Джим Остин, эксперт американского аудиофильского портала Stereophile.com, внимательно изучает попавший к нему в руки интегральник Mark Levinson №5805. Усилитель только в прошлом месяце был представлен на мюнхенской выставке «High End 2019». Вердикт по результатам сравнительного прослушивания: у аппарата мало или вовсе нет недостатков. Приводим перевод этого обзора целиком.

 

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным: интегральный усилитель Mark Levinson №5805 в обзоре Stereophile.com

Аудиотехнику Mark Levinson не отнесёшь к бюджетной категории: ведь большинство людей назовет бюджетным лишь автомобиль за $8500. Однако можно утверждать, что новый интегральный усилитель №5805 ($8500 со встроенными ЦАП и фонокорректором) является компонентом, сочетающим высокое качество звучания и изготовления с умеренной, по меркам Hi-Fi, стоимостью. К тому же этот аппарат может похвастаться богатым функционалом.

Допустим, вы хотите как можно быстрее собрать очень хорошую аудиосистему из минимального количества компонентов. Конструкция модели №5805 включает в себя цифро-аналоговый преобразователь, фонокорректор MM и MC, предусилитель, усилитель мощности и выход на наушники. Загибая пальцы, можно насчитать пять основных функций – при средней стоимости $1700 за функцию, что значительно меньше, чем у отдельных компонентов того же класса из перечня Stereophile‘s Recommended Components. И ещё не забудьте учесть стоимость межблочных кабелей! После таких рассуждений №5805 начинает выглядеть более выгодным приобретением, не так ли?

Современный интегральный усилитель

Mark Levinson №5805 имеет характерные для большого усилителя размеры, но с увеличенной глубиной (507 мм) и весьма внушительным весом (28.1 кг). Усилитель стильно выглядит: матово-чёрный корпус выгодно оттеняют красная индикация, ручки с профилем песочных часов и детали из стекла и матового алюминия.

Но более всего впечатляет полнота его возможностей. Этот усилитель Mark Levinson имеет по четыре аналоговых и цифровых входа. Среди цифровых входов представлены USB 2.0, коаксиальный S/PDIF и два TosLink S/PDIF. Из аналоговых есть один балансный вход (XLR), два небалансных линейных входа (RCA) и два входа фонокорректора (MM или MC – оба RCA, но в каждый момент времени может быть использован только один из них). Есть также режим обходного канала для домашнего кинотеатра и порт Ethernet для управления – но не для музыки. Комплект выходов типичен для интегрального усилителя: разъёмы для подключения акустических систем дополняют настраиваемые выходы предусилителя (RCA) и стандартный разъем для наушников. Здесь нет отдельного усилителя для наушников – только мощный предусилитель, к которому подключаются и наушники.

Схема предусилителя построена на основе дискретной двойной монофонической архитектуры Mark Levinson с непосредственной связью. В регуляторе громкости используется резисторная цепь, подключённая к одиночному каскаду усиления предусилителя, вместо традиционной регулировки громкости с усилением и последующим ослаблением. Громкость можно регулировать с достаточно малым шагом в 0.5 дБ.

Компания отмечает, что каскад предварительного усиления фонокорректора похож на удачную схему, использованную в предусилителях серии 500. Но там все собрано на дискретных компонентах, в то время как здесь, для снижения себестоимости, использованы несколько интегральных схем. Каскад коррекции RIAA также является гибридным: частично пассивным, частично активным. Нагрузка для звукоснимателя более гибкая, чем у большинстве встроенных фонокорректоров: в режиме ММ, который в соответствии со спецификацией имеет усиление 39 дБ, установлена нагрузка 47 кОм. Но здесь есть четыре ёмкостные настройки нагрузки. МС-картриджи, для которых доступно усиление 69 дБ, могут иметь нагрузку от 37 до 1000 Ом. Есть отключаемый фильтр рокота и регулятор баланса каналов звукоснимателя на ±3 дБ.

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным: интегральный усилитель Mark Levinson №5805 в обзоре Stereophile.com

Цифровые входы поддерживают PCM до уровня DXD (32/384) и DSD до 11.4 МГц (4xDSD), последний вариант – через PCM (DоP) или обычный DSD. При обработке PCM можно выбирать семь фильтров и четыре фильтра – для DSD. Для PCM предлагается повышающая дискретизация до 352.8/384 кГц, по выбору пользователя. Повышение частоты дискретизации доступно и для DSD до 4x. Модель №5805 может декодировать и воспроизводить закодированный звук MQA.

