Если позволяют средства, эксперты британского издания Hi-Fi News & Record Review Джейми Бизманс и Пол Миллер настоятельно рекомендуют присмотреться к комплекту из предварительного и оконечного (а лучше – двух!) усилителей компании Hegel. P30A и H30A образуют впечатляющий бескомпромиссный дуэт.
После представления дебютного фонокорректора V10, в процессе обновления модельного ряда именитого норвежского производителя Hegel наступило некоторое затишье. Заметной победой стала долгожданная сертификация линейки интегральных усилителей компании на совместимость с программным обеспечением Roon.
Используя довольно прозрачную аналогию, нынешние флагманские аппараты разработчики из Осло назвали «Дирижер» (пред) и «Оркестр» (мощник). С 2010-го, момента появления именитых предшественников P30A и H30A, утекло немало воды. За это время, в частности, была разработана вторая версия фирменной технологии Hegel SoundEngine.
Внешность новых аппаратов осталась традиционно аскетичной, что в целом характерно для скандинавской техники. Из отличий добавилась характерная фаска на верхней грани фронтальной панели.
У предварительного усилителя всего два управляющих элемента: селектор входов и регулятор уровня сигнала. Для отображения текущего состояния служит монохромный дисплей. Коммутационные возможности представлены тремя RCA-входами и парой XLR, а также кинотеатральным транзитом.
В блоке питания оконечного усилителя установлены два тороидальных трансформатора номиналом по киловатту. Рядом с ними – банк фильтрующих конденсаторов суммарной ёмкостью более 130 тысяч мкФ. В выходных каскадах имеются более полусотни транзисторов Sanken. Задекларирована номинальная выходная мощность в 300 Вт на канал при нагрузке 8 Ом.
Любопытно, что Hegel позиционирует H30A в первую очередь как моноблок, когда оба канала работают на одну нагрузку в мостовом режиме.
Лабораторные измерения предварительного усилителя показали, что его АЧХ простирается практически от нуля до 100 кГц при неравномерности менее 1 дБ. В звуковом диапазоне частот уровень искажений и не превышает тысячные доли процента. Уровень входного сигнала может доходить до 10 В, выходного – 13.8 В. Разделение каналов превышает 100 дБ при разбалансе 0.05 дБ.
Динамическая мощность оконечного усилителя в стереорежиме составляет 329 / 655 / 1280 / 2450 Вт на канал при нагрузке 8 / 4 / 2 / 1 Ом соответственно. Максимальный ток при этом достигает 50 А. В режиме моноблока мощность фактически удваивается. Для нагрузки 8 / 4 / 2 Ом она достигает 1310 / 2590 / 4990 Вт.
Показательно, что и без того низкий уровень искажений уменьшается фактически втрое после получасового прогрева.
Кроме того, уровень искажений слабо зависит от уровня сигнала, начиная с первых ватт и до максимальной громкости. Измерение выходного импеданса говорит о значении фактора демпфирования больше полутысячи. Этого более чем достаточно для контроля любой нагрузки.
На примере вагнеровской сюиты «Парсифаль» система впечатляет очень естественной, реалистичной картинкой. Звучание буквально переполнено деталями. Так много всего происходит, как с точки зрения композиции, так и с точки зрения динамики… И всё это блестяще показано в очень большом масштабе.
Еще одна интерпретация Вагнера – это The Ring: An Orchestra Неэме Ярви. Воспроизведение «Полета Валькирий» на большой громкости, которое в наши дни вызывает образы зловещих вертолетов горохового цвета вместо оригинальных воительниц (спасибо Копполе!), ни на йоту не напрягает систему Hegel.
Инструменты звучат кристально чисто, от атаки валторн до продолжительного грохота тарелок.
Слушателям, привыкшим к усилителям с ярким звуковым почерком, интерпретация Hegel может показаться поначалу немного скучной. Но ведь практически все стремятся слушать именно музыку, а не аппаратуру.
Folkesange, последний альбом датской исполнительницы Myrkur (урожденной Амали Брюн), сочетает в себе традиционный скандинавский фолк и инструменты с более современным звучанием. Предыдущий состав Myrkur имеет другой стиль, ближе к блэк-металу. И он ставит перед Hegel P30A+H30A задачу воспроизведения гитары и двойного бас-барабана. На их фоне буквально парят более деликатные инструменты. Мощные аккорды, драматическая игра на фортепиано с вокалом – очень разные по характеру композиции. Но эта комбинация Hegel способна с одинаковым размахом справиться с большими оркестровками и более изысканными произведениями.