Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

0
1324
Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

Julie Mullins

Джули Маллинз, редактор портала The Absolute Sound, тестирует флагманские напольные акустические системы компании Monitor Audio – модель PL500 II из серии Platinum II. Зачем же такой милой девушке, как Джули, эти огромные колонки? Они же выше неё на целый фут! Оказывается, тяга к масштабному, смелому и захватывающему звучанию совершенно не зависит от роста.

 

Говорят, что большие акустические системы означают большие проблемы и еще бóльшие финансовые затраты. К счастью, ни первое, ни второе утверждение не является правдой применительно к флагманской модели Platinum PL500 II от Monitor Audio. Высокие, смуглые и привлекательные, эти ребята впечатлили меня еще тогда, когда я впервые услышала их на выставке CES. Причина, по которой я была впечатлена, проста: PL500 II звучали не так, как все остальные колонки Monitor Audio, которые я слышала прежде. По сути, в таких аспектах, как тёплая, практически неисчерпаемая музыкальность, и общий нешуточный драйв, они напоминали классические модели Raidho Acoustics (не считая конструкции динамиков и порядка цен).

Monitor Audio PL500 II

К счастью, то, что поразило меня на выставке CES, оказалось не менее поразительным у меня дома. Благодаря множеству уровней глубины и детализации, восхитительной музыкальности и общей слаженности звучания, PL500 II стали для меня невероятно приятными спутниками. Это не просто энергичные акустические системы с превосходным звучанием высокого разрешения: великолепное качество изготовления, применяемые передовые технологии и покупательская ценность намного превосходят запрашиваемую цену.

Технические аспекты

Monitor Audio – британская компания с более чем сорокалетней историей, пользующаяся уважением во всем мире за множество новаторских достижений в области акустики. Бренд утвердил своё присутствие на рынке США, продолжая давнюю традицию технологического развития. Для решения этой задачи производитель несколько лет назад привлек главного инженера Дина Хартли, под руководством которого создавалась флагманская серия Platinum, где самую верхнюю позицию занимает PL500 II.

В соответствии с традицией Monitor Audio, модель PL500 II использует множество инновационных технологий, в частности – в динамиках и кроссоверах. Это стало результатом тщательного конечно-элементного моделирования и множества измерений. За которыми, естественно, последовали масштабные тестовые прослушивания. Ведь Monitor Audio создаёт все свои динамики и кроссоверы самостоятельно!

Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

PL500 II – трёхполосная напольная акустическая система с семью динамиками в конфигурации д’Апполито. Высокочастотный динамик, представляющий собой т. н. диафрагму с микроскладками (micro-pleated diaphragm, MPD), создан инженерами Monitor Audio как усовершенствованная версия ленточного твитера Air Motion Transformer (AMT), разработанного Оскаром Хайлем. Обычные АМТ имеют провал в частотной характеристике в области примерно 40 кГц, но инженеры Monitor Audio нашли способ обойти эту проблему.

Как поясняется в информационном буклете, большие перегибы (складки) в диафрагме AMT вызывали фазовые нейтрализации при всё более высоких частотах. Возникавший в результате провал, достигавший -3 дБ приблизительно при 28 кГц, устранён путем уменьшения высоты складок и увеличения их числа. MPD-твитер выдаёт равномерную АЧХ в полосе частот свыше 100 кГц. В моём случае высокие частоты при прослушивании действительно оказались шелковисто-гладкими и благозвучными, с желаемой детализацией и без шероховатостей или несоразмерных всплесков.

Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

Другими достоинствами этого усовершенствованного излучателя являются его малая масса, уменьшенная инерция и увеличенная площадь излучающей поверхности (в восемь раз больше площади обычного купольного твитера!), которые в совокупности дают переходную характеристику, присущую скорее электростатическому, нежели динамическому громкоговорителю. И действительно, я обнаружила, что этот динамик должным образом воссоздает скорость атаки, а также общую стремительную энергетику и ритм. MPD снабжён парой магнитов из сплава неодим-железо-бор спереди и сзади для уменьшения искажений, обеспечения большей равномерности АЧХ и повышения эффективности. При этом диафрагме с микроскладками нужно перемещаться всего лишь на одну восьмую расстояния, преодолеваемого среднестатистическим купольным твитером, для создания той же выходной мощности.

Что обеспечивает заявленную для PL500 II максимальную мощность и высокую чувствительность в 91 дБ при 1 Вт. Эта удивительная чувствительность позволила мне использовать для приведения PL500 II в действие сравнительно маломощный ламповый усилитель Air Tight. И результат оказался весьма приятным на слух.

Фирменные технологии Monitor Audio решили проблемы и с целостностью звучания, свойственные большим многополосным колонкам. Кроссоверы были полностью переработаны с использованием катушек индуктивности с воздушным сердечником для ВЧ- и СЧ-динамиков и сердечником из ламинированной стали – для низкочастотного.

Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

Кроме того, для уменьшения искажений, во всех динамиках с коническими диффузорами используются подвесные звуковые катушки. Для более эффективного сопряжения со звуковой катушкой, динамики имеют патентованный механизм фильтра с динамической связью Dynamic Coupling Filter (DCF). Это эластичное нейлоновое кольцо, откалиброванное так, что оно остаётся жестким вплоть до частоты среза, а по превышении частоты работает как пружина, гасящая избыточную ВЧ-энергию.

Первые впечатления

Модель PL500 II выглядит величаво, как монументальная статуя. Однако даже если вы являетесь аудиофилом, однозначно предпочитающим большие колонки, вам не нужна в комнате для прослушивания очевидная проблема типа пресловутого слона в посудной лавке. Это означает, что комната должна быть подходящих размеров. И хотя «обойти» грандиозные размеры этих колонок не получится, PL500 II может похвастаться сочетанием приятных глазу плавных обводов корпуса, минимизирующих дифракцию.

Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

Передние панели вручную обиваются исключительно качественной кожей Inglewood от Andrew Muirhead – поставщика, работающего на многие британские бренды класса «люкс».  Не отстает и отделка натуральным шпоном эбенового дерева. Корпуса подбираются по парам, и вручную покрываются одиннадцатью слоями прозрачного глянцевого лака. А для приверженцев традиционных ценностей доступен ещё один вариант отделки – чёрный рояльный лак. Изготовление вручную каждого такого корпуса занимает, ни много ни мало, 144 часа!

Прослушивание: история о двух усилителях и сабвуфере

Поскольку колонки представляют собой «конечное звено» в общей цепочке аудиосистемы, на качество звучания влияют выбор усилителей и источников сигнала. Вам необходимо со всей серьёзностью подойти к вопросу выбора электронных компонентов. Я много слушала пару PL500 в сочетании с двумя моделями усилителей из довольно разных областей усиления – стереофоническим ламповым Air Tight ATM-1S и парой моноблочных Pass Labs XA100.8.

Когда ко мне, как подарок в рождественское утро, прибыли PL500 II, я сразу же захотела их подключить и опробовать. Поэтому я подключила их к усилителю, уже имевшемуся в моей системе: Air Tight ATM-1S.

Сразу же после извлечения из коробок, эти колонки выдали добротный звук с плотным звуковым образом, впечатляющей детализацией и по-хорошему расслабленной атмосферой. По истечении надлежащего времени приработки я приступила к основному прослушиванию с использованием великолепного лампового усилителя, собранного вручную в Японии.

Это может показаться странным сочетанием. Вынуждена признать: по характеристикам ATM-1S не дотягивает до значений, рекомендуемых компанией Monitor Audio. Но звучание оказалось настолько убедительным, музыкальным и приятным, что я ещё на какое-то время оставила Air Tight в составе системы.

Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

Всё, чему я отдаю предпочтение из моей эклектичной коллекции виниловых пластинок, воспроизводилось с той высокой степенью разрешения и той естественной лёгкостью для восприятия, при которых колонки никогда не звучат вымученно.

Исключительно из любопытства я подключила сабвуфер Crystal Cable Deep Bass Subissimo, отсечённый кроссовером на частоте 40 Гц. Итоги этого эксперимента оставили смешанные ощущения. Если не вдаваться в детали, то басовые динамики были избавлены от части своих функций, в результате чего чёткость, разрешение и разделение низких частот улучшились. Но ценой стало то, что сабвуфер работал как своего рода регулятор тембра, на который он временами оказывал парадоксальный эффект. К примеру, обожаемые миллионами, уникальные голоса Дасти Спрингфилд и Эллы Фицджеральд звучали не столь достоверно и узнаваемо, как должны были при наличии сабвуфера в системе: первый стал глубже, а второй неестественно выше. И ситуацию не спасли даже последующие регулировки кроссовера. Из-за фазовой нейтрализации басов при использовании сабвуфера в какой-то степени утратилось ощущение энергетики на верхних средних частотах, но в качестве компромисса средние частоты стали более открытыми в других областях спектра. Я также обнаружила, что при отсутствии сабвуфера звук становится приятнее, а при его наличии – немного суше. Тем не менее, сабвуфер, по-видимому, действительно слегка углублял звуковую сцену и делал более воздушными и объемными некоторые масштабные оркестровки (например, присутствующие в вальсе Хачатуряна из фильма «Маскарад» на альбоме лейбла RCA в переиздании от Analogue Productions). Однако чрезмерное разделение может стать палкой о двух концах в случае утраты слаженности звучания – одной из сильных сторон PL500 II.

В итоге я продолжила без сабвуфера.

На вопросы отвечает Дин Хартли, технический директор Monitor Audio Ltd.

На вопросы отвечает Дин Хартли, технический директор
Monitor Audio Ltd.

Когда вы начали работать на Monitor Audio?
Я пришёл в Monitor Audio на должность технического директора в 1997 году. Я был вовлечен в процесс приобретения этой компании, продаваемой ушедшим в отставку предыдущим (со времени основания в 1972 году) владельцем. В то время я был единственным техническим специалистом по акустическим системам, являвшимся частью новой инвестиционной группы. Сейчас моя британская команда состоит из шести инженеров-акустиков, шести механиков-конструкторов, трех инженеров-программистов и менеджера по проектам. Кроме того, на меня внештатно работают ещё один менеджер по проектам и четыре инженера-проектировщика.
Какой тип звучания нравится лично вам?
Предпочитаю увлекательное и динамичное, но при этом сбалансированное звучание. Серия Platinum II демонстрирует именно тот характер звучания, которого я стремился достичь много лет и который, обладая высоким динамическим контрастом и воодушевляя слушателя, не утомляет слух.
К чему вы стремитесь в звуковом отношении при разработке колонок? Испытываете ли вы какие-то конкретные влияния?
Думаю, то, что на меня повлияло, произошло много лет назад, когда я создавал мониторы для студий звукозаписи. Ключевые элементы этой среды должны обеспечивать достоверное воспроизведение звука за счёт соблюдения фундаментальных принципов проектирования. Некоторые из технических приёмов могут быть реализованы только в акустических системах высочайшего класса, поскольку тут используются дорогостоящие материалы. Один из примеров – уменьшение искажений. Для этого конструктивные элементы динамиков серии Platinum II тщательно продуманы, сложны в изготовлении и, как следствие, недёшевы.
Сколько времени ушло на разработку PL500 II? Первая ли это акустическая система в линейке, работа над которой была успешно завершена?
Тема нынешней статьи – флагман второго поколения серии Platinum. Разработка первого была начата в 2007 году и длилась около трех лет. Идеи, заложенные в концепцию новой серии, появились в феврале 2014 года, и уже на выставке CES в январе 2016 года мы представили новый модельный ряд.
Что вы считаете самой существенной технической разработкой в PL500 II?
В конструкции топовой колонки использованы многие из тех же компонентов и основополагающих решений для динамиков, что и в остальных моделях серии Platinum. Однако, это единственная модель с применением двойной СЧ-конфигурации (M-T-M) по схеме д’Апполито. Благодаря этому звуковой образ, формируемый новой PL500 II, невероятно сфокусированный и точный по сравнению, например, с PL300 II. Это связано с тем, что у PL500 II иная диаграмма рассеивания и существенно ниже искажения.
И напоследок – самый интересный вопрос. Расскажите о вашем первом опыте использования высококачественной аудиоаппаратуры. Как это было?
Мне было лет 8 или около того, когда отец купил hi-fi-систему Quad с колонками ESL. Я считал, что эта техника звучит просто невероятно, и решил, что на каком-то этапе своей жизни посвящу себя музыке и работе со звуком. И это несмотря на то, что источником звука был восьмидорожечный магнитофон, так как проигрыватель пластинок всё время, сколько я себя помню, был сломан. Когда мне стукнуло 14, я собрал свой первый комплект, состоявший из старых колонок Leak и Wharfedale.

 

Как альтернатива, была использована «тяжёлая артиллерия»: пара моноблоков Pass Labs XA100.8.

Эти безупречные полупроводниковые усилители класса А определённо добавили звучанию мощи и внесли в него ряд других кардинальных изменений. С появлением XA100.8 пришлось немного пожертвовать текстурированностью, детализацией инструментальных партий и дифференциацией в обмен на прибавку «мускулистости», скорости и атакующего напора. Кроме того, эти усилители, с их полновесным и мощным звучанием (особенно при воспроизведении рока и блюза), сделали звук чётче и акцентированнее, повысив, что называется, мгновенную привлекательность продукта.

«Тяжеловесы» откровенно требовали чего-то по-настоящему «мясистого», поэтому я поставила альбом Dire Straits Brothers in Arms. Было приятно слышать разделение бас-гитары Fender и бас-барабана в «Money for Nothing», а жалобный тенор Стинга в роли бэк-вокалиста сиял сквозь микс, словно луч света, с поразительной яркостью.

При прослушивании некоторых треков из альбома Мадди Уотерса Folk Singer в полной мере передавались доверительность и непосредственность этой скромной классической записи. Закрыв глаза, я мысленно перенеслась в прошлое, ощутив себя невольной участницей сессий 1963 года в чикагской Tel Arc Studios. При воспроизведении «My Captain» меня сопровождало потрясающее ощущение окружающей акустической атмосферы, присутствия и реализма, когда выкрики Мадди эхом отдавались в кабине для записи, а резкие атакующие переходы струн его гитары и гитары Бадди Гая резонировали, а затем плавно и отчётливо затухали вокруг. Обширная звуковая сцена с отчетливым позиционированием и формированием звуковых образов малого барабана и баса с четкой артикуляцией обоих инструментов были особенно заметно выражены в “My Home Is in the Delta”. В “Long Distance” протяжные сустейны и затухания гитары и баса не без труда, но всё же прошли «длинную дистанцию». Это было увлекательное (если не сказать захватывающее) прослушивание!

Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

Возвращаясь к классике, я включила концерт для фортепиано № 2, опус 101 Шостаковича в исполнении Бернстайна. И вновь PL500 II с усилителями Pass выдавали большую звуковую сцену, соизмеримую с полномасштабным оркестром.

Прибавив громкость, я была потрясена высотой разрешения подачи материала, который был полон энергичного воодушевления в диапазоне от пианиссимо до форте и далее.

Колонки точно передавали интенсивность ударов пальцев по клавишам и молоточков по струнам. В области верхних средних частот я заметила легчайший намек на паразитные призвуки в нескольких нотах, но степень детализации и общая стабильность звукового образа от этого не страдали. Кроме того, я уловила легкий шелест нот на пюпитре в начале второй части.

Тем не менее, при прослушивании этой и других записей классики из моей подборки казалось, что усилитель Air Tight делает звучание более динамичным и воздушным, чем при использовании моноблоков Pass Labs, тогда как свойственные последним более выраженные звуковые весомость и стабильность (можно сказать, солидность) лучше подходили для рока, блюза и энергичной поп-музыки. Однако сколько-нибудь серьезных нареканий ни Air Tight, ни Pass Labs не вызывали ни разу, неизменно доставляя удовольствие от прослушивания.

Единственный изъян этих колонок, заметный наиболее привередливым слушателям (вроде меня), заключается в том, что при воспроизведении определенных записей я заметила несколько чрезмерную «выдвинутость» звука вперёд. Хотя я никогда не считала это по-настоящему раздражающим. Чем дальше от колонок я сидела (скажем, в 4 – 5 метрах, а не в 2 – 3), тем меньше это было заметно. С другой стороны, PL500 II отлично справляются с проецированием вне центра, что делает их удачным выбором для прослушивания в компании.

Немного наращиваем темп и вносим предельное разнообразие в подборку.

Альбом Lost and Found коллектива Buena Vista Social Club прозвучал, как мне показалось, несколько динамичнее, чем при использовании другой акустики референсного уровня. Мне до этого момента не хватало «высокооктанового» энергетического заряда, который буквально выплёскивается из этих музыкантов. И это тот редкий случай, когда придирки если и уместны, то лишь при большом желании.

Если вы из тех, кто ценит, прежде всего, прозрачность звучания, то эти колонки, возможно, для вас не идеальны. Они продемонстрировали насыщенный, выстроенный главным образом по восходящей, но временами неявный баланс с электронными компонентами системы, что не мешало инструментам звучать слаженно, музыкально и благозвучно.

Игра по-крупному: напольная акустика Monitor Audio PL500 II в обзоре The Abso!ute Sound

Заключение

Существует множество факторов, облегчающих или осложняющих получение по-настоящему качественного звука: кроссовер, корпус, резонансы, чувствительность, непреодолимое стремление слушателя к повышению мощности.

К счастью, несметное число технических инноваций от Monitor Audio позволило PL500 II полностью соответствовать всем мыслимым критериям качества. Их звучание оказалось бесконечно приятными по уровням глубины и детализации, музыкальности и общей слаженности. Более того, они способны «отрываться» и «качать» в самом хорошем смысле.

Короче говоря, независимо от ваших предпочтений, с этими напольниками вы точно не просчитаетесь. Какую бы допустимую мощность вы к ним не подводили и в какой бы конфигурации их ни использовали. Это колонки, действительно стоящие потраченных денег – по всем критериям.

Когда эти ребята меня покинут, это разобьёт мне сердце, – я даже подумывала о том, чтобы приковать себя к ним цепями. Если у вас есть тяга к масштабному, смелому и захватывающему звучанию, имеется комната нужных размеров и желание иметь мощнейшие колонки флагманского уровня, обеспечивающие практически всё то, на что способны гораздо более дорогие конкуренты, обязательно послушайте, как звучат Monitor Audio Platinum PL500 II.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите ваш комментарий!
Ваше имя