Ещё совсем недавно поддержка Bluetooth Hi-Fi-компонентами была редкостью. Но усилитель №5805 уже поддерживает Bluetooth в версии aptX-HD, передающий аудиоконтент без потерь и обеспечивающий высококачественное звучание. Однако при том, что сопрягаться №5805 способен с любым Bluetooth-устройством, получать аудиоконтент он сможет только от устройств с поддержкой aptX-HD.

Зачем мне нужен Bluetooth? Потому что меня не интересует видео. У меня есть телевизор, но большую часть времени он стоит выключенным в углу. Когда я один, фильмы и спортивные репортажи смотрю на своем MacBook Pro, сидя в кресле с вытянутыми ногами, за исключением коллективного просмотра какого-нибудь фильма или спортивного мероприятия вместе с семьёй или друзьями, для которых я вытаскиваю телевизор и подключаю его к моей стереосистеме. У меня одно и тоже место для просмотра и для прослушивания, поэтому здорово иметь возможность передавать аудиосигналы с моего компьютера в систему по беспроводной сети с малой задержкой. Я могу смотреть фильмы и на экране 13″, но, по крайней мере, получаю хороший звук.

Согласно спецификации модели №5805, полностью дискретная секция усилителя использует непосредственную связь с выходным каскадом класса AB, рассчитанным на 125 Вт при сопротивлении акустической системы 8 Ом. И выдаёт почти вдвое большую мощность при нагрузке 4 Ом. Трансформатор с отдельными выходными обмотками для каждого из каналов рассчитан, как минимум, на 500 ВА. Этого достаточно, чтобы сделать усилитель «стабильным» при нагрузке 2 Ом. Топология усиления по напряжению, которая взята из конструкции усилителя мощности уровня Mark Levinson №534, имеет сопряжение с выходным каскадом на восьми транзисторах, два из которых работают в классе A. Смещение выходного каскада автоматически корректируется в зависимости от температуры, что я считаю важным. Заявлено низкое выходное сопротивление – около одной десятой ома во всём диапазоне частот.

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным: интегральный усилитель Mark Levinson №5805 в обзоре Stereophile.com

Система управления многофункциональная, включая регулируемые входные сигналы, так что вы можете подобрать громкость различных источников и установить для них максимальную громкость. Функция отключения звука (Mute) может быть настроена так, чтобы приглушить звук, а не полностью отключить его. «Taper» позволяет подобрать скорость изменения громкости при повороте регулятора. Есть функция автоотключения, которая выключает ваш усилитель после 20 минут бездействия. На выбор предлагается три режима ожидания. Первый потребляет всего 7 Вт электроэнергии, тем самым удовлетворяя экологическим нормам ЕС, другой поддерживает активной систему управления для приёма команд с пульта дистанционного управления, а третий потребляет 70 Вт и рекомендуется к использованию, если вы не хотите ждать, пока усилитель прогреется, прежде чем вы получите оптимальный звук.

Используя порт Ethernet для подключения вашего аппарата к сети, вы сможете регулировать настройки с помощью веб-браузера. Кроме того, это можно сделать с помощью пульта ДУ или с передней панели усилителя.

Прослушивание

Не многие люди покупают полнофункциональный интегральный усилитель, чтобы использовать только предусилитель или ЦАП (есть исключения, но обычно они связаны с классическими моделями: сразу вспоминается предусилитель Audio Research SP-10 – некоторые владельцы использования лишь секцию фонокорректора). Большинство приобретает его для того, чтобы использовать в качестве основного компонента в относительно компактной аудиосистеме. Итак, я начал прослушивание №5805, полностью использовав его внутренний ЦАП и предусилитель, подключив выход усилителя непосредственно к акустическим системам (я проложил USB-кабели от сервера Roon ROCK до ЦАП PS Audio DirectStream и усилителя Mark Levinson № 5805).

Заметив, что в последнее время я использовал треки из Nojima Plays Liszt (176,4/24 загрузки Reference Recordings RR-25), записанные Китом Джонсоном, для прослушивания предварительных усилителей, Джон Аткинсон дал мне копию собственной записи Sonata Листа (CD, Stereophile STPH008-2) с Робертом Сильверманом, исполняющим программу, которая, как и у Нодзиме, включает в себя сонату си минор. Я отриповал запись с CD и сохранил на своем сервере Roon ROCK.

