Кембриджский университет — один из старейших в Великобритании, ему уже более 800 лет. Компании, основанной неподалеку от него, его выпускниками и носящей то же самое имя, в следующем году исполнится «всего» 50, с другой стороны — для производителя домашней электроники пол века это довольно солидный возраст.
В год основания Cambridge Audio выходит ее первый продукт — интегральный усилитель P40. Спустя пару лет появляется первый тюнер (T50), а еще через год дебютируют акустические системы R50 с трансмиссионной линией в качестве оформления низкочастотного звена. Это оформление имеет также название четвертьволнового резонатора и зная его длину (7 футов) нетрудно прикинуть нижнюю граничную частоту — 40 Гц. А еще этот лабиринт был наполнен натуральной длинноволокнистой овечьей шерстью.
В 1985 году выпускается дебютный CD-проигрыватель компании, под лаконичным названием CD1, хотя по сути это была связка из траспорта и конвертера. В 1994 году CA покупается компанией Audio Partnership, принадлежащей Джулиану Ричеру. Он же является владельцем торговой сети Richer Sounds, одной из крупнейших в Великобритании. Девяностые запомнились поклонникам марки выпуском первого ЦАП DacMagic (чей успех был повторен в 2008 году) и очередной связки транспорт/конвертер DiscMagic/IsoMagic, где ЦАП выглядел как подставка под привод. Разработал все эти аппараты Джон Уэстлейк, ранее трудившийся в Pink Triangle, а впоследствии замеченный в Audiolab и Peachtree.
Пару лет назад, одновременно с легким ребрендингом была анонсирована серия CX, состоящая из CD-транспорта, сетевого аудиопроигрывателя, пары интегральных усилителей, пары AV-ресиверов и BD-проигрывателя. Мы протестируем транспорт, стример и старший из усилителей. Начнем с технических особенностей.
С транспортом CXC все предельно просто — блок питания на базе традиционного тороидального трансформатора и проприетарный привод S3, «позаимствованный» из флагманской 851-ой серии. Собственно говоря, больше от него ничего и не требуется, отсюда и гуманный ценник.
Сетевой проигрыватель CXN оснащен импульсным блоком питания, USB-контроллером на базе XMOS, подключением к проводной и беспроводной сети, а также Bluetooth и AirPlay. Цифро-аналоговое преобразование осуществляется парой конвертеров WM8740, но предварительно исходный сигнал пересчитывается до разрешения 24 бит/384 кГц по технологии Anagram Technologies ATF2 (Adaptive Time Filtering). Для отображения информации используется цветной дисплей диагональю 110 мм, а для управления — комплектный пульт ДУ и/или приложение для iOS и Android. С локальных накопителей и по сети поддерживаются файлы с разрешением вплоть до PCM192 и DSD64, кроме того, доступны Интернет-радио и Spotify. И кстати — WLAN и Bluetooth не встроенные, а задействуемые с помощью пары фирменных «свистков».
Блок питания интегрального усилителя CXA80 построен на базе массивного тороидального трансформатора номиналом порядка 750 Вт и банка фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью около 30 тысяч мкФ. Bluetooth, USB-приемник и ЦАП аналогичны таковым в стримере, разве что в усилителе установлен только один WM8740 вместо пары. Тем не менее, если цифровые источники в планируемой системе вторичны, то имеющегося потенциала усилителя хватит с лихвой. В выходном каскаде каждого канала трудится по паре полевых транзисторов — а вот это уже серьезная заявка на аудиофилию.
В свое время японский Hi-Fi существенно потеснил европейский, в первую очередь — за счет функционала и презентабельной внешности. Про звучание тогда задумывались примерно на уровне работоспособности, звук есть — значит аппарат работает, остальное — вкусовщина, которую при необходимости можно подрихтовать эквалайзером. Но постепенно пришло понимание, что содержание куда важнее формы. К тому времени Европа уже что называется вошла в раж и сейчас перед нами комплект, полноценный не только с точки зрения порой эфемерного качества звучания, но и предельно насыщенный функционально. Начнем с конца: 80 Вт на канал при нагрузке 8 Ом (и 120 Вт на 4 Ома) с лихвой хватит для любых колонок, а то, что эти ватты настоящие, а не написанные на бумажке, подтверждает даже потенциал блока питания. Цифровая часть усилителя — приятный бонус, им же можно назвать и транспорт. Если в хозяйстве скопилось изрядное количество компакт-дисков, а перегонять их в файловый домен недосуг, то CXC вряд ли кого-то разорит, в противном случае можно обойтись и без него, поскольку основной источник — безусловно CXN и тут с ним сложно тягаться. Если попытаться описать получившуюся систему одним словом, то вероятно это будет слово своевременность. Она действительно появилась в нужное время и в нужном месте и похоже понимаю это далеко не я один.