Большинство любителей домашнего кино вполне в состоянии поставить саундбар под телевизор. Продвинутые энтузиасты при желании и необходимости выберут ресивер, подключат к нему источники и колонки, а может быть и повесят проектор с экраном.
Профессионалы проштробят стены будущего домашнего кинотеатра ещё на этапе строительства или ремонта. А также заложат туда чуть ли не километры проводов – зачастую далеко не самых дешёвых и нередко без острой на то необходимости: просто на всякий случай, а вдруг – в будущем понадобится? Ведь «исправлять» по-готовому никто не даст.
Но что делать тем, кто, с одной стороны, не готов на компромисс (в виде того же саундбара или банального набора колонок с ресивером), а с другой – не имеет привычки переплачивать за избыточные и порой – исключительно потенциальные коммутационные возможности, при этом не желая страдать в будущем от несовместимости имеющегося парка техники с новыми форматами изображения и звука.
Именно для самых расчётливых мы и затеяли этот грандиозный проект – строительство в нашем офисе полноценного кинозала по уникальной технологии Audio Video Bridging. На сегодняшний день эту технологию в индустрии бытовой электроники поддерживает и развивает единственная компания – немецкая AIA Ascendo, основанная в 1999 году Юргеном Шойрингом, Штефаном Кепфом и Норбертом Хайнцем.
Идея же этого цикла публикаций заключается не только и не столько в демонстрации возможностей получившейся системы – для этого было бы достаточно описать конечный результат, – но и в особенностях реализации такого проекта, возможных трудностях и способах их преодоления. Так что же это за зверь такой, AVB, и почему мы, вслед за Ascendo, выбрали именно его для построения бескомпромиссного домашнего кинотеатра?
AVB – это семейство протоколов, разработанных институтом инженеров электротехники и электроники (тем самым IEEE, который стандартизировал такие интерфейсы, как USB и FireWire, не говоря уже про Ethernet и Wi-Fi). Собственно говоря, Audio Video Bridging – это и есть технология передачи аудиовизуального контента по банальным витым парам, стоимостью которых, по сравнению с остальным оборудованием, можно пренебречь даже при километровых длинах. Но безусловно, это не единственное и далеко не самое главное достоинство AVB.
В аналоговых трактах не существует проблем с задержками и синхронизацией сигнала, правда порой это единственное их положительное качество. Что же касается цифрового контента, при этом многоканального и зачастую сопряженного с видеосоставляющей, то здесь эти аспекты выходят на первый план. В свое время решить эту задачу должен был вышеупомянутый FireWire (IEEE1394), но по целому ряду факторов он не получил широкого развития, а вот за AVB уже проголосовали и Harman и BMW и Bosch и еще куча компаний различного профиля.
Что же предлагает Ascendo?
В ее ассортименте имеются настенные и потолочные колонки с коаксиальными динамиками, а также настенный и отдельно стоящий сабвуферы. Модели доступны как в классическом пассивном, так и в полностью активном варианте с интерфейсом AVB, то есть подача сигнала на них осуществляется посредством витых пар, а настройка и управление возможны даже с планшета.
И еще один немаловажный момент: полноценный кинозал – это почти всегда киловатты потребляемой мощности, что может стать неприятным сюрпризом, например, в загородном доме с его естественными ограничениями на подачу энергии. В данном же случае, за счёт схемотехники усилительных модулей колонок, удалось существенно сократить энергопотребление, не пожертвовав при этом уровнем звукового давления и динамикой аудиотракта.
В ближайшем будущем должны появиться AV-процессоры, поддерживающие вывод сигнала в стандарте AVB, в том числе это касается и картинки. Но пока мы решили воспользоваться возможностями флагманской модели британской компании Arcam — AV860. К ней мы подключим профессиональную внешнюю звуковую карту Motu 16A и коммутатор Extreme Networks, который уже и распределит AVB-сигнал по колонкам. Естественно, кинотеатр будет в формате Atmos и, кстати сказать, компания Dolby тоже активно поддерживает AVB-стандарт.