Едва успев появиться на свет, интегральный усилитель H90 норвежского производителя музыкальных компонентов Hegel сумел заслужить самую высокую оценку маститого эксперта британского журнала «Hi-Fi+». Что же так воодушевило Алана Сиркома? Читайте ниже перевод этого материала!

 

Интегральный усилитель Hegel H90

Алан Сирком

Интегральный усилитель Hegel H90
Интегральный усилитель Hegel H90

Я не скрывал того удовольствия, которое получил, слушая интегральный усилитель Hegel H80. Младшая модель от высококлассного норвежского производителя электроники последние четыре года достойно выступала в более тяжёлой весовой категории, часто являясь самым дешевым звеном в очень дорогой цепи.

H90 стал заменой H80 и практически во всём является усовершенствованием своего предшественника, при этом цена осталась на прежнем уровне. И несмотря на то, что внешне они очень похожи и занимают одно и то же место в каталоге, они не смогли бы быть более разными.

Hegel сильно изменился за годы, прошедшие между выпуском H80 и H90. H80 был одной из первых моделей «обновлённой» линейки компании, где были представлены усовершенствованные версии проверенной временем схемы «SoundEngine». Последующие разработки значительно улучшили производительность усилителей марки Hegel.

Норвежская компания выпускает обширный ассортимент продукции, и в конструкции H90 использованы сразу несколько ключевых технологий компании под такими выразительными названиями, как «DualAmp» и «DualPower», наряду с вышеупомянутым «SoundEngine». Стоит почитать документацию, чтобы получить более развернутые описания, чем те, что мы можем позволить себе в рамках журнальной статьи.

По сути, технология «DualAmp» разделяет этапы усиления напряжения и тока между двумя различными усилительными модулями, в то время как «DualPower» предназначена для подачи тока от небольшого источника питания на каскад усиления входа / напряжения в секции предусилителя и на токовый выходной каскад тракта усилителя мощности с отдельными ответвлениями от независимых блоков питания, питающих трансформатор. «SoundEngine» является формой локального устранения ошибок вместо глобальной обратной связи, которая в плане качества звука превращает усилитель класса AB в нечто близкое по характеристикам к классу A. Все вместе они создают фирменное «органическое» звучание от Hegel, которое связано не с конкретной инженерной концепцией, а в большей степени с тестами прослушивания и обобщенным применением технологий, чтобы обеспечить как можно более естественное звучание усилителя.

Новая секция ЦАП по-прежнему включает обычные интерфейсы S/PDIF и USB, но теперь также позволяет вести потоковую передачу по сети Ethernet. 24-битный ЦАП построен на базе PCM с частотой 192 кГц. Тем, кто ищет среди продукции Hegel более высокую производительность для DSD, стоит присмотреться к одному из двух отдельных ЦАП, поскольку в настоящее время MQA не входит в состав Hegel. Эта секция также получила свое собственное обозначение в номенклатуре: «USB», как вы могли догадаться, указывает на вход USB, однако указание на это говорит о том, чтобы эффективно использовать собственную звуковую карту на входе USB. Между тем фирменная система «SynchroDAC» представляет собой систему подавления внутреннего джиттера и синхронизированного повышения дискретизации, и находится в прямом противоречии с более обычным теперь асинхронным преобразованием, используемым в большинстве USB-конвертеров. Hegel указывает на то, что асинхронная технология, которая преобразовывает джиттер в амплитудные ошибки сигнала, тем самым отрицательно влияет на цифровые данные на входе.

У H90 есть два элемента конструкции, которые радикально контрастируют с H80. Во-первых, в качестве материала передней панели теперь используется композит вместо металла, хотя, если вы не планируете использовать H90 для игры «угадай материал», это должно иметь такое значение для производительности, как и логотип на картонной коробке для доставки. В таком случае H90, действительно, менее эффективен, чем его предшественник, по крайней мере, на бумаге. Теперь это усилитель мощностью 60 Вт, тогда как H80 достигал 75 Вт на канал.

Как это ни парадоксально, H90 является более мощным усилителем с точки зрения того, что он делает с этими 60 Вт, о чём свидетельствует, в частности, высокий коэффициент демпфирования усилителя – более 2000, – что вдвое увеличивает электрическую характеристику источника питания по сравнению с его предшественником. На практике единственным реальным отличием между H80 и H90 является удаление входа XLR для псевдосимметричной работы. Поскольку, в любом случае, H80 звучал немного лучше через разъёмы Phono, избавление от XLR в пользу только оригинальных двух входов и одного выхода RCA не является большой потерей при такой цене.