Мне нравится, как звучит Nojima, но записи Аткинсона звучат более естественно – они больше похожи на звук Стейнвея с действительно хороших мест в маленьком зале. А интерпретация Сильвермана безупречна.

Используя эталонную электронику из моей системы, я включил «Andante Sostenuto-Quasi Adagio» из сонаты си-минор и увеличивал громкость до тех пор, пока не услышал уровни концертного зала; ff (и fff) между примерно 3 и 4 минутами пьесы были убедительными, но не напряженными. Я проверил громкость с помощью розового шума и приложения для измерения уровня на моем iPhone. Уровень был точно 75 дБ, достигнув пикового значения на 75.8. Затем подключил акустические системы через Mark Levinson, воспроизвел ту же самую дорожку с розовым шумом и, используя регулятор громкости на усилителе, подобрал громкость в пределах 0.1 дБ (75.7 дБ). Я повторно прослушал вторую часть из сонаты Листа си минор.

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным: интегральный усилитель Mark Levinson №5805 в обзоре Stereophile.com

В воображаемом зрительном зале я оказался ближе к пианино. Звуковая сцена у Mark Levinson была больше, выше и всегда немного менее нарочитой. Передние фронты музыкальных фраз были чуть менее резкими. Я не воспринимал музыку через усилитель более громкой, и она не была громче. Но, за исключением фактической воспринимаемой громкости, эффект был типичным для того, что я слышу, когда увеличиваю громкость. Это звучание было, возможно, немного более ярким и внушительным, но также немного менее живым. Иллюзия пианино, установленного на сцене в концертном зале, была несколько менее убедительной. Но музыкальное воздействие не уменьшилось. Я предпочёл свой комплект компонентов за $30 000, но другие люди могли бы отдать преимущество и более яркой, немного более продвинутой презентации Mark Levinson за $8500. Я немного поиграл с настройками фильтра, включил и выключил передискретизацию. Основной звуковой характер не изменился. Если бы я не зарабатывал себе на жизнь, выискивая различия в звучании различных аудиокомпонентов, я был бы абсолютно удовлетворён.

Какая часть №5805 отвечает за различия, которые я слышал, в сравнении с референсной системой? Это был ЦАП? Усилитель мощности? Предварительный усилитель? Как оказалось, всё вышеперечисленное.

Я соединил выход моего ЦАП PS Audio и симметричный аналоговый вход Mark Levinson. Звук был громче на несколько дБ, поэтому я записал настройку громкости усилителя, а затем уменьшил громкость с помощью пульта дистанционного управления. Теперь я непосредственно сравнивал встроенный ЦАП Mark Levinson с ЦАП PS Audio. Теперь звук был больше похож на звук моей референсной системы, но объекты казались ещё больше и ближе. Возможно, тогда я мог бы просто уменьшить громкость и устранить эффект? Я попробовал это сделать. Габариты пианино немного ужались, а образ немного сфокусировался, но переходные процессы по-прежнему представлялись чуть сглаженными, а музыка теперь казалась более спокойной. Я давно убеждён, что для каждой записи музыки есть оптимальная настройка громкости, но зависит ли эта настройка от используемого акустического преобразователя?

Возможно, хорошим визуальным сравнением было бы одно из больших полотен Моне с водяными лилиями – немного более красочное, чем в жизни, с чуть меньшим разрешением, чем по-настоящему реалистичное изображение, но красивое.

Я наслаждаюсь

Затем дошла очередь и до винила. У меня не было под рукой ММ-картриджа, поэтому я использовал привычным способом свой Ortofon Xpression MC с низким выходным током, усиливая его выход с помощью специфической для Ortofon версии стандартного повышающего трансформатора Auditorium 23, который управляет предусилителем EAR 834P, установленным в режим MM. Это, в конечном счёте, почти честное сравнение: Текущая стоимость Auditorium 23 ($1395) в сочетании с ценой EAR ($1895) выводит мой phono-комплект, по крайней мере, в ту же ценовую категорию, что и секция фонокорректора №5805.

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным: интегральный усилитель Mark Levinson №5805 в обзоре Stereophile.com

Я снова сопоставил уровни, на этот раз используя запись розового шума c тестового винилового диска. Затем поставил пару знакомых треков, но в основном слушал оригинальную джазовую классику типа Mulligan Meets Monk (OJC-301, из оригинального Riverside, RLP-1106), этот альбом я слушал сотни раз. Это хороший тестовый альбом, потому что ритм-секция (Уилбер Уэйр и Шэдоу Уилсон) довольно мягкая, и бывает так, что её трудно найти на фоне духовых инструментов и фортепиано. В хорошей системе они точно позиционируются, чуть вдали (на расстоянии примерно 3 м) за ведущими шоу, образ которых вы могли бы видеть и слышать.

При использовании с повышающим трансформатором Auditorium 23 обе сцены оказались яркими и привлекательными. У Mark Levinson было лучшее расширение низких частот и чёткость басов. Я не замечал потери оттенка или текстуры, но обычно я этого не слышу, пока используется повышающий трансформатор. В целом, сцена у №5805 улучшила EAR, но это было вблизи. Различия, которые я слышал, были в диапазоне, легко маскируемом небольшими неправильными настройками громкости.

С MC-картриджем сложнее добиться успеха, чем с сопоставимым MM, особенно если он имеет низкий выходной сигнал. Проблема, безусловно, усугубляется, когда вы должны вставить в тот же самый корпус ещё и усилитель мощности, сложный и, возможно, шумный управляющий компьютер и ЦАП, который работает на высоких частотах. Все эти элементы присутствуют в конструкции аппарата от Mark Levinson.

Давайте отключим повышающий трансформатор и посмотрим, как ведет себя Левинсон в режиме MC.

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным: интегральный усилитель Mark Levinson №5805 в обзоре Stereophile.com

Сначала у меня были некоторые проблемы с шумом, но они оказались полностью моей ошибкой: я не обеспечил хорошего заземления. Когда я просто подключил провод заземления от моего 12-дюймового тонарма Schick напрямую к заземлению фонокорректора в Mark Levinson, шум исчез.

На заднем плане остался небольшой шум в широком спектре, который вы можете услышать только при повышенном уровне громкости, когда поднимите иглу и приложите ухо к акустической системе. При записи этот вид шума маскируется канавочным шумом, похожим по характеру даже на очень тихих записях. С началом воспроизведения музыки у вас нет шансов его услышать, и даже если вы сможете это сделать, широкополосный шум не вызывает неприятных ощущений.

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным. На собственном «Rhythm-a-ning» Монка – на одном из треков с более заметным ритмом глубина звуковой сцены была превосходной, с Уэром и Уилсоном в восьми футах позади от плоскости Монка и Маллигана. Каждая нота баса Уэра имела легко узнаваемый тон, что бывает не в каждой виниловой системе. Рояль Монка звучал сотрясающе. У тарелок Уилсона была энергия, но они не были резкими. Эта запись, с которой я очень хорошо знаком, звучала сама по себе.

Я столкнулся с небольшой проблемой у №5805: переключение с одного входа на другой могло занять секунду или больше. Тодд Эйхенбаум, директор Harman по проектированию люксового аудио, сказал мне, что такое медленное переключение необходимо из-за прямого соединения. «Нам нужно выделить дополнительное время при смене входов, потому что устройство имеет прямую межкаскадную связь, а постоянному току нужно время для успокоения. Ускорение приведет к появлению щелчков при смене входов. Мы соответствующим образом настраивали программное обеспечение и порядок действий при смене входов. Следующая версия программного обеспечения должна немного ускорить этот процесс». Я нахожу эту проблему существенной, когда пытаюсь сравнить один вход с другим – например, внутренний ЦАП с внешним ЦАП. Но этот недостаток имеет гораздо меньшее значение, когда вы просто слушаете музыку.

Наушники

Я немного послушал усилитель №5805 через мои Sennheiser HD 650. Эта тема требует отдельного обзора, но здесь я хочу кратко отметить: выход для подключения наушников у Mark Levinson был свободен от слышимого шума, обеспечил для HD 650 достаточно высокую громкость и выявил то, что я привык считать главной особенностью своих наушников – разрешение вокала (хотя, возможно, оно и не такое высокое, как у лучших современных моделей) оказалось немного ниже нейтрального.

Выводы

Свой первый опыт я получал в 1980-х годах на 300-долларовых японских ресиверах. С тех пор я столкнулся с рядом дорогой техники Hi-Fi, но не дошел до такой степени, чтобы привыкнуть к высоким ценам на аудио. $8500 – скромный ценник по стандартам перфекционистов от Hi-Fi, особенно если учесть, какую полезную вещь они покупают. Но эта техника всё ещё дорогая почти для всех остальных людей. Тем не менее, Mark Levinson №5805 дешевле, чем другие модели в своем классе.

Габариты тоже имеют значение: мои усилители, предусилитель, ЦАП и фонокорректор достигают все вместе примерно пятикратной массы №5805 и трёх-четырёхкратной его громкости. На полке (и на полу) освобождается немало места, если все компоненты объединены в одном корпусе.

Перфекционистское аудио – это странное занятие. За этим делом я провожу примерно три четверти своего времени. А оставшуюся четверть задаюсь вопросом, стоило ли оно того? Какой смысл тратить так много времени и денег на поиск по-настоящему живого звучания системы, когда оно достижимо только с помощью самых лучших записей, которых относительно немного? Хотя у меня и нет подобных планов, но если бы я завтра решил покинуть мир высококачественного аудио и поселиться, скажем, в небольшом коттедже во Флориде с собакой, причалом и лодочной станцией, тогда бы я обратил очень серьёзное внимание на такую технику, как этот усилитель. №5805 предлагает превосходный звук в компактном стильном корпусе. У него мало или вообще нет недостатков.

Как только я всё настроил, звук стал просто великолепным: интегральный усилитель Mark Levinson №5805 в обзоре Stereophile.com

Технические характеристики усилителя Mark Levinson №5805

Двухканальный полупроводниковый интегральный усилитель со встроенным ЦАП и MM/MC-фонокорректором.

Аналоговые входы: 1 пара балансных, 2 пары небалансных.
Фонокорректор: ММ или МС (переключаемый).
Цифровые входы: один асинхронный USB 2.0 B Audio, два оптических, один коаксиальный (S/PDIF).
Выходы: два настраиваемых выхода линейного уровня (RCA).
Две зажимные клеммы для подключения акустических систем.
Входы для управления: Ethernet, RS232 и USB A.
Входное сопротивление: 20 кОм (балансный вход), 10 кОм (небалансный вход). Системное усиление с линейного уровня: 34.5 дБ с установленной на максимум громкостью.
Выходная мощность: 125 Вт на канал с нагрузкой 8 Ом (21 дБ Вт).
Выходное сопротивление: <0.098 Ом, 20 Гц – 10 кГц, <0.11 Ом на 20 кГц.

Фонокорректор

Точность RIAA: ±0.3 дБ / 20 Гц – 20 кГц.

MM-картридж
Входное сопротивление: 47 кОм.
Входная ёмкость: регулируемая.
Усиление: 39 дБ.

MC-картридж
Входное сопротивление: регулируемое.
Усиление: 69 дБ.

Цифро-аналоговый преобразователь

Выходной уровень: 5.7 В RMS на полную шкалу.
Частота дискретизации/разрядность: PCM до 384 кГц, до 32 бит.
DSD: обычный DOP, одинарная, двойная или четырехскоростная.
Декодирование полного MQA.
Семь настраиваемых пользователем цифровых фильтров.
Реулируемая пользователем повышающая дискретизация на PCM и DSD.
Выходное сопротивление наушников: <2.5 Ом, 20 Гц – 20 кГц.

Габариты (Ш х В х Г): 438 х 145 х 507 мм
Вес: 28.1 кг.
Отделка: Матовая чёрная с матированным алюминием.
Гарантия 5 лет.

Состав тестовой системы

Аналоговые источники:
Проигрыватель Thorens TD 124 (восстановленный Schopper AG), тонарм Thomas Schick 12″, картридж Ortofon Xpression.

Цифровые источники:
компьютер Intel NUC с диском SSD, на котором установлен Roon Optimized Core Kit,
ЦАП PS Аудио DirectStream.

Предварительный усилитель:
стандартный повышающий трансформатор Auditorium 23,
корректирующий предусилитель EAR 834P,
предусилитель PS Audio BHK Signature,
предусилитель Pass Labs XP-22

Усилители мощности:
Pass Laboratories XA60.8(моноблок),
PS Audio BHK Signature 300 (моноблок).

Акустические системы:
Revel Ultima2 Salon2.

Кабели
Цифровые:
AudioQuest Carbon & Cinnamon & Coffee (USB),
Comprehensive Connectivity DXLRP-DXLRJ-6EXF (USB).
Межблочные:
Auditorium 23?
Clarus Crimson (RCA, XLR).
Акустические:
Auditorium 23.

Аксессуары:
стабилизатор питания PS Power Plant P10,
основание из сланца от Oswalds Mill Audio (под проигрыватель),
мультимедийная консоль Chilton Durham из вишнёвого дерева с опорами,
закрытая тканью акустическая абсорбционная панель Auralex ProPanel.