Линейный массив из шести сабвуферов REL — это, конечно, невероятно здорово! Но не следует недооценивать и тот удивительный эффект, который способна обеспечить всего лишь пара REL 212/SX. Какие факторы являются первостепенными при выборе?
В рубрике «Территория баса» мы продолжаем публикацию переводов материалов из блога Джона Хантера, владельца и главного разработчика британской компании REL – всемирно известного производителя сабвуферных систем.
Правильно настроенный линейный массив из шести сабвуферов серии S или Reference оставляет поистине незабываемое впечатление. Многие рецензенты считают такое звучание лучшим из когда-либо слышанного ими. Тем не менее, в большинстве случаев пара 212/SX даёт именно тот звук, что вам хотелось бы иметь у себя в комнате.
Что же станет критериями для выбора в подобной ситуации?
-
Размер помещения
Далеко не каждая комната прослушивания подойдёт для установки линейного массива из шести сабвуферов. С другой стороны, если гостиную украшают разнообразные предметы искусства, то вам не захочется, чтобы какие-то черные ящики загромождали пространство и заслоняли обзор.
-
Цена
На момент написания этой статьи пара REL 212/SX стоила 1 320 000 ₽. Тогда как массив из шести Carbon Special – почти вдвое дороже.
-
Назначение системы
Не менее важно сосредоточиться и на целях, которых вы стремитесь достичь. Если вы хотите создать систему, идеально походящую как для музыки, так и для кино (и в силах вложить немалые средства в решение этой задачи), то массив из шести сабвуферов серии S или выше обеспечит вам такие впечатления, о которых многие могут только мечтать.
Если же вам достаточно просто великолепной системы, способной выдавать мощную динамику, плюс многое из того, что может предложить предлагает линейный массив, но с меньшими сложностями при установке и настройке, остановите свой выбор на паре 212/SX.
Чтобы лучше понять нюансы, которые влияют на выбор, внимательно рассмотрим оба варианта. В обоих случаях в качестве основной акустики мы будем использовать Wilson Audio Sascha DAW, но изменим масштаб помещения и, что ещё важнее, назначение каждой из систем.
Система №1:
сетевой проигрыватель Hi-Fi Rose RS250, подключённый к интегральному стереоусилителю Pass Labs INT-250, который раскачивает колонки DAW Sascha в просторной гостиной 3.6 x 5.8 x 9.5 м. Гостиная имеет открытую архитектуру с «задней» стеной, выходящей в столовую и кухню. Кроме того, в комнате используется AV-ресивер Yamaha Aventage RX-A6A. Который контролирует два основных канала через тот же усилитель Pass Labs. Он также приводит в действие остальные семь каналов, включая центральный и пространственного звучания. Мебель в комнате имеет относительно скромные размеры. И, поскольку система используется преимущественно в гостиной, приходится идти на некоторые компромиссы.
Такая система предлагает идеальный сценарий для использования пары REL212/SX. И не следует сожалеть, если вы предпочли этот сценарий линейному массиву. Он даст несоизмеримо больше того, о чем большинство из нас может лишь мечтать.
Рекомендации REL: в реальности, с точки зрения производительности, пара 212/SX ближе к шести, чем к четырём Carbon Special, установленных попарно друг на друга. Дело в том, что уникальный по своей конструкции верхний пассивный излучатель 212/SX, обращенный назад, генерирует часть гармоник, свойственных линейному массиву.
Система №2:
цифро-аналоговый преобразователь DCS Bartok Apex с предусилителем ARC REF 6 SE и моноблоками Audio Research M-160. Помещение продуманной конструкции с акустической обработкой размерами 3.2 x 5.2 x 8.4 м. Оно представляет собой практически идеальное пространство для прослушивания.
Система стерео/кинотеатр, оборудованная по последнему слову техники! В том числе – театральный процессор профессионального уровня и соответствующую потолочную акустику Dolby Atmos. В идеале, здесь можно установить массив из шести Carbon Special (если вы не собираетесь двигаться дальше по цепочке Wilson), либо, если в будущем появится возможность перейти на акустику Alexia или Alex V, рассмотрите покупку шести No. 31.
Разница между этими системами обусловлена планами, которые вы вынашиваете в их отношении.
Система №1 – прекрасная универсальная инсталляция, которая будет делать практически всё, что от неё потребует счастливый обладатель. И какими бы ни были ваши предпочтения – стерео или многоканальное прослушивание, – система, поддержанная парой 212/SX, успешно справится с любой задачей.
Система №2 предназначена для искушённого слушателя. Он предъявляет к любому решению максимально высокие требования. И, главное, располагает неограниченным бюджетом. И возможностями оборудовать идеальное помещение, чтобы получить оптимальное качество звука.
Для ценителей хорошего звука открыт эволюционный путь, и каждый проходит его по-своему. Одни, вместе с развитием своей системы, достигли той точки, когда становится понятно: линейный массив – это вершина, с которой открывается все то, что они искали всю свою жизнь. Другие, наверное, хотели бы добиться того же. Но, по тем или иным причинам, не могут себе этого позволить. Возможно, в их семье есть несколько любителей музыки. И поэтому выбранное решение должно отвечать потребностям разных пользователей. Чёрт возьми, да контент Spotify через систему №1 просто взорвет мозг подросткам, которые привыкли слушать музыку только на мобильных устройствах!
Эта статья призвана всего лишь обозначить два разных подхода к выбору элементов системы. Здесь не применимы понятия «правильно» или «неправильно». Ведь тот и другой подходы имеют право на существование из-за разных потребностей владельцев.
В конце концов, всё сводится к тому, чтобы быть честным с самим собой. И сделать выбор, который наилучшим образом отвечал бы вашему образу жизни и вашим потребностям на нынешнем её этапе. А теперь, прошу меня простить. Я поставлю новый диск в транспорт PS Audio, чтобы погрузиться в долгое и приятное прослушивание со своим массивом из шести S/510.
John Hunter,
REL Owner & Design Director