Цифровые и аналоговые разъёмы на задней панели Hegel H90
Цифровые и аналоговые разъёмы на задней панели Hegel H90

В действительности, H90 имеет больше общего с Hegel Röst, чем с H80. Он оснащён тем же легко читающимся флуоресцентным дисплеем, поддерживает потоковую передачу по Ethernet и имеет один коаксиальный цифровой вход, три оптических входа Toslink и один вход USB. Фактически, если не принимать во внимание белый цвет отделки и архитектуру Control 4, вы могли бы подумать о H90 как о Röst для традиционалистов. Это совсем другой подход по сравнению с более ранней конструкцией усилителя H80, поскольку отсутствие поддержки потоковой передачи по Ethernet было существенным недостатком старшего поколения усилителей. Также поддерживается функция Apple Airplay.

Компания Hegel избежала неэффективного расходования средств на создания собственных приложений по индивидуальному заказу и рекомендует использовать комбинацию сетевого устройства хранения данных QNAP, Twonky (для контроллера сетевых запоминающих устройств) и Linn Kinsky (в качестве медиаплеера для пользователей iPhone) или Bubble UPnP (для пользователей Android). Вы также можете использовать PlugPlayer или множество других приложений, потому что «благословением» (которое для некоторых может быть «проклятием») технологии UPnP является как раз буква «U», что значит «универсальный».

Тем не менее, он успешно работает, и умная часть – это «общение» Kinsky и Bubble с  регулятором уровня громкости, а не просто побитовая «нарезка» данных. Вы также можете просто использовать Naim UnitiServe (или новый Uniti Core) и принудительно подавать сигнал на Hegel таким образом. Несмотря на это, решение Hegel является успешным, хотя, если вы новичок в сетевой передаче звука, вы должны доверять хорошему дилеру, так как поддержка Hegel ограничивается онлайн-базой документации.

С точки зрения качества звука, интересно то, насколько близко мы смогли приблизиться к Röst. У H80 было ощущение власти над звуком (что позволило ему работать с высококлассными акустическими системами, такими как Wilsons и Magicos), но у H90 оно поднялось на новый уровень, так как его контроль над динамиками акустических систем, намного превосходящий его конкурентов с ожидаемой ценой, является по-настоящему исключительным. Я почувствовал, что Röst стал усилителем Hegel с лучшим звучанием – до тех пор, пока вам не потребовался уровень контроля, как у старшего H360, отчасти из-за этого усиленного ощущения власти, а также из-за некоторой дополнительной гладкости АЧХ и баланса в области высоких частот. Это изменение относится равно и к H90, и на данный момент он представляет собой наиболее качественно звучащий усилитель в стандартном модельном ряду Hegel.

Должен признать, что составляя этот обзор, я просматриваю свои заметки как для Röst, так и для H80, и чувствую себя в согласии с самим собой, что доставляет удовольствие. Другими словами, новый H90 является квинтэссенцией всего, что было хорошего для аудиофила в Röst, но без архитектуры Control4. И всё же его звучание гораздо больше похоже на сочетание лучших аудиофильских усилителей Hegel (таких как H80) и Röst с точки зрения качества звука. Это делает его практически непревзойдённым!

Я почти автоматически возвращался к тем же музыкальным произведениям, поэтому настолько близок результат между H90 и Röst. Я писал об «Искусстве фуги» в исполнении Ermerson Quartet и «River: The Joni Letters» в исполнении Херби Хэнкока в прошлый раз, когда я встретился с усилителем Hegel. И я сделал это снова на этот раз. Зачем? Потому что они работают, они в целом соответствуют звучанию Hegel и потому что они стоят в плейлисте «Аудиофильская тестовая музыка» на моем компьютере и в моем музыкальном сервере. Как и при прошлом посещении Hegel, у них был свободный и открытый звук с отличной динамикой, контролем и всепроникающим изяществом. Если хороший производитель аудиоаппаратуры – это согласованность конструкции от чертёжной доски и до ворот фабрики, то Hegel в ударе. H90 настолько явно является характерным усилителем Hegel с точки зрения производительности, потому что он стремится не выказывать собственного характера, впрочем, как и его предшественники.

Традиционный скандинавский дизайн Hegel H90
Традиционный скандинавский дизайн Hegel H90

Подача звука в исполнении Hegel, как правило, очень чистая и слегка направленная вперёд, но эта черта успешно закалялась в каждом поколении усилителей Hegel. H80 был менее ярким, чем его предшественники, а к H90, скорее, больше подходят эпитеты «живой» и «чистый», нежели «яркий». Это делается для достижения изысканного звучания и максимально детализированной подачи, что сразу свидетельствует о глубоком понимании хороших записей и более терпимом отношении к плохим. Скажем, «Because He Was A Bonny Lad» от «The Unthanks» может звучать нединамично и слабо записанным (потому что так и было), но с помощью H90 вы сначала слышите исполнение, и только затем – качество записи. Разница в мощности между H80 и H90 является малозначимым аспектом производительности, поскольку H90 во всех практических смыслах является более мощным звуковым устройством.

Он также контролирует пару акустических систем с той полнотой, за которую столь ценится Hegel, – и даже более того. Единственная возможность узнать, что перед нами усилитель (для модельного ряда Hegel) начального уровня, это только слушать музыку, глядя на чек, выписанный продавцом. Подключите пару высокопроизводительных акустических систем к выходам H90, и вы получите чистое звучание – намного лучшее, чем можно было бы ожидать. Только тогда, когда вы действительно попытаетесь сделать слишком уж большой шаг – например, включите «Dachau Blues» из альбома «Trout Mask Replica» в исполнении «Beefheart’s» на поздне-ночном нетрезвом уровне – только тогда будет достигнут уровень «зашли слишком далеко». А ведь «зашли слишком далеко» – это почти настолько же сильно, как и «сейчас мы позвоним в полицию». Впечатляет!

Это действительно усилитель, сделанный для людей, и этим он привлекает новое поколение покупателей к философии Hegel. Ладно, все же большинство из них не будет слушать сюрреалистические альбомы почти 50-летней давности на акустике, стоимость которой в 20 раз больше, чем самого H90, но если он сможет пройти подобное испытание, то сможет сделать удовольствие от звука более совершенным для кого угодно. И поддержка потоковой передачи повышает это удовольствие, потому что сегодня это один из основных способов слушать музыку.

Еще один из способов слушать музыку – через наушники, и тут Hegel снова показывает высочайшие результаты в сравнении со встроенными усилителями. Это далеко не второстепенный вопрос, и, хотя есть более совершенные автономные усилители для наушников, перед нами очень хороший пример того, что можно сделать в специализированном двухканальном усилителе. H90 действительно может стать самым дешёвым компонентом во всей системе, но при этом не будет самым слабым звеном.

Есть почти обязательный набор рекомендаций, некоторые из которых я решил игнорировать в ходе теста на прослушивание. Во-первых, Hegel поладил с хорошим среднеуровневым кабелем Nordost. Я использовал кабели Blue Heaven от одного конца системы до другого (подключая мой любимый на сегодняшний день источник CD – Mohican от того же Hegel), и «успешно» повредил ножками SortKones под проигрывателем и усилителем. Они там не для того, чтобы поддержать продукт с плохой технической поддержкой; оправдание тратить много денег на аксессуары, подобные этому, гораздо более весомо, когда усилитель действительно хорош, а звук Nordost хорошо сочетается со звуком Hegel. Деталь, которую я немного не понял: похоже, Hegel и KEF настолько хорошо сработались, что в своих демонстрациях KEF использует электронику Hegel (и наоборот). Вместо этого я не испытывал никаких проблем с использованием H90 для оценки каждой акустической системы в этом номере журнала, а также с его использованием совместно с моим эталонным Wilson Duette Series 2.

Фишка Hegel H90 в том, что этот усилитель следует заповеди «не навреди». Он просто получает сигнал и заставляет его звучать так, как он должен, через акустические системы. Если музыка записана хорошо, звук будет хорош. Если музыка записана плохо, она все равно будет звучать… нормально. Но особенность H90 заключается в том, что он может сделать это с гораздо более экзотическими акустическими системами, чем вы могли бы себе представить для усилителя ценой в £1500. А с акустикой, более соответствующей по цене, система будет звучать просто превосходно. Вы могли бы использовать H90 с парой недорогих колонок и значительно улучшить звучание, не прикасаясь к усилителю. Как и его предшественник, только в ещё большей степени, H90 категорически рекомендуется к приобретению по этой цене. И даже далеко за ее пределами!

Рекомендованная цена — 144 990 рублей.

Hegel H90 в официальном магазине Hegel 

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя