшают синхронизацию. Это одновременно выражается в улучшении звучания и быстрый старт.
Четыре мотора переменного напряжения, использующегося в Burmester 175, управляются электроникой, находящейся в самом проигрывателе, где применяется высокоточный осциллятор, обеспечивающий идеальное синусоидальное напряжение. Электроника, кстати, совершенно независима от флуктуаций входного питания, и находится вдали от слабых сигналов с картриджа и электронных элементов секции фонокоррекции. За счёт высокой эффективности электроники, привода и моторов, само устройство во время работы остаётся холодным и нигде не выделяет тепла.
Переходим к тонарму: это – не стоковое решение.
9-дюймовый тонарм изготовлен из карбоно-алюминиевого композита, размещённого на карданном подвесе, с карданным же подшипником из стали и керамики. И хотя используется обычный противовес, антискейтинг точно настраивается специальным регулятором. Предварительная настройка – на картридж, который идёт в комплекте. Это MC-головка, созданная по спецификациям Burmester, выполнена в алюминиевом корпусе, который отлично вписывается в общий дизайн проигрывателя. И да, головка уже установлена на заводе.
175-й разработан как законченная система, которую Burmerster называет «активным» проигрывателем, что также означает наличие встроенного фонокорректора. Внутри прототипа был установлен Burmester 100.
Встроенный в серийный проигрыватель фонокорректор взял всё самое лучшее от модели 100.
Это значит, что даже самые тихие сигналы будут бережно усилены по максимально короткому пути. И тут мы говорим о пути менее 30 см от выхода картриджа до схемы фонокоррекции. В этой секции воплощены практически все возможности Burmester 100, за исключением MM-фонокоррекции, АЦП и индикатора. Она оптимизирована для использования внутри 175 и подготовлена для принятия сигналов с выдающейся точностью. Если вы решите сменить комплектную головку, имейте в виду, что фонокорректор рассчитан на работу исключительно с MC-картриджем и позволяет регулировать нагрузку (это одно из самых заметных изменений по сравнению с прототипом версии «Мюнхен 2017», а ещё органы управления фонокорректором переехали с передней панели на заднюю).
Со скрупулезной точностью модель 175 повторяет по высоте другие продукты серии Reference – такие, как предусилитель 077. И это – включая основание. Хотя тут внешний вид может быть обманчив, потому как основание тут по факту – магнитная подвеска и вся огромная масса 175 «подвешена» над тремя магнитами (все остальные продукты Burmester из домашней линейки оснащены четырьмя ножками, которые крепятся к обычной плите/основанию). Это, кстати, позволяет выровнять «вертушку» при установке на не очень ровную поверхность. Но разве кому-то придет в голову ставить виниловый проигрыватель за £30 000 на неровную поверхность? Думаю, что этот аппарат – своеобразный тест на саму природу полного винилового проигрывателя, но смысла в этом особого не вижу.
На самом деле это великолепный виниловый проигрыватель в сборе, который идеально вписывается в «Бурмистеровскую экосистему» (и не только) по дизайну и что еще более важно – по качеству звучания. И здесь есть интересный момент – поставьте что-нибудь хорошее с заводным ритмом, например «Wake Up and Make Love with Me» от Йена Дюри и Blockheads (New Boots and Panties!! Stiff/Speakers Corner) в качестве затравки и звучание может показаться медленным. Послушайте пару треков и снова вернитесь к началу и вы получите отвязный ритв и глубину. И это великолепное отличие искушенного звучания проигрывателя, потому что такую глубину ритма и прозрачный низ вашему мозгу нужно сначала осмыслить. Если я возвращаюсь к треку после прослушивания нескольких других и он все равно звучит медленно и тягуче, я делаю вывод, что проигрыватель звучит «медленно». В случае 175 мозгу нужно обработать информацию на протяжении нескольких циклов, чтобы адаптироваться к глубине энергии и драйва – и все это – отличный знак!
Общий характер звучания – потрясающая легкость, с которой его можно слушать. Много высоких чистот, низкочастотной энергии, высокая детальность в среднем басе, при этом ничего из вышеописанного не подается в тяжелой или агрессивной манере, начиная с того, что все звучит поначалу практически расслабленно. Как и в случае с басом, это требует некоторого времени на привыкание, но к этому нюансу можно привыкнуть гораздо быстрее, если вы сравните звучание с цифровыми аппаратами линейки Reference от Burmerster. Эта легкость и натуральность – похоже, фирменная черта этих продуктов. Является ли это фирменной «фишкой» звучания Burmester Reference, или же просто продукты разработаны так, чтобы звучать наилучшим образом – выбирайте сами. С моей точки зрения – верно и первое, и второе. Звучание 175 может быть и не столь выдающееся вне экосистемы Burmester, где правит бал яркое и прямое звучание, но лёгкий воздушный саунд обеспечит гораздо более комфортное прослушивание, чем у многих более навороченных проигрывателей.
Что Burmester 175 делает «на 5+» – это передача атмосферы, акустики помещения, которые озвучиваются с абсолютной точностью и чёткостью.
«Rakim» с альбома «Toward The Within» Dead Can Dance – идеальный тому пример. Тут есть целый минивихрь звука, заключающий слушателя в центр глубоких и выразитильных звуков, выдаваемых музыкантами. Зачастую это все звучит, как излишне обработанная претензионная каша, но не в случае с 175-м. Это довольно трудно описать.
Способность Burmester обращаться с подобными треками исходит из комбинации двух факторов: практически свободный от шумов путь сигнала до фонокорректора (вы можете поставить усиление на 11 и использовать картридж в роли микрофона, и даже в таком случае услышите лишь очень слабое шипение – настолько всё круто) и потрясающую стабильность. Со всеми этими спрятанными пассиками и быстрой раскруткой вас можно будет простить, если вы посчитаете, что это вертушка с прямым приводом. А точность регулировки скорости может лишь поддержать это заблуждение.
Кроме того, у 175-й есть редкая возможность не вмешивать шум поверхности пластинки в музыкальный ряд, даже при механическом повреждении дорожек.
Щелчки и треск все-равно заметны, но они не вызывают раздражения от заглушения музыки, как у некоторых других моделей. Я отметил такой эффект на пластинке «Requiem» (EMI) от Фауре, которая уже не в самой лучшей форме. Хор начинает практически скрипеть из-за испорченной дорожки, но все это маскируется в большинстве вертушек звуком «жарящегося бекона», который образуется от всех этих щелчков и треска. «Бекон» никуда не пропадает, также как и «скрип» хора, но это все не сваливается в кашу и вы можете расслышать детали. Это, наверное, заслуга «ласточкиного хвоста» с более легкой и расслабленной верхней серединой, выдаваемой 175-й моделью. Но точно сказать, фирменный ли это почерк или результат точного воспроизведения, очень трудно. Однозначно, если вы ассоциируете «точность» с «клинической прохладой» – это не ваша вертушка, если вам нравится очень богатое и сочное звучание — то 175-й тоже не для вас.
У этой виниловой системы много положительных черт, но, пожалуй, самая заметная — она затягивает слушателя.
Прервать трек во время воспроизведения не такая трагедия, как может получиться на других системах, но обычно вы с удовольствием будете слушать как один трек переходит в другой, а там может быть и в следующую пластинку. Только не берите с собой на прослушивание 175-й альбом «Yessongs»!
Так как это продукт компании Burmester, есть один аспект конструкции, который может вызвать раздражение у пользователя, не знакомого с экосистемой компании. Это исключительно балансный выход. На самом деле это правильная идея сразу с двух точек зрения: продукты Burmester изначально разрабатываются как балансные (в комплекте переходники XLR-RCA для небалансных компонентов) и картриджи являются балансным источником сигнала. Но есть люди, которые балансные соединения не приемлют принципиально и вычеркнут в результате этот аппарат из списка возможных. Они сами себя наказывают!
Имеется небольшой нюанс для тех, у кого уже есть система Burmester: 175-й заменит ваш недавно купленный 100-й фонокорректор. Его можно будет выгодно продать на вторичном рынке: этот фонокорректор остается шедевром, но тем, кто захочет купить законченное виниловое решение от Burmester, пристроить в систему 100-й будет уже некуда.
Burmester 175 обязан быть выдающимся виниловым проигрывателем.
Первый действительно крупный продукт после ухода из жизни Дитера Бурместера, первый виниловый проигрыватель компании, самая дорогая законченная виниловая система и принадлежность к линейке Reference. Достаточно где-то оплошать и точно без крови не обойдется! К счастью, все могут расслабиться, при написании этого обзора никто не пострадал. Это просто чертовски хорошая вертушка, причём даже более интересная, чем ожидаешь от нее, учитывая первый опыт компании на ниве виниловых проигрывателей. Её цена и позиционирование позволяют рассматривать ее среди наилучших продуктов на рынке, причем как с точки зрения конструкции, так и качества звучания. Если вас всё это интересует (а кого нет?) – ваш выбор очевиден.
Очень странно что у Burmester появился проигрыватель. Когда я спросил Дитера, почему они не делают вертушки, он ответил что есть много компаний, которые их делают лучше. С чем связан выпуск данного гаджета?
Решили что так же есть много компаний, которые делают их хуже)))))
Дитера мы к сожалению спросить уже не сможем, а вот оценить качество получившегося аппарата — вполне.
Витя, ты ведь беседовал с Дитером лет семь-восемь тому, не меньше. Видимо, за прошедшие годы концепция мэтра претерпела некоторые изменения. Берлинцы нас уверяют, что разработка вертушки началась именно с подачи Дитера. И по срокам похоже: первый «правильно работающий» прототип они показали ещё весной прошлого года.
Переклинило старика на старости лет, если это правда. Хотя я думаю что не его эта идея.
Ну тут, действительно, расписку уже не попросишь… 🙁
Ну а помнишь, фонокорректор как-бы из ниоткуда
А какой привод у вертака, кто знает?
Наверное пассиковый, если даже сидюки с резинкой
Эх, разобрать бы, был бы понятен прототип. Сами они вряд ли стали бы
Thorens по виду)
Я согласен абсолютно. Взяли топовыый торенс и одели под себя
Виктор Кузнецов Ощущение, что самих материалов никто не читает. Четыре двигателя, пассики. Вот схема (она в статье приводится):
Павел, торенс думаю нервно курит в углу, глядя на ЭТО 😉
О, вот это и было интересно. Распределенные боковые нагрузки на